Колеса для чиновников: сколько тратят акиматы на покупку автомобилей?

cover коллаж Orda.kz

Известная поговорка гласит: «Машина не роскошь, а средство передвижения». Однако слуги народа не всегда придерживаются этого правила. В последнее время в СМИ регулярно мелькает любопытная информация о пополнении автопарков акиматов областей, городов и районов. В какие суммы обходятся бюджету «колёса» чиновников, выяснял корреспондент Orda.kz.

Сайт госзакупок полон лотов с запросами на приобретение дорогостоящих машин. Помимо очевидного, то есть высокой цены, в критериях технической документации обнаруживается мешанина из новшеств. Зачастую это требования обязательного оснащения крутыми гаджетами и опциями, без которых автомобиль не потеряет базовых функций, и, казалось бы, можно без них обойтись и сэкономить бюджетные деньги, но не тут то было. 

Не пешком же ходить

В последние годы правительство неоднократно пыталось намекнуть чиновникам на местах, что аппетиты стоит умерить. Периодически из уст первых лиц государства звучали требования сократить количество служебных машин, а то и вовсе запрещали на определённое время покупать иномарки. 

Напомним, весной 2020 года распоряжением президента Касым-Жомарта Токаева был введён трёхлетний мораторий на приобретение через госзакупки легковых автомобилей выше базовой комплектации с объёмом двигателя более 2000 куб. см и не производства государств-членов Евразийского экономического союза. К слову, срок действия запрета истёк как раз в мае 2023 года. Отсюда и многочисленные сообщения о покупках государственными структурами слишком роскошных, по мнению казахстанцев, машин. Впрочем, иногда такие излишества возмущают даже Антикор, после настоятельной рекомендации которого ценовую политику обычно пересматривают и снижают. 

Фото: Акорда

 В апреле на расширенном заседании правительства глава государства отметил, что акимам регионов, городов и районов не дурно бы почаще ходить пешком, чтобы узнавать о проблемах благоустройства вверенных им территорий не из отчётов, а на личном опыте. 

«Акимы должны пешком ходить по своим городам, населённым пунктам. Это касается и столицы», – заявил Токаев.

Несмотря на то, что из окон комфортабельных машин, разъезжающих по центральным улицам, плохо понятно, где минусы инфраструктуры и в чём нуждаются жители, количество дорогих покупок не снизилось.

Кстати, возвращаясь на год назад, стоит вспомнить о поступке акима Алматы Ерболата Досаева, который героически проехал на обычном городском автобусе. Процесс ему не понравился и вылился в упрёки в адрес перевозчиков. Как изменился общественный транспорт южной столицы с тех пор — тема для отдельного разговора, но хотелось бы почаще видеть представителей акимата на остановках. 

Комбинированная кожа для духовной столицы

Из свежих резонансных закупок автомобилей – приобретение двух машин для нужд акимата Туркестана. Цена вопроса – 37,3 миллиона тенге. Первой будет пользоваться сам градоначальник, а второй – его заместитель. Изначально планировали пополнить автопарк мэрии тремя новыми иномарками на сумму 70,9 млн, но что-то пошло не так и закупку провели только по двум из них. 

Что же получат в акимате за эти деньги? К первому автомобилю, за который согласно документам отдали 37 миллионов 290 тысяч тенге, среди обязательных требований числился представительский класс F. 

Это сегмент крупных легковых машин, среди которых такие фешенебельные гиганты, как Porsche, Rolls-Royce, BMW, Lexus, Jaguar, а также люксовые корейские марки. И 37 млн – не самый высокий ценник на такие авто.  

 Конечно, название бренда играет свою роль в ценообразовании, но всё объясняется ещё и внутренним наполнением. Например, в условиях предъявляемых к автомобилю для акима Туркестана указано следующее:

  • наличие трёхзонного климат-контроля,
  • круиз-контроль,
  • бесключевой доступ Smart Key,
  • мультимедийная система с дисплеем 14,5,
  • сиденья из комбинированной кожи. 

Начинка второй машины выглядит попроще, но и цена у неё поменьше – 19 миллионов 900 тысяч. Смотрите, что хотят за такие деньги:

  • зеркало заднего вида с автоматическим затемнением,
  • семь подушек безопасности,
  • регулировку угла наклона фар,
  • датчик освещенности и дождя,
  • системы контроля давления в шинах и внезапно крепление для детских кресел.

Помимо всего в разделе комфорт учтены: система кругового обзора с четырьмя камерами, аудиосистема из 12 динамиков, электрорегулируемая рулевая колонка с функцией памяти, вентиляция передних и задних сидений и многое другое. 

