Контроль за СМИ и общественным мнением: зачем в Казахстане внедрили список «иноагентов»

cover Фото с сайта yakutia.info

Минфин Казахстана опубликовал список физических и юридических лиц, финансируемых из-за рубежа. Всего в реестре оказалось 240 общественных фондов, различных НПО, экологических компаний, журналистов и правозащитников. Корреспондент Orda.kz выяснил, зачем нужен этот список «иноагентов» и чем он чреват для тех, кто в нём состоит. 

С чего всё началось? 

Как утверждают в комитете госдоходов, с 2018 года в Казахстане появилось требование предоставлять отчётность в налоговые органы для лиц, которые получают деньги или иное имущество от иностранных государств и международных организаций. Распоряжение закреплено в статье 29 Налогового кодекса РК. 

Отчитываться о поступлении финансирования из-за рубежа должны те, кто занимается:

• предоставлением юридической помощи, в том числе защитой интересов граждан и их консультированием;

• изучением и проведением опросов общественного мнения, социологических опросов. Как объяснил корреспонденту Orda.kz юрист Илья Князев, в этой категории не учитываются опросы общественного мнения и социологические опросы, проводимые в коммерческих целях;

• сбором, анализом и распространением информации, «за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях».

При этом правило, подразумевающее отчётность об иностранном финансировании, не применяется к госорганам. Хотя, по словам общественности, было бы полезнее ввести соответствующий реестр в отношении  чиновников и других граждан РК, которые имеют иностранные счета и имущество за рубежом. 

Источник: комментарии под публикацией Masa.Media о появившемся реестре
Источник: комментарии под публикацией Masa.Media о появившемся реестре

 

В 2022 году в статью 29 внесли изменения, согласно которым КГД должно не только собирать информацию о финансах из-за рубежа, но и публиковать сведения о них на своем интернет-ресурсе. Таким образом, появился реестр лиц, получающих деньги из иностранных источников.

«Реестр иноагентов»: выдумка или реальность? 

В Казахстане список лиц, финансируемых из-за рубежа, публикуют впервые. Документ, по официальной информации, направлен на то, чтобы обеспечивать доверие казахстанцев к НПО.

«Поправка направлена на повышение уровня доверия граждан как к государству, так и неправительственным организациям», – прокомментировали в КГД.


Тем не менее Князев полагает, что для реестра могут найти и другое применение:

«В данный момент этот список нужен, чтобы контролировать деньги и имущество, получаемое нашими НПО или физическими лицами из-за рубежа. Для чего это делается? Наверное, для контроля НПО. При этом ни депутаты, ни другие госорганы в этот реестр не попадают согласно Налоговому кодексу. Сопутствующие цели, которые может преследовать данный реестр в будущем, как мне кажется, схожи с тем, что в данный момент происходит в России – контроль за СМИ, контроль за публикациями, контроль за общественным мнением и так далее», – говорит юрист.

Помимо назначения реестра, казахстанцев также начал интересовать вопрос, столкнутся ли с ограничениями лица, попавшие в список. Согласно законодательству Казахстана, граждане и организации, включённые в реестр, не сталкиваются с какими-либо последствиями. Илья Князев подчеркивает, что в то же время иноагенты в России окружены некоторыми ограничениями.

Они не могут: 

  • преподавать и «просвещать» несовершеннолетних в госучреждениях,
  • производить контент для школьников,
  • участвовать в тендерах, закупе товаров для госнужд,
  • получать финансовую помощь от государства, даже в случае занятия творчеством,
  • участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.

Таким образом, сегодня называть «иноагентами» организации и граждан, попавших в казахстанский реестр, не совсем корректно. Хотя юрист обращает внимание на то, что ситуация может измениться:

«Всё вполне может быть так, как в России, если для каких-то целей правительство посчитает, что необходимо закручивать гайки СМИ, блогерам и прочим лицам по политическим мотивам. С одной стороны, вроде – Жаңа Қазақстан, а с другой стороны – такая вот ситуация. Хотя, возможно, будут говорить, что это делается для защиты интересов Казахстана от внешнего воздействия и прочее. Надеюсь, я ошибаюсь», – подчеркивает Князев. 

