Алматы: проблемные кладбища и кладбищенские проблемы

cover Коллаж Orda.kz

Вспыхивающие пожары, акты вандализма и мусорные свалки – с чем приходится сталкиваться сегодня алматинским кладбищам и есть ли способ им помочь?

Кладбища во все времена имели особое значение. Мистический отблеск и сакральный смысл тесно переплетались, и пока в одних странах они становились новыми точками туристического притяжения, в других быстро рождались и так же быстро умирали, забытые и заброшенные.

В Казахстане кладбищенский вопрос как будто и вовсе не замечают. На могилах строят жилые комплексы, вандалы растаскивают металлические оградки, кресты и полумесяцы, а мазары частенько становятся ночлежками для наркоманов и бомжей.

Журналисты Orda.kz прошлись по алматинским погостам и посмотрели, чем «живут» сейчас городские некрополи. А также поговорили с теми, для кого дела загробные – мирской бизнес.  

Подзахоронение. Вид: незаконное

Сегодня в Алматы 71 кладбище, их общая площадь – 764,7 га. Некоторые из них давно заброшены, могилы заросли сорняками, а калитки проржавели насквозь. Тем не менее жизнь вокруг них кипит: на «брошенки» частенько захаживают работники похоронных услуг для незаконного подзахоронения, а вместе с пожарами, сжигающими элитные погосты, у людей сгорают деньги – похоронить человека постепенно становится всё дороже и дороже.

Наш герой Михаил (имя изменено) потерял отца несколько лет назад. Убитому горем мужчине похоронить родственника предложил помочь друг, который работает в сфере ритуальных услуг не первый десяток лет. Причём несколько нестандартно – с подзахоронением.

Подзахоронения на кладбищах – не редкость. Встречаются они с давних времён и, как правило, осуществляются вблизи могилы близкого родственника (согласно санитарным правилам на расстоянии не менее 1 метра).

Могила советского и казахстанского писателя Касыма Кайсенова с подзахоронением его жены Асылхан Кайсеновой

Вместе с тем существуют подзахоронения, когда в ту же самую могилу поверх предыдущего хоронят другого человека, что возможно только по истечении срока минерализации. Чаще всего такое можно встретить на старых кладбищах, где запрещены новые погребения или нет свободных мест.

Обычно для подзахоронения нужно подтвердить родство с упокоенным. Но случается, что похоронить человека могут в неродственных могилах, хотя это нарушение закона.

Как рассказал Михаил, выбор пал именно на такой способ. Причиной тому стало местоположение – кладбище на Ремизовке находится в верхней части города. Добираться до него куда проще, чем на «Батыс», одно из крупнейших кладбищ.

«Такие похороны и вышли намного дешевле: вместо полумиллиона я потратил что-то около 250 тысяч тенге. Туда входило всё: и катафалк, и заказ гроба, и каменная плита», – сказал Михаил.

По его словам, выбор пал на очень старую заброшенную могилу, к которой по виду никто давно не приходил и, судя по состоянию, приходить не собирался. К слову, согласно правилам погребения, на каждого умершего человека для захоронения бесплатно выделяется земельный участок не менее шести квадратных метров. Оплачиваются только услуги по захоронению.

Как работают ритуальщики

Сотрудники ритуальных услуг о своей работе говорят неохотно, особенно с журналистами. А неудобные вопросы и вовсе пропускают мимо ушей. Нам удалось поговорить с одним из них, однако и он захотел остаться за маской анонимности.

Сергей (имя изменено) на вопрос о подзахоронении лишь усмехнулся. По его мнению, сегодня это невозможно: у подавляющего большинства погребённых есть родственники, которые рано или поздно могут прийти на кладбище и обнаружить там совсем другого человека. Брать на себя такую ответственность никто не решается.

Сергей прокомментировал и вопрос необоснованно высоких цен на места на «элитных» кладбищах. По его словам, место на Кенсае стоить, к примеру, 500 тысяч просто не может – любой алматинец может получить там место совершенно бесплатно. В первую очередь, так гласит буква закона.

«Такое мнение сложилось из-за слухов, наверное. Скорее всего, люди отдали 500 тысяч не за отдельное место, а за похороны целиком, начиная от копки ямы и заканчивая строительством мазара. А люди разнесли, что 500 тысяч – это стоимость самого места», – говорит Сергей.

