Крематорий в Алматы, или Как перевернуть традиционное отношение к смерти

cover Фото: Orda.kz

О строительстве крематория в Казахстане говорят почти полвека, и, наконец, построили, правда, печи запускать не спешат. Жұрттан ұят болады - будет стыдно перед людьми, чаще всего слышал корреспондент Orda.kz, сходивший в первый казахстанский крематорий в Алматы. Мы пошли туда узнать, что там не так, чем недовольны местные жители и готовы ли казахстанцы к такому способу погребения.

Высокие заборы, ворота, длинная и большая труба и люди, не понимающие, зачем ты сюда пришёл. Попадая на территорию патологоанатомического бюро, начинаешь с опаской смотреть на всё, что находится вокруг. Особенно настораживает гул из расположенных поблизости котлов ТЭЦ-2.

Крематорий – слева, патологоанатомическое бюро – справа

На деле – это не такое страшное место, каким его многие представляют. Запаха трупов нет, самих мертвецов тоже не увидишь. Внутри есть один зал и две печи. Не нашлось места разве что для колумбария, специального хранилища для урн с прахом. Урны с прахом, скорее всего, будут отдавать родственникам. Впрочем, крематорий в южной столице пока не работает, хоть всё необходимое для этого уже готово.

На территории крематория никого нет

За калитку заведения не пускают, говорить открыто сотрудники боятся. Дело в том, что крематорий есть, а правовой базы для его работы нет. Банально нет нормативных актов: как отдавать прах, где его можно развеять, какова стоимость услуги, кто будет этим заниматься, чья ответственность и т. д. 

Точка в затяжном вопросе

Личный разговор с работниками патологоанатомического бюро и охраной приоткрыл завесу тайны. Оказалось, что сотрудников морга также держат в неведении, как и всех остальных.

Один мужчина в униформе заявил, что не понимает: «Почему все молчат, ведь там, возможно, мой кабинет будет, а я ничего не знаю». На вопрос, будет ли крематорий пользоваться спросом казахстанцев, ответил отрицательно. Культура другая.

Тут к нашему разговору с нотой раздражения подключился другой мужчина, тоже сотрудник бюро. Он начал отрицать всякое отношение их учреждения к крематорию. Мол, всем тут заведует акимат Алатауского района, им и решать. Мусульманам это не нужно – объяснил он своё мнение, что люди не будут обращаться в крематорий. А также подтвердил наши опасения, что «кто угодно может сжечь тело и, соответственно, прямые улики». По его словам, вокруг здания нужен высокий забор и круглосуточная охрана.

Кстати, насчёт защиты. Около входа на территорию морга дежурят два секьюрити. Непосредственно у крематория стоит машина, а в ней сидит пенсионного вида мужчина. Ему сказали никого не пускать, а особо любопытных направлять в акимат.

Красным кругом обведены охранные точки

В акиматовских управлениях общественного здоровья и комфортной городской среды заявили, что после завершения строительства не имеют отношения к крематорию. Правила работы крематория ещё не разработаны и не утверждены. Управление комфортной городской среды, кстати, считается администратором проекта по стройке, а общественного здоровья возьмет крематорий под свой патронаж, как это было сделано с патологоанатомическим бюро.

С точки зрения закона

Директор филиала РОО «Евразийский союз юристов и медиаторов» по Жамбылской области Мейрбек Шакеев полагает, что из-за полного отсутствия нормативов запуск крематория снова отложат:

«Ни в одном кодексе нет даже пометок об этом. И потом куда будут девать результаты работы? Для этого нужны специальные приспособления, устройства, которые должны пройти сертификацию. Кто будет проводить? Ничего из этого у нас нет. Построить-то построили, но законодательно не закрепили. Если же правила уже разработали, то всё будет зависеть от депутатов».

По словам юриста, недостающие поправки, вероятно, появятся в кодексе о здоровье. А для компании-куратора такого вида деятельности должны полноценно прописать правила работы сотрудников.