Несмотря на отсутствие последствий, в Кодексе об административных правонарушениях всё же имеются санкции в виде штрафов, отмечает юрист.

Так, если физическое или юридическое лицо не уведомит о получении иностранного финансирования, то придётся уплачивать штраф от 50 до 350 МРП (172 500 – 1 207 500 тенге). При этом, если организация предоставит недостоверную информацию о доходах, она также столкнётся с санкциями в виде штрафа от 100 до 700 МРП (345 000 – 2 415 000 тенге) с приостановлением деятельности. В случаях повторного нарушения в течение года его оштрафуют на 150 до 1000 МРП (517 500 – 3 450 000 тенге) и запретят работать. 

Что говорят люди, попавшие в реестр?

Некоторые лица из этого списка прокомментировали свое появление там. Так, журналистка Айнур Коскина кратко прокомментировала в Facebook отведённое ей место в реестре, прикрепив собственную фотографию: «Твой вид, когда ты узнала, что тебя признали «иноагентом». 

Айнур Коскина. Фото с личной страницы в Facebook
Айнур Коскина. Фото с личной страницы в Facebook

 Динара Егеубаева, журналистка, которую тоже занесли в реестр, в своем Instagram-аккаунте написала о том, что опубликованный список организаций и граждан с иностранным финансированием рассчитан, прежде всего, на дискредитацию тех, кто вызывает раздражение у казахстанских властей.  

«Комитет госдоходов опубликовал реестр, который в народе получил название «список иноагентов». Ваша покорная слуга оказалась в их числе»,– подчёркивает журналистка.
Динара Егеубаева. Фото из личного архива
Динара Егеубаева. Фото из открытых источников
«Реестр создает такое впечатление, как будто мы деньги в конвертах налом получаем и отрабатываем заказ. Хотя его публикация, видимо, и была на это рассчитана – дискредитировать неугодных», – утверждает журналистка.

В то же время богатая история с иноагентами в России вызывает у казахстанцев напряжение по отношению к собственному реестру. Так, несмотря на то, что сейчас отсутствуют ограничения для тех, кого финансируют из-за рубежа, они всё равно не отрицают, что вскоре всё может поменяться. 

«Наши власти говорят, что ни на что этот список не влияет, но в России это также начиналось. Там, если вы не в курсе, иностранным агентом могут признать, даже не имея иностранного финансирования, а просто находясь под неким иностранным влиянием. Прочитали ли вы «Гарри Поттера» или послушали Queen – вот вам иностранное влияние», – объясняет Дмитрий Дубовицкий, журналист и автор YouTube-канала «За нами уже выехали». 

О реестре лиц с иностранным финансированием начали высказываться гораздо раньше его публикации. Так, уже поднимался вопрос указания источников финансирования и репутации тех организаций и граждан, которых занесут в список.

«Список должен отражать источник. Может, это кажется мелочью, но когда источник финансирования – это грантовые организации, официально признанные в Казахстане, соблюдающие международные договоры и прописывающие такие принципы, как толерантность, открытость, уважение к независимой политике грантополучателя – это важно. Мы заботимся не только о нашей репутации, но и работаем только с партнёрами, у которых надежная репутация», – отметила президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» (тоже попал в список Прим. ред.) Карлыгаш Джаманкулова.

Приказ о публикации реестра лиц с финансированием из-за рубежа начал действовать 26 марта 2023 года. Данные об организациях и гражданах, занесённых в список, будут обновляться каждое полугодие не позднее 20-го числа на официальном сайте КГД. 

Автор: Ксения Киндеева

Читайте также:

Список иноагентов опубликовал Комитет госдоходов: кто в него попал?

Минфин объяснил, для чего опубликовал «список иноагентов»

Лента новостей

все новости