По его словам, прайс всех бюро ритуальных услуг в Алматы одинаковый. Стоимость варьируется от заявленных условий по степени роскоши и религиозной приверженности – похороны по канонам ислама всегда выходят дороже, чем христианские. Ценник растёт из-за необходимости вручную копать могилы, а на христианских кладбищах вырыть яму часто помогает экскаватор.

Как говорит Сергей, минимальная стоимость захоронения – около 58 тысяч тенге для христиан и 90 тысяч тенге для мусульман. Однако, изучив прайс на разных сайтах похоронных бюро в Алматы, мы пришли к выводу, что похороны сегодня выйдут дороже. В среднем самый экономный вариант в рамках обеих религий – от 75 тысяч и до 125 тысяч тенге.

Элитные и неэлитные – состояние кладбищ

«Кенсай»

Самым известным кладбищем не только в Алматы, но и в Казахстане можно смело считать мусульманское Кенсайское кладбище, расположенное в верхней части города – на склонах горы Кок-Тобе. В переводе с казахского языка название можно перевести как «Большое ущелье», оно считается одним из самых красивых некрополей в Казахстане.

В настоящее время захоронения производятся в основном во второй части кладбища, так как на «Кенсае-1» свободных мест практически не осталось. Сюда частенько приезжают не только родственники упокоенных, но и туристы, ведь под сенью высоких подсохших из-за времени деревьев покоятся могилы известных деятелей искусства, музыкантов и всех тех, кто внёс свой вклад в историю Казахстана.

Их могилы встречают пришедших практически с порога. Например, в ста метрах от въезда на территорию некрополя находится могила государственного деятеля Динмухамеда Кунаева. Стоит она достаточно скромно, заметить имя на плите с первого раза не так просто.

Могила Динмухамеда Кунаева (слева) и его жены Зухры Кунаевой

Дорожки здесь чистые и ухоженные, горный воздух приятно холодит и дышать становится легче. Кладбище напоминает скорее уютный парк, где тут и там установлены монументы и памятники.

Могила писателя Габита Мусрепова
Могила композитора Кенжебека Кумисбекова

На пути вверх по кладбищу количество могил известных людей постепенно уменьшается. Между ними вырастают старые погосты с фамилиями обычных незнаменитых людей. Некоторые из могил зарастают густыми зарослями, дожди не жалеют давно некрашеный металл, оставляя ржавые следы.

По дороге нам встретился венгр, который оказался преподавателем одного из будапештских университетов. Он искал могилу тюрколога, венгерского учёного Иштвана Конгура Мандоки, которого в Казахстане прозвали Коныром.

Сам основоположник европейского кыпчаковедения умер в Дагестане, но похоронен был в Алматы. Свою жизнь он посвятил изучению истории кыпчаков и тюркского мира.

Преподаватель из Венгрии попросил журналистов сфотографировать его у могилы учёного

Уходя вглубь территории кладбища, всё чаще можно заметить сваленный здесь мусор и неубранные листья. Лоск элитного кладбища медленно стирается.

Сваленный строительный мусор

«Батыс»

В западном направлении находится «Батыс», крупнейшее действующее кладбище, которое раньше называли Бурундайским. Оно осталось с тех времён, когда находящийся рядом поселок назывался Бурундай. Сейчас же это Боралдай.

Кладбище находится на открытой местности – практически в степи. После горной прохлады «Кенсая» палящее солнце здесь чувствуется особенно резко. До города 20 километров, из-за чего добраться до него проблематично. Ходит туда только один автобусный маршрут №101.

С высоты птичьего полёта хорошо видны масштаб и границы развернувшегося некрополя, который занимает почти три квадратных километра. Кладбище смешанного типа, причём поделено оно на небольшие участки, которые часто сменяют друг друга: за христианской следует мусульманская, после виднеется иудейская, и снова мусульманская.

Прямо у входа торгуют могильными плитами и венками. Цены на последние варьируются от 700 до 12 тысяч тенге. Здесь же отдыхают работники кладбища, стоит их техника и транспорт.

В самом начале кладбища продаётся ритуальная атрибутика

Кладбище имеет довольно унылый вид. «Батыс» стремительно заполняется новыми могилами: в день здесь появляется до 40 захоронений.