«Законодательно будут ориентироваться по опыту других стран. Однако как ни крути депутаты должны будут исходить от нашего менталитета. А у нас не склонны к сожжению тел. В любом случае министерство здравоохранения станет во главе всего этого вопроса. А подконтрольные ему ведомства реализуют процесс», – предполагает Шакеев.

Если не будет тела, то не будет и дела – обозначил еще одну проблему юрист. Какие-либо доказательства насильственной смерти после сожжения тела получить невозможно. На это следует обратить внимание в новых для Казахстана нормативных актах. Весь процесс работы, скорее всего, ляжет на плечи судмедэкспертов при крематории, а значит, под непосредственное руководство сотрудников Минздрава.

Спрос имеется

Функциональным назначением крематория в Алматы поначалу считалась утилизация биологических и медицинских отходов. Но спрос на кремацию всё изменил. Только из одного ритуального бюро ежемесячно провожают в последний путь по пять тел до Новосибирска и Барнаула. Именно туда пока возят сжигать тела из Казахстана. Такая логистика обходится недёшево – от 500 до 800 тысяч тенге.

Ещё до окончания строительства крематория в Алматы начались споры. Одни беспокоятся за экологию: дым из печи окончательно испортит алматинский воздух. Другие против кремации по религиозным убеждениям: основы ислама, как и православия, не приветствуют такой способ погребения. Если с первым вопросом всё можно решить, поставив качественные фильтры, то со вторым всё гораздо сложнее. Главными противниками ритуальной кремации в мире всегда были представители ведущих религиозных конфессий.

В отделе шариата и фетвы ДУМК пояснили, что сожжение противоречит святости человеческого бытия – «не должно живое существо быть наказано огнем. К тому же, человек достоин уважения, независимо от того, жив ли он или мёртв». По этим и другим причинам у мусульман издревле есть строго предписанный погребальный обряд, отступление от которого не приветствуется.

С точки зрения христианства кремация противоречит библейским учениям о «воскресении» и «загробной жизни».

«Мы придерживаемся старого и лучшего обычая – предавать тело земле. Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни», – пояснил православный священник в личном разговоре с корреспондентом.

Но на практике соблюдать религиозные нормы с точностью до буквы удаётся далеко не всегда. Первая проблема – дефицит земли вокруг больших городов и разросшиеся кладбища. В Алматы кладбище Кенсай давно находится в состоянии конфликта с жителями соседних районов, которые проводят митинги против увеличения его территории. Covid-19 во многом изменил отношение к кремации даже в странах с преобладающим мусульманским населением. В разгар пандемии муфтии издали фетвы, в которых признавали допустимым кремацию покойных при условии, что те были больны коронавирусом, а значит, традиционная погребальная церемония могла быть опасной.

Сколько людей, столько и мнений

В Казахстане тоже есть люди с современным взглядом на проблему – они не против кремации себя после смерти, поскольку это экологично, дёшево и эстетически просто.

Алматинке Сауле на вид около 50 лет. Она говорит, что завещает сжечь себя после смерти, и тут же объясняет своё решение: после кремации её прах не будет занимать много места и для захоронения не потребуется много денег:

«У кремации много преимуществ. Это экономия пространства, отсутствие угрозы здоровью и жизни населения со стороны кладбищ. И снижение затрат на похороны».

А вот девушка Дарья Алейникова выступает решительно против крематория, но не по религиозным соображениям, а как раз экологическим:

«Мы теперь и этим дышать будем? В идеале, конечно, надо бы там проанализировать частицы в воздухе. Думаю, если сделать замеры во время работы крематория, там точно будут превышения показателей по концентрации вредных веществ».

Алтынай Садыкова не желает после смерти превратиться в пепел:

«Мне кажется, сжигать тело – это как сжигать мусор. У меня умер папа, я прихожу к нему на могилу, и мне становится легче. Мен өзім құранды бағыштаймын (для него читаю молитву – Прим. ред.). Я даже не представляю, если бы тело моего отца сожгли».

