Кому и зачем в Казахстане распродают аэропорты

Казахстанское правительство активно пытается отдать аэропорты страны в частные руки. Со многими это уже получилось. Как в стране продают воздушные гавани, читайте в материале Orda.kz.
В целом аэропорты входят в списки муниципального имущества, подлежащего приватизации. В большинстве случаев государство оставляет за собой имущественное право, но отдаёт частникам управление. В Казахстане насчитывается множество аэропортов, находящихся в собственности как государства, так и частных компаний.
Государственные аэропорты (принадлежат государству или акиматам):
- Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев (Астана) — собственность государства, управление передано Terminals Holding (ОАЭ).
- Международный аэропорт Актау — принадлежит акимату Мангистауской области.
- Международный аэропорт Костаная — находится в коммунальной собственности акимата Костанайской области.
- Аэропорт Петропавловска — в государственной собственности.
- Аэропорт Талдыкоргана — государственный.
Частные аэропорты (в собственности частных компаний):
- Международный аэропорт Алматы — 100 % акций принадлежит TAV Airports Holding (Турция).
- Международный аэропорт Шымкента — принадлежит авиакомпании SCAT.
- Международный аэропорт Аулие-Ата (Тараз) — принадлежит авиакомпании SCAT.
- Аэропорт Сары-Арка (Караганда) — 60 % акций в собственности Тимура Турлова через его компанию Turlov Private Holding, 35 % — у бывшего гендиректора «Верный Капитал» Ерлана Оспанова.
- Международный аэропорт Орал (Уральск) — 49 % акций у российской компании АО «Ретранс», 49 % у Даулетхана Килыбаева, 2 % у ТОО «Уральск менеджмент».
- Аэропорт Жезказгана — принадлежит авиакомпании «Жезказган Эйр» (учредитель — ТОО «Казахмыс»).
Аэропорты, находящиеся в управлении иностранных компаний:
- Международный аэропорт Алматы — управляется TAV Airports Holding (Турция).
- Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев (Астана) — передан в управление Terminals Holding (ОАЭ). Однако тут важно сделать ремарку. Недавно договор доверительного управления Международным аэропортом Нурсултан Назарбаев с арабской компанией ТОО «Terminals Astana Airport Management» завершился. С 7 января 2025 года 100 % акций аэропорта передали в коммунальную собственность города Астаны. Договор, действовавший с 7 ноября 2023 года, истёк 7 января 2025 года. Сейчас акимат столицы готовит новый договор доверительного управления с той же компанией.
- Международный аэропорт Актау — в доверительном управлении ATM Grup Uluslararası (Турция) до 2036 года.
Неудачная продажа
Международный аэропорт Костаная имени Ахмета Байтұрсынұлы находится в коммунальной собственности акимата Костанайской области. В 2024 году акимат предпринимал несколько попыток приватизировать 49 % акций аэропорта. Первоначальная оценочная стоимость этой доли составляла 4,7 млрд тенге, однако три аукциона провалились. В результате аэропорт остался в собственности государства.

В последние годы в аэропорту провели работы по модернизации инфраструктуры. В 2018–2019 годах была реконструирована взлётно-посадочная полоса, увеличена её длина до 2814 м и ширина до 60 м, что позволило принимать более крупные воздушные суда. Также были обновлены залы вылета и прилёта, построены новые перроны и установлены телескопические трапы. Общая сумма инвестиций в реконструкцию составила около 12,4 млрд тенге.
Таким образом, несмотря на неудачные попытки частичной приватизации, аэропорт Костаная продолжает работать под управлением государства, обеспечивая авиасообщение для региона.

Также в декабре 2024 года выставили на торги АО «Аэропорт Павлодар». Тендер на передачу в доверительное управление объявило ГУ «Управление финансов Павлодарской области» по цене от миллиарда тенге. Но торги отменили.
Удачная сделка
В мае 2024 года основатель и мажоритарный акционер Freedom Holding Corp Тимур Турлов выкупил 60 % акций компании ТОО «Sky Service», управляющей аэропортом Сары-Арка в Караганде. Ранее 95 % акций этой компании принадлежали Ерлану Оспанову, бывшему генеральному директору «Верный Капитал». После сделки у Оспанова осталось 35 % акций, а 5 % принадлежат Айдану Аканову, топ-менеджеру «Верный Капитал».
Условия сделки не разглашаются. Но известно, что 28 мая 2024 года ТОО «Sky Service» разместило 230 000 купонных облигаций на сумму 10,1 млрд тенге. Половину этих облигаций купил Турлов, а вторую половину — ТОО «Callabro».