Помимо обычных людей, здесь хоронят безродных и бездомных – им отведён отдельный уголок кладбища вдоль стены. Всё, что у них есть – деревянный колышек и металлическая бляшка с номером. Иногда близкие находят потерянных родственников, и прямо посреди поля с колышками вырастают оградки, могильные плиты, кресты и полумесяцы. А главное – имя.

Мусульманская и христианская могилы оказались рядом

Можно заметить, что за могилами безродных практически не следят. Они заросли густой травой, за одежду постоянно цепляются верблюжьи колючки. Некоторые колышки оказались затоптаны и никто не стремится поднять и поправить их.

Здесь хоронят и медицинские отходы: ткани, органы или жидкости организма человека, части тела.

Затоптанные колышки
Покосившийся крест

Возле могил здесь часто оставляют мусор родственники усопших – на дороге валяются выцветшие на солнце ленты и венки, пластиковые стаканчики и пустые баклажки из-под воды. Порой мусор приходится собирать при помощи экскаватора.

Тоскливой атмосферы добавляют и стаи ворон, которые сидят на могильных плитах и провожают взглядом проходящих мимо людей, после возвращаясь к своему делу – собирая остатки еды после пришедших к упокоенным родственников.

Возле могил лежит мусор
Кучку старых венков и веток деревьев убирают экскаватором
Работники кладбища роют новые могилы

К слову, из-за сухостоя летом здесь высока опасность пожаров. «Батыс» уже горел в августе 2021 года, тогда пламя даже перекинулось на могилы.

«Султан-Курган»

Кладбище «Султан-Курган» находится в нижней части города, в народе его часто называют Уйгурским. Раньше здесь хоронили своих родственников преимущественно уйгуры.

Попасть на кладбище проблематично – в Яндекс.Такси просто не существует такой геолокации. Из-за этого приходится доезжать до ближайшего места – улицы Ангарской, однако перед погостом нет ни пешеходной дороги, ни светофора, который мог бы регулировать движение бесперебойного трафика. Впрочем, возможно эти упущения связаны с окраинным расположением мусульманского кладбища.

Фото: Orda.kz

«Султан-Курган» обнесён бетонным забором, относительно новым и даже неплохо сохранившимся. Однако кое-что в нём вызывает вопросы: ворота (вернее, то что от них осталось) кладбища соединяются с забором посредством металлических щитов, которые обычно используются на стройках. Со стороны это смотрится как попытка прикрыть девшееся куда-то продолжение забора или ворот.  

На предкладбищенской территории находятся стоянка и палисадники, а ещё мешки с мусором и неубранной листвой. 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Дальше посетителей встречают стилизованные под восточную крепость ворота. Камни бордюра выкрашены в жёлто-белую палитру. Что до белых опор, то вероятно изначально на них должен был расти виноград. Здесь находится пристройка, состояние которой можно оценить по фотографиям. 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

К кладбищу ведёт вот такая аллея, где есть большая беседка и поставлены памятники. Это можно назвать самым ухоженным местом в «Султан-Кургане».

Фото: Orda.kz

На вопрос, нужен ли кладбищу ремонт, сторож ответил отрицательно. Зато субботники, по его словам, проходят часто, это подтвердили и посетители кладбища. 

Очевидно, что чистота кладбища поддерживается только сторожами и родственниками здесь похороненных. При этом само кладбище явно нуждается хотя бы в частичной реконструкции. 

Обслуживанием и содержанием кладбищ в Алматы занимается ТОО «Специализированный комбинат ритуальных услуг», который финансируется государством. Только в прошлом году аппарат акима Жетысуского района, за которым закреплены все кладбища города, потратил 118 с половиной миллионов тенге на содержание мест захоронений.

Сотрудники компании хоронят и безродных. В среднем на одно такое захоронение из бюджета тратится 26 тысяч тенге.

Кладбища и госбюджет

«Специализированный комбинат ритуальных услуг», согласно договору с акиматом Жетысуского района, должен полностью содержать кладбища, убирать территории, подрезать и сносить аварийные деревья и кустарники, очищать дороги от снега и мусора, а также подготавливать новые участки для захоронения.

До конца этого года компания получит на 26 миллионов больше, чем в прошлом, – 145 146 680 тенге.