Иллюстративное фото: колумбарий

Кристина, хоть и считает себя верующей христианкой, напротив, готова отказаться от традиционного погребального обряда. Девушка хочет, чтобы её прах развеяли в горах.

Другой житель Алматы Бекнур считает себя продвинутым мусульманином, но уже успел наказать родным как именно себя похоронить:

«На мой взгляд, кремация эстетичнее: меньше нервов и слёз. Всем родным сказал, чтобы меня в случае чего кремировали. Не поняли, но просьбу выполнят».

Процедура кремации

Покопавшись в опыте других стран, мы поняли механизм работы крематория. Очевидно, казахстанцы не будут изобретать колесо и последуют более удобному примеру. Покойников обычно сжигают в специальных деревянных гробах. До утилизации тела сотрудники крематория проверяют наличие недопустимых вещей – телефонов, пластиковых изделий и т.д. Это делается, чтобы токсичные вещества не попадали в атмосферу. Конечно, протезы, находящиеся в теле до процедуры никто вытаскивать не будет, после кремации их просто уберут из печи.

Процедура длится около часа. В это время операторы должны постоянно находиться рядом с печью и следить за процессом. После того как тело сожгли, пепел помещают в специальные урны. Родственники во время сжигания не присутствуют, им отдают только прах в урне либо помещают её в колумбарий.

Погребальные урны в онлайн-магазине

Крематорий приступает к сожжению только после получения стандартных документов: свидетельства о смерти, справки из СЭС и прочего. Всё в порядке очереди, исходя из мощностей. Алматинский крематорий сможет принимать до 25 тел в сутки.

Законы о погребении в развитых странах оговаривают и судьбу пепла, который остаётся после кремации. Урна с прахом обязательно под роспись передаётся лицу, взявшему на себя обязанности по проведению захоронения.

При этом в мире придумали много способов, как сохранить память об умершем. В Швейцарии, а с недавних пор и в России, из праха делают алмазы. Для голубого бриллианта нужно 500 граммов праха. Изготавливают песочные часы, карандаши и даже татуировки. Тату-салоны стерилизуют прах, чтобы потом смешать его с чернилами, которые наносятся на тело.

Достижение цивилизации

Для сравнения: в маленькой Чехии 23 крематория, а всего в мире – около 6,5 тысячи. Крематории признаны самым экологически безопасным способом захоронения. 

Крематорий в Баумшуленвеге, Германия. Фото: Mattias Hamren

В Японии, Индии и других странах Юго-Восточной Азии кремацию практикуют с древних времён. В европейских странах церковь объявила кремацию шаманской, то есть традицией «неверных» народов. Но в XIX веке Европа стала относиться к ней либеральнее.

moyby.com
Королевский крематорий Рамы IX. Бангкок.

В России в планах построить первый крематорий, который будет заведомо приспособлен для оказания погребальных услуг мусульманам в Казани. Этот комплекс местные власти обещают запустить в 2024 году, и на его территории будут функционировать и православная церковь, и мечеть.

Кладбищ не хватает

Кто будет получать прибыль от крематория? Учреждение построили за бюджетные деньги – 1,3 млрд тенге, и доходы от сжигания тел должны идти в госказну. В Алматы уже есть для этого госкомпания, которая занимается ритуальными делами – ТОО «Специализированный комбинат». Вероятнее всего, на них и падут все заботы с крематорием.

В «Специализированном комбинате» говорят, что кладбищ не хватает, что очевидно всем. В Алматы их насчитывается порядка семидесяти, но большинство уже закрыты – переполнены. Участки под могилы предоставляются бесплатно, но местные знают, что порой похороны превращаются в нелегальный бизнес, и родственникам покойных приходится выкладывать десятки тысяч тенге за место.

Дело осталось за разработкой и принятием правил и законов о кремации. А пока их нет, в Нур-Султане уже строят второй крематорий – в Алматинском районе роют котлован.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости