Кресло министра Карабаева закачалось после критики от Токаева, уверены депутаты

cover Фото: Orda.kz

Президент остался недоволен транспортной сферой страны, а именно тем, как проходят грузы на границе. Недовольство было таким, что министр транспорта Марат Карабаев получил выговор. Депутаты мажилиса не исключают, что «полетят головы», если проблемы на границе и в логистике не решатся. Подробнее в материале Orda.kz.

Кто виноват в провале логистики и какие «головы» могут полететь

По мнению депутата Айдарбека Ходжаназарова, критика со стороны президента была справедливой. Он считает, что Казахстан не реализует свой стратегический потенциал как транзитная страна, несмотря на выгодное географическое положение.

«Мы находимся между тремя-четырьмя огромными державами и никак не можем реализовать и действительно поставить на правильный поток и на правильные рельсы наши логистические возможности», заявил Ходжаназаров. 

Депутат считает, что в ближайшее время «ожидается встряска», которая затронет не только Минтранс, но и КТЖ, «Казавтожол» и другие организации в этой сфере.

«Не могу оценивать потенциальные действия, но, возможно, и „головы полетят“. Я думаю, что это своего рода, наверное, предупреждение для министра. Когда ему дают определённый срок, чтобы привести ситуацию в соответствии с ожиданиями главы государства».

Если Карабаев справится, то, по мнению депутата, сможет удержать кресло министра.

«Надо быть расторопным»

Мажилисмен Ерлан Саиров считает, что в дорожной сфере накопилось слишком много нерешённых проблем — и выговор министру был ожидаемым. По его словам, если поручения президента исполнять вовремя и качественно, подобных ситуаций можно избежать.

«Надо работать, быть расторопным. На сегодняшний день качество республиканских дорог по всему Казахстану, строительство дорог неудовлетворительное», сказал он. 

Депутат подчеркнул, что примеров долгостроев множество. Один из них — дорога Майкапшагай — Георгиевка в ВКО, которая строится уже около пяти лет. И это, по его словам, не единичный случай. Он также обратил внимание на приграничные пункты пропуска. По его мнению, состояние казахстанских постов проигрывает по сравнению с соседними странами.

«Они же везде в неудовлетворительном состоянии. Если посмотреть состояние тех же пунктов в зарубежных странах — в Узбекистане, у наших соседей, в России и так далее — там в принципе никаких проблем нет. Только когда в Казахстан заезжает транспорт, у нас появляются проблемы. Это говорит о том, что хромает менеджмент».

Саиров убеждён, что министерству нужно срочно менять подход — как в управлении, так и в темпах реализации проектов. Он также отметил, что у министра ещё есть возможность исправить ситуацию, но сигнал от президента был достаточно серьёзным.

«Если министр, конечно, успеет все эти нарекания исполнить, тогда, я думаю, он останется на посту. Но выговор — это уже очень серьёзное предупреждение относительно занимаемой должности», заключил он. 

«Президент имеет право уволить любого министра»

Елнур Бейсенбаев считает, что ситуация с выговором министру транспорта не является чем-то экстраординарным. По его словам, в любой отрасли всегда будут проблемы, и государственная служба предполагает такие моменты:

«Глава государства имеет полное право уволить любого министра. Но я считаю, что это рабочие моменты. Мы должны понимать, что в любой отрасли будут проблемы»

Депутат допускает, что масштаб накопившихся недочётов стал причиной того, что президент лично объявил выговор. Бейсенбаев подчеркнул, что вопросы в транспортной логистике поднимаются не впервые, и среди них — ключевые проекты, сроки по которым уже давно сорваны.

«Мы должны понимать, что у нас в транспортной логистике есть те вопросы, о которых президент уже не единожды говорил. Та же трасса Алматы — Астана,  была обещана сдача в 2023 году. И вот сейчас 2025 год, до сих пор полноценно её не сдали».

Он также упомянул трассу Жезказган — Кызылорда, по которой, несмотря на обязательства, до сих пор есть нерешённые проблемы.

«Об этом тоже глава государства не раз говорил. И деньги должны были выделить, и договорные обязательства подписать. Но даже с трассой между Кызылордой и Жезказганом до сих пор есть определённые проблемы», сказал депутат. 

По его словам, задержки касаются и международных транзитных проектов, что напрямую влияет на товарооборот.

«Вот третий момент — это приграничная ситуация. Именно товарооборот, вот эти проблемы. Международные проекты задерживаются».

Бейсенбаев посоветовал министру воспринять эту ситуацию как вызов и возможность:

«Карабаев — молодой министр. Я думаю, он должен мобилизоваться, воспринять это как рабочий момент. В государственной службе получать выговор — это нормально. Но он должен на все эти замечания быстро выдать какие-то контрдействия и решить все эти вопросы. Ему, наверное, уже срок определили. Я думаю, он должен с этим разобраться»

Глава государства публично отчитал министра транспорта за провал сроков и заторы на границах и сделал ему выговор.

«На границе проблемы с пропуском грузов, сами пропускные пункты — неудовлетворительного состояния, а крупные инфраструктурные транзитные проекты отстают от графиков», сказал президент.

Читайте также:

Лента новостей

все новости