Из 71 алматинского кладбища 52 являются закрытыми, 19 – действующие. Если их обслуживанием занимается «Спецкомбинат», то вот охрану на себя берёт совсем другая компания – частное охранное агентство ТОО «Форт Секьюрити».

Между тем в акимате заявили, что сейчас проводится конкурс на охрану мест захоронений на четырёх основных кладбищах: «Кенсай-1», «Кенсай-2», «Центральное кладбище» и «Рыскулова».

До конца этого года ТОО «Форт Секьюрити» должно получить от аппарата акима Жетысуского района 82 197 000 тенге по двум госзакупкам, где они обязаны предоставить услуги охраны.

Несмотря на то, что городские кладбища охраняются, вандалов это не останавливает. Причём нанесённый ими ущерб подсчитать не представляется возможным, так как не все родственники умерших обращаются в администрацию с жалобами, объяснили нам в пресс-службе акимата Алматы.

Вандалы утащили металлическую ограду на кладбище в предгорьях Алматы. Фото: Orda.kz

Согласно технической спецификации, в требованиях ТОО «Форт Секьюрити» запрашивается всего девять постов и 27 охранников, а ещё только один специалист техники безопасности и охраны труда. Группа быстрого реагирования должна находиться поблизости от охраняемой территории. Реакция ГБР днём не должна превышать 30 минут (с учётом дневных пробок), а ночью – 15 минут от поступления заявки.

Алматинцы ждут крематорий?

Растёт город – растут и кладбища. В акимате Алматы говорят, что на сегодня нехватки мест для захоронений не наблюдается. В свою очередь, в «Специализированном комбинате» сообщают, что кладбищ в действительности уже не хватает. Между тем в городе давно построили крематорий, правда, печи до сих пор не запустили.

Подробно о крематории Orda.kz писала здесь.

Проблема упирается в бюрократическую воронку: крематорий есть, а правовой базы для его работы нет. Не подготовлены нормативные акты: как отдавать прах, где его можно развеять, какова стоимость услуги, кто будет этим заниматься, чья ответственность и так далее.

Тем не менее открытия крематория действительно ждут: алматинцы не против кремации, поскольку это экологично, дёшево и эстетически просто. Но некоторые, наоборот, считают, что дым из печи окончательно испортит алматинский воздух. Другие против кремации по религиозным убеждениям: основы ислама, как и православия, не приветствуют такой способ погребения. Если с первым вопросом всё можно решить, поставив качественные фильтры, то со вторым всё гораздо сложнее. 

Кладбища в других странах

Во многих странах мира на кладбища ходят не только проводить в последний путь, но и посмотреть на архитектурные шедевры. Для этого даже организовывают туристические походы. Технически кладбища относятся к группе ритуальных парков со специальными формами насаждений.

Среди таких парков имеются всемирно известные территории, например, Афросиаб в Самарканде, Мтацминда в Тбилиси, Хайгет в Лондоне, Пер-Лашез в Париже, Трептов-парк в Берлине, Новодевичье кладбище в Москве.

Подножье Афросиаба в Самарканде. Фото: varandej.livejournal.com

Упомянутый Пер-Лашез, к слову, можно считать самым известным кладбищем мира. Здесь похоронены Джим Моррисон, Оскар Уайльд, Оноре де Бальзак, Фредерик Шопен и Эдит Пиаф. Туристы приходят не только, чтобы увидеть могилы знаменитостей, но чтобы полюбоваться красотой надгробий. Ведь это не только самое большое кладбище французской столицы, но и один из крупнейших музеев надгробной скульптуры под открытым небом.

Разросшееся кладбище отличается редкостной хаотичностью планировки. Многие могилы очень трудно отыскать, а многие памятники срочно нуждаются в реставрации. Иногда кладбище подвергается нападениям вандалов, которые уносят могильные экспонаты. Тем не менее ежегодно кладбище посещают около двух миллионов человек.

Кладбище Пер-Лашез давно стало ещё одной горячей точкой туристического интереса. Вход сюда абсолютно свободный, туристы и парижане часто приходят погулять, устроить пикник или поучаствовать в благотворительных акциях.

Можно ли представить кладбища в качестве общественного пространства в Казахстане сегодня?

Для начала было бы прекрасно начать хотя бы с благоустройства. Кладбище – это последний дом, а к любому дому, в первую очередь, нужно относиться с уважением.

Лента новостей

все новости