Партнёры планируют превратить аэропорт Сары-Арка в региональный авиационный грузовой хаб. Сейчас аэропорт принимает регулярные грузовые рейсы из Эквадора, Бельгии и Нидерландов, а также служит точкой технической остановки для самолётов из Китая. Эта сделка является частью стратегии Тимура Турлова по диверсификации своих активов и развитию инфраструктурных проектов в Казахстане.
В чём выгода
Экономический обозреватель Юрий Масанов рассказал, на чём делают деньги частные инвесторы, и выгодно ли покупать такой стратегический объект как аэропорт.
«Передают обычно в управление под обязательства инвестора, чтобы он там что-то построил или модернизировал. Например, ему дают право получать прибыль, а он должен взлётно-посадочную полосу или здание аэропорта починить или построить новое и так далее. Инвестору же это интересно с точки зрения улучшать порт, чтобы его услугами пользовались авиакомпании. Например, останавливались на дозаправку, начинали летать новые рейсы через него», сказал Масанов.
По его словам, так и произошло с аэропортами Караганды и Актобе. Их приобретали именно для того, чтобы развивать частные грузовые перевозки. Эти гавани не могут конкурировать с Астаной и Алматы по части пассажирских перевозок, но удобное расположение делает их перспективными с точки зрения перевозок грузовых.
«Если честно, гражданские аэропорты — это, конечно, очень важно, но в основном их и не продают, как я понимаю, а сдают под управление. Аренда грубо говоря. И это не вечная сказка — что-то не нравится ответственным чиновникам, контракт не продлевают. Это не как с ТЭЦ в регионах, которые прям приватизировали», добавил эксперт.
В 2024 году правительство Казахстана объявило о планах передать 22 аэропорта страны в частный сектор под управление европейских инвесторов, чтобы развить транзитный потенциал между Азией и Европой.
Читайте также:
Лента новостей
- Решение принято: в Атырауской области построят завод по выпуску бутадиена
- Крупное ДТП в Алматы: пострадали 23 человека
- США введут «очень жёсткие пошлины» против России и её торговых партнёров
- Мошенники звонят казахстанцам от имени КНБ и Агентства по финмониторингу
- «В Жетысае есть вода»: чиновники уверяют, что в Туркестанской области нет предпосылок к сельхозкатастрофе
- Фальшивая вместимость: чиновников в Актобе осудили за коррупцию вокруг частного детсада
- Компанию Илона Маска судят в США из-за упавшего мобильного телефона
- Мошенница из Костаная обманывала туристов, даже находясь под следствием
- Мобилизация, доходы, цифровизация: Минтуризма Казахстана наделили новыми функциями
- Дело «ЭКСПО»: Талгата Ермегияева отказались выпускать на свободу
- Казахстан будет продавать уран ещё в одну европейскую страну
- Токаев подписал закон об изменениях в системе ОСМС и оплаты медуслуг
- Призовой фонд «Игр будущего-2026» в Казахстане составит 10 млн долларов — если будут спонсоры
- Масштабную реформу госзакупок предлагают в Минэнерго Казахстана
- Памятник вору в законе Лёхе Семипалатинскому поставили в Семее
- Часы казахстанских олигархов за 352 млн тенге выставили на торги
- Хлопок погибает, министр обещал, воды нет: Жетысай на грани сельхозкатастрофы
- Казахстанские школьники завоевали четыре медали на престижной олимпиаде в ОАЭ
- Генпрокуратура подтвердила: Олеся Кексель — подозреваемая по делу о пытках
- Три Байбека за полдня: на суде по делу Перизат Кайрат всплыло имя экс-председателя партии Назарбаева