Кто довёл казахстанскую авиацию до кризиса, рассказали в сенате

Казахстанская авиация может буквально «сесть на бетон» — из-за дефицита топлива, изношенной инфраструктуры и цен на билеты, неподъёмных даже для лояльных пассажиров. Депутат Суиндик Алдашев на пленарном заседании сената привёл тревожные данные о состоянии отрасли, сообщает Orda.kz.
Начал он с того, что стоимость авиабилетов в Казахстане остаётся очень высокой. Почти 37 % в структуре стоимости билета — это авиатопливо, ещё почти 15% — техническое обслуживание, 10 % — аэропортовые сборы, более шести процентов — обслуживание пассажиров. Главная беда — топливо. Отечественные НПЗ просто не производят необходимые объёмы авиакеросина.
«По итогам 2024 года объём производства составил 726 тыс. тонн авиатоплива, а дефицит — 237 тыс. тонн, это составляет 25 %. К 2030 году этот дефицит может дорасти до 530 тыс. тонн», заявил сенатор.
На продаже топлива авиакомпаниям зарабатывают аэропорты и аффилированные с ними структуры. В итоге цена керосина выросла на 10–20 %, его розничная стоимость — 1100 долларов за тонну.
«Прибыль от реализации авиатоплива составляет основную часть дохода у отдельных аэропортов. Есть аэропорты, которые не заинтересованы в доступе рыночных игроков к данной инфраструктуре — и это является причиной высокой стоимости топлива для авиакомпаний. Как следствие — высокая цена на билеты», — объяснил Алдашев.
Закупки авиатоплива за рубежом сократились на 58 %, а сам рынок — непрозрачен.
Ещё одна проблема в том, что с наземным обслуживанием и аэродромной инфраструктурой во многих регионах всё плачевно. Аэродромы и оборудование зачастую находятся в аварийном состоянии и нуждаются в серьёзной реконструкции.
«В Алматы есть авиационная академия, но у неё нет сертификата европейского образца. Авиакомпании, работающие по международным стандартам, не могут принимать её выпускников на работу»,указал сенатор.
Все эти вопросы, по мнению депутата, «не решаются уже долго и могут привести к системным недочётам в авиационной сфере».
Ранее мы писали, что у Казахстана снизился рейтинг безопасности полётов.
Читайте также:
Лента новостей
- Школьников Усть-Каменогорска отправили на дистанционку из-за ядовитого смога
- Новых прокуроров назначили в Актау и Атырау
- Оповещение о последнем землетрясении МЧС назвало «возможной ошибкой»
- Тихая боль Урала: как убивали Яну Легкодимову
- Больше сотни скелетов древних животных нашли недалеко от Алматы
- «Журналисты в тюрьме больны, но их не лечат»: адвокаты Мухаммедкарима и Тлеужан бьют тревогу
- Погибла семья с трёхлетним ребёнком — кадры с места жуткого ДТП в Актобе
- Алматинку накажут за розыгрыш в ташкентском метро
- Бассейн с подогревом и 3D-музей: когда закончат реконструкцию «Медеу»
- Новый завод Kia Qazaqstan в Костанае: что изменится для автопрома и образования
- Ударят ли антироссийские санкции по казахстанским банкам?
- Роскошь в депутатском городке: кто продаёт особняк за восемь миллиардов в Астане
- Каждый второй ребёнок в Узбекистане имеет наследственные мутации
- Через 15 лет в Казахстане появится четвёртый НПЗ — власти назвали место
- «Знаете, кто я такой? Я авторитет»: прокурор Актау лишился должности после дебоша в аэропорту
- Трамп ввёл санкции против «Лукойла»: как это отразится на Казахстане
- «Не говори так!» — ИИ-директора «Самрук-Казына» научат правильно выговаривать «тенге»
- Евросоюз ввёл санкции против казахстанского банка
- Взрыв беспилотника в Казахстане: в Минобороны сделали заявление
- Казахстанская дзюдоистка, прославившаяся броском охранника, стала вице-мисс мира в Майами