Фото: Pixabay.com

 На вопросы местных журналистов из издания Оtyrar.kz в акимате объяснили важность самого приобретения и всех опций для служебных авто:

«Необходимость в покупке новых авто возникла из-за износа старых. При составлении таких характеристик сотрудники акимата заранее учли то, что Туркестан является духовной столицей тюркского мира и центром притяжения туристов. Поэтому на мероприятиях международного и республиканского уровней на этих машинах будут ездить не только градоначальник и его заместитель, но и другие высокопоставленные лица». 

Также в акимате сообщили, что маслихат в курсе про все траты и одобрил их:

«Решение маслихата утверждено и зарегистрировано в органах юстиции».

 Однако есть и другое мнение. Депутат Сакен Хандиллаев на своей странице в Facebook отметил, что о такой покупке авто и речи не шло:

«Средства, поставленные на приобретение этих служебных автомобилей, не были представлены на рассмотрение депутатам городского маслихата, не попали на обсуждение депутатов. Ни один депутат не слышал и не знал».

Как бы там ни было, договор между заказчиком и исполнителем уже составлен. Машины доставят в Туркестан в течение 30 дней, сразу после того, как необходимые документы зарегистрируют в территориальном подразделении казначейства министерства финансов.

Десять внедорожников за 252 миллиона 

Настоящий автомобильный шоппинг решили устроить в сентябре в акимате Алматинской области, где озадачились покупкой сразу десяти внедорожников. Цена вопроса — 252 миллиона, то есть за одну машину в областной администрации готовы выложить чуть больше 25 миллионов

Заявка появилась на сайте госзакупок, старт приёма заявок намечен на 25 сентября и продлится до 10 октября. 
Среди требований технической спецификации: 

  • автомобиль без пробега
  • не старше 2023 года
  • цвет нужно согласовать с заказчиком
  • длина, ширина, высота не менее 4 886 см, 1 934 см и 1 905 см соответственно
  •  дорожный просвет – не менее 224 мм.

При этом, что интересно, с 2018-го по 2021 годы акимат Алматинской области потратил более миллиарда тенге на покупку 90 автомобилей. И десять миллионов планировал направить на приобретение машины в 2022 году. И здесь возникает ряд вопросов. В первую очередь,  что случилось с этим автопарком? Неужели покупки оказались некачественными? А может, до такой степени плохие дороги в регионе, что даже дорогие иномарки за пару лет превращаются в металлолом?  

К слову, самой популярной в акимате маркой автомобилей стала Hyundai Sonata: в 2021 году закупили 20 единиц, в 2020-м – пять. Поставщик ТОО «Hyundai Trans» получил 305 млн тенге. Самым дорогим автомобилем, приобретённым мэрией региона, стал KIA Quoris. Одно такое авто обошлось бюджету в 28,4 млн тенге. Подробнее об этом вы можете прочитать в материале корреспондента Оrda.kz. 

Кстати, в мае 2023 года руководство департамента государственного имущества и приватизации Алматы бесплатно отдало несколько конфискованных иномарок другим госорганам. Эти машины хотя и считаются дорогими, но уже не новые. 

О том, как в Алматинской области чиновник приватизировал служебный автомобиль Toyota Land Cruiser за миллион тенге и ещё две машины, вы можете прочитать здесь.

Не получилось сэкономить на электрокарах  

Можно также вспомнить случай с электрокарами  за 78 млн тенге. Их в количестве двух штук летом хотел закупить акимат Актюбинской области. В администрации такую покупку объяснили экономией и расписывали преимущества этих машин перед обычными, а также сообщили, что если новинка всех устроит, то, возможно, купят и больше: 

«Конкурс на приобретение двух электромобилей объявлен в связи с необходимостью обновления существующего автопарка акимата области. Что касается выбора электромобилей, то сделано это в целях экономии».

По требованиям: полный привод, не менее пяти мест в салоне и четырех дверей, а также комфорт: двухзонный климат-контроль, дистанционное складывание задних сидений и так далее.

Основными преимуществами в акимате назвали «дешевизну электроэнергии и экологичность». О высокой цене машин при этом никто не упомянул. А также забыли рассказать о том, насколько приспособлена инфраструктура региона для таких специфических автомобилей. Увы, проверить это не удалось, потому что лотом заинтересовался Антикор.

В ведомстве акимату порекомендовали умерить аппетит, так как стоимость оказалась завышена в среднем на 9 млн тенге. Договор о госзакупках быстро привели в соответствие с рыночными ценами, а потом и и вовсе отказались от приобретения. В общем, не получилось сэкономить на бензине. 

