«Аэропорты даже не окупают собственные затраты». Эксперт о том, что не так с авиаотраслью Казахстана

Одним из гостей проходящего в эти дни в Алматы семинара Green Airports стал директор Международного совета аэропортов Европы (ACI Europe) Оливье Янковец. Он отметил заметный прогресс в авиационной отрасли Казахстана. Но при этом указал и на проблемы, которые мешают её развитию. На какие именно, рассказывает Orda.kz.
Одной из главных проблем казахстанской авиаотрасли Оливье Янковец назвал её государственное регулирование. Речь шла, в частности, про аэропорты. По мнению Янковеца, то, что они работают в рамках регулирования, — это очень большой минус для авиационной индустрии Казахстана.
«Регулирование — это достаточно устаревший инструмент. Регуляторные рамки — это наследие прошлого. И сейчас они не позволяют аэропортам финансировать свою модернизацию. Это чётко видно по очень низким сборам аэропортов Казахстана. Они низкие даже в сравнении с соседними странами Центральной Азии, не говоря о Европе. Низкие настолько, что не позволяют окупить собственные затраты», — говорит Оливье Янковец.
Под сборами директор ACI Europe имеет в виду плату, которую аэропорты получают от авиакомпаний за право использовать инфраструктуру. Позиция ACI и Международной организации гражданской авиации по этому вопросу такая: сборы нужно повышать.
«Это позволит аэропортам быть более устойчивыми в финансовом плане, а значит, даст возможность заниматься долгосрочным планированием. Я имею в виду модернизацию, цифровизацию, планомерное развитие», — считает Янковец.

В этом случае возникает логичный вопрос: не вырастет ли вслед за сборами аэропортов и стоимость авиабилетов? Оливье Янковец считает, что такая последовательность вовсе не обязательна. По его мнению, если такой негативный эффект и случится, то будет краткосрочным.
«Цена на билет — это скорее следствие конкуренции между авиакомпаниями. Мы проводили собственное исследование, где смотрели, что случилось бы, если бы сборы в аэропортах по всему миру стали равны нулю. И мы не увидели никакой корреляции между этим фактором и ценами на билеты», — говорит президент ACI Europe.
Зато, по мнению Янковеца, в случае роста тарифов последовательность может быть такая: повышение сборов — улучшение благоприятной среды в аэропортах — интерес со стороны других авиакомпаний — рост конкуренции. Последний фактор, как считает он, и скорректирует цены на билеты, даже если те изначально вырастут.
«Цены на билеты растут, когда у аэропорта недостаточная пропускная способность. Потому что в этом случае ограниченное количество игроков действует на ограниченном рынке. Тогда у авиалиний появляется власть, пользуясь которой они взвинчивают цены», — объясняет Оливье Янковец.
При этом, по мнению президента ACI Europe, каждый аэропорт нужно рассматривать как отдельный кейс с учётом его потребностей, а не поднимать размеры сборов всем и сразу.
«Если аэропорту нужно улучшить пропускную способность, цифровизацию, уменьшить воздействие на окружающую среду, то тариф нужно поднимать. Но не ради обогащения, а с целью инвестиций», — считает эксперт.
Ещё одна проблема, на которую указал Янковец, также в некоторой степени связана с государственным регулированием. Речь о закупке авиатоплива стандарта Jet A1 — горючего, использование которого постепенно требует Евросоюз. В Казахстане оно пока не производится. Вице-министр транспорта Талгат Ластаев на том же семинаре сказал, что начать его выпуск планируется в 2028 году. Доставка же Jet A1 в Казахстан, как отмечает Оливье Янковец, довольно сложная.
«Чтобы закупить это топливо, нужно иметь дело с государственной платформой. А там возникают сложности и с поставщиками, и с доступностью самого топлива. И, как следствие, — сложности с ценой», — считает Янковец.
По словам эксперта, проблемы с закупкой топлива Jet A1 есть как в Алматы, так и в Астане. И это повод для того, чтобы на ситуацию обратил внимание Комитет гражданской авиации:
«Я считаю, что в Казахстане нужно полностью перезапустить систему закупки авиатоплива».
По словам президента ACI Europe, они сейчас тесно сотрудничают с правительством Казахстана, как раз чтобы резиденты РК смогли получить максимальную пользу от этого взаимодействия.
Читайте также:
Лента новостей
- Казахстанские школьники завоевали четыре медали на престижной олимпиаде в ОАЭ
- Генпрокуратура подтвердила: Олеся Кексель — подозреваемая по делу о пытках
- Три Байбека за полдня: на суде по делу Перизат Кайрат всплыло имя экс-председателя партии Назарбаева
- Qarmet расширяет производство стали: упор на внутренний рынок и глобальный экспорт
- Скандал на алматинском терренкуре: спорную землю обнесли забором
- Никакого перемирия: Трамп пообещал Украине больше ракет
- Токаеву рассказали, как обстоят дела со строительством ГПЗ на Кашагане
- Умер известный кинорежиссёр Александр Митта
- Казахстанцы массово жалуются, что не могут купить билеты на концерт Backstreet Boys
- Казахстан критически зависит от импортной еды
- +44: юг Казахстана окажется на грани перегрева
- Иностранцам станет проще сдать экзамен по казахскому языку для получения гражданства
- Казахстанка стала лучшей на фестивале «Славянский базар»
- Клали кирпич на запреты? Жители Астаны вытащили чиновников на разговор из-за токсичного производства
- Токаев поздравил Макрона с Днём взятия Бастилии
- КНБ поглотил Антикор, чтобы ещё больше угрожать? Orda.kz изучила эволюцию спецслужбы
- Оскорблявшего казашек мужчину арестовали в Кыргызстане
- В тисках правосудия, или Как сойти с ума в тюрьме. Дело «чёрного генерала»
- Жара, град, грозы — прогноз погоды на 14 июля
- Пожарная лаборатория, медцентр для спасателей, новые квартиры: что происходит внутри МЧС