Фото: Pixabay.com

 Транспортный коллапс в Жетысуской области 

В конце апреля о дефиците служебных авто заявили в акимате Жетысуской области. На покупку 28 машин для сотрудников аппарата выложили почти полмиллиарда тенге. Что же случилось? Как оказалось, после разделения Алматинской области некоторые чиновники остались без автомобилей.  В общей сложности в них нуждались руководители всех 23 управлений и сотрудники областного маслихата.

Согласно технической спецификации, за одну машину акимат был готов заплатить более 16 миллионов тенге. Надо отметить, что покупали авто отечественного производства. 

«В настоящее время технически изношены 30% автомашин от общего количества, которые подлежат списанию в соответствии с требованиями пункта 285 приказа «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учёта в государственных учреждениях» от 3 августа 2010 года за №393. При приобретении новых автомашин лимит служебных автомобилей не будет превышен», – пояснили тогда в акимате.

А вот старые авто акимат списывать не намерен. Их и далее будут использовать для нужд чиновников Жетысуской области. Резонный подход.

За одну Camry три машины дают 

К слову, вполне экономно подошли к решению транспортного вопроса и в акимате Уральска. В феврале 2023 года там купили Camry 70, но не просто так, а по программе Trade-In. То есть на подержанную иномарку бизнес-класса администрация города обменяла три старых авто из своего автопарка. 

«В связи с тем, что служебный автомобиль Camry 50 2012 года выпуска был в неудовлетворительном состоянии и часто выходил из строя, на его ремонт требовались дополнительные затраты. А это дополнительная нагрузка на бюджет. Для экономии принято оптимальное решение поменять по программе Trade-In Camry 50 и ещё два устаревших служебных авто марки Skoda на один б/у автомобиль Camry 70», – сообщили в акимате Уральска.

Автомобиль, на котором теперь передвигается глава Уральска, 2019 года выпуска.

Купите уже тачку Назарбаева, бронированную 

Пока акиматы раздумывают, чем пополнить свои автопарки, на популярном сайте объявлений продают бронированную машину экс-президента Нурсултана Назарбаева. Бронированный Mercedes экс-елбасы уже не в первый раз всплывает среди предложений на авторынке. Владелец просит за него 222 млн тенге. За эти деньги он обещает «настоящий антиквариат и целую историю нашей страны».

Фото: kolesa.kz

 Сообщается, что Mercedes 600 SEL (Sonderschutz) GUARD B7 вышел с конвейера в 1993 году, он был специально заказан на мануфактуре в Германии и входит в линейку автомобилей, созданных для глав государств.

Пока реальных желающих совершить такую покупку, судя по всему, не находится. 

Кстати, действующий президент ездит на Mercedes-Maybach S650 серии W222. По крайней мере, в прошлом году он был замечен именно на этой машине.

Аналогичная модель 2019 года выпуска нашлась в интернете за 370 млн тенге. При этом надо понимать, что оснащение машин первых лиц государства – это не только комфорт, но и защита при передвижении. Так что бронирование и устройство связи наверняка стоят ещё немалых денег сверху. Ну и, справедливости ради, эту модель не так уж легко найти в интернете. Единственное объявление о машине с пробегом, что удалось найти, и то в архиве.
Тем временем набор опций и примочек у данного авто почти как у нынешних лотов Туркестанского акимата: салон – кожа, дерево, аудиосистема, встроенный телефон, bluetooth, CD, CD-чейнджер, MP3, USB, DVD, DVD-чейнджер, сабвуфер , спортивный режим, бесключевой доступ, климат-контроль, круиз-контроль, бортовой компьютер и многое другое.

Заплатить за роскошь с минимальной зарплаты 

Пока акиматы закупают дорогие авто, казахстанцы активно подписывают петицию с требованием снизить на них налог. Дело в том, что тысячи машин с объёмом двигателя до четырёх литров и более попали под скачок налога на роскошь с 15 МРП (51 750 тенге) до 117 МРП (403 650 тенге).

Речь идёт о двигателях, которые были изготовлены для премиальных авто. Однако все рядовые марки автомобилей, опираясь только на этот показатель, по налогу приравняли к машинам класса «люкс».

Ещё одну петицию в августе подписали более 36 000 казахстанцев. Они требовали, чтобы чиновникам снизили зарплату до минимальной по стране, то есть до 70 тысяч тенге. Простой народ хочет, чтоб привыкшие шиковать управленцы попробовали прожить на эти деньги месяц. 
Ни о каких дорогих машинах и налогах за них с такой зарплатой, конечно, речи идти не может.

Читайте также:

Лента новостей

все новости