Китайский подряд, наши миллиарды: что не показывают комиссии на трассе Алматы — Усть-Каменогорск?

cover

Комиссия маслихата Абайской области решила проверить качество асфальта на крупной трассе Алматы — Усть-Каменогорск. Госорганы сделали экспертизу, но результаты комиссии не показывают. Из-за этого у комиссии появились подозрения, что там есть серьёзные нарушения. По предварительным оценкам, государство могло потерять десятки миллиардов тенге. Корреспондент Orda.kz принял участие в проведении экспертизы и подготовил отчёт. 

Коротко о главном

В 2018 году компания CITIC Construction и казахстанское правительство заключили договор о строительстве трассы Алматы — Усть-Каменогорск на сумму свыше 185 миллиардов тенге. Строить договорились за счёт заёмных средств китайского «Эксим-банка». Дорога эта стратегически важна не только для области, но и для всего Казахстана. Протяжённость её — свыше 1000 километров. Она напрямую соединяет Россию и Китай (есть всего две области Казахстана, которые граничат с обеими странами — ВКО и недавно отделённая от неё область Абай).

Скриншот из видео канала «Твой Семей — твои правила», посвящённого конфликту вокруг строительства этой трассы

Отдельные отрезки трассы проходят в областях Абай, Жетысу, ВКО... По оценке представителя компании «Казавтожол», уже сейчас по этой трассе в день проходит около 15 000 автомобилей. 

Этот поток превращает область в важнейший хаб транзита товаров из Китая в РФ и дальше, в Европу. Для области Абай этот поток также становится источником огромных финансовых поступлений. По средним оценкам, каждый год проезжающие будут тратить в области Абай порядка 100 миллиардов тенге. Сумму, сравнимую с годовым бюджетом Семея.  

Но местные общественники сомневаются в том, что асфальт на трассе качественный...

12 ноября

В маленьком здании семейского филиала Центра качества дорожных активов (далее ЦКДА) кипит ожесточённый спор. Сотрудники филиала предлагают комиссии маслихата области Абай подписать акт о проведении испытания образцов дорожного покрытия крупной международной трассы Алматы — Усть-Каменогорск. О конфликте вокруг этой дороги длиной свыше 1000 км и стоимостью свыше 185 миллиардов тенге мы уже писали здесь

Этап экспертизы

Глава комиссии, депутат маслихата области Абай Рафаил Хазипов просит перед подписанием представить результаты экспертизы. Два дня члены комиссии участвовали в испытаниях образца. Должны были выяснить плотность, пористость, влагонасыщение и другие характеристики асфальта.

Комиссия надеялась понять, соответствует ли образец асфальта стандартам Республики Казахстан. Роллан Машпиев уже провел в октябре свою экспертизу, результаты которой показали ряд отклонений. С точки зрения независимой лаборатории, которая проводила исследования, асфальт хрупкий и сырой. 

Данные независимой экспертизы, заказанной Ролланом Машпиевым, оспариваются компанией CITIC Construction

Китайская компания CITIC Construction подала на Машпиева иск о защите деловой репутации. 

Новая экспертиза, которую только что закончил ЦКДА, должна подтвердить или опровергнуть выводы общественника. 

«Результат не могу дать. Мы испытали — и всё», сообщает сотрудник ЦКДА (ответ зафиксирован комиссией на видео). 

За результатами он предлагает обратиться к начальству, в комитет автодорог при Министерстве транспорта. При том, что инициатор проведения внеплановой экспертизы — именно комиссия маслихата. 

«Наша комиссия решила взять керн, исследовать его. Взяли. Назначили время, когда начнётся исследование. До двух ночи комиссия участвовала в процедуре исследования. На следующие сутки нам дали подписать протокол, что исследования закончились. Но результатов исследования не дали: мол, они сначала должны попасть куда-то, к кому-то, а потом только, когда согласуют с ними, результат дадут нам. Я категорически отказался подписать акт. После того как мы вышли из лаборатории, мы не согласны признавать достоверность этих цифр», заявил глава комиссии, депутат Рафаил Хазипов. 

Экспертиза по инициативе комиссии действительно была уникальной. Материалы лежали чуть отдельно от остальных образцов лаборатории (на фотографии образец подписан римской цифрой I), в то время как остальные керны размещены на типовых пакетах с уникальными штрих-кодами.  

Стол с образцами

Согласно подписанному акту испытание должно было проводиться не просто лаборантами ЦКДА, но совместно со всеми заинтересованными сторонами. Каждый шаг лаборантов комиссия фиксировала на камеры (в дополнение к тому, что в лаборатории ЦКДА ведётся постоянная видеосъёмка). 

Роллан Машпиев не понимает, что мешает ЦКДА предоставить нужные данные. На получение результата от независимой лаборатории нужно не более пары дней (для сравнения: ЦКДА не предоставляет комиссии результаты оценки образца с 12 ноября, шесть дней на момент публикации материала). 

«Сотрудник центра прямо сказал, что у них уже сейчас (в среду, 12 ноября — прим. авт.) есть нужные цифры, полученные в ходе испытаний. Мы сняли эти слова на видео. Но дать они их не могут, перекладывают ответственность. Мы два месяца ездили, добивались проверок, добились отбора единственного образца. И даже по нему нам не дают картины. Мы — инициаторы проверки. И нам отказались даже устно дать информацию. Хотя зачем там что-то скрывать, если образец хороший?» комментирует Роллан Машпиев. 

Рафаил Хазипов подытоживает: 

«Какие бы результаты нам ни представили в будущем по этому анализу, мы не можем быть в них уверенными. Результаты могут просто подделать. Доверия нет». 

Странная ситуация. Есть ли у главы комиссии по освоению иностранных инвестиций при маслихате области Абай основания сомневаться в качестве дороги, построенной крупной иностранной компанией, качестве экспертизы лаборантов Центра качества дорожных активов? А если есть, то какие?

Что выяснилось в ходе экспертизы 

С одной стороны,  практически ничего, так как данные не были озвучены. С другой, уже тот минимум информации, который был случайно обнародован, вызвал вопросы у участников комиссии. 

«Я консультировался с людьми, которые разбираются в дорогах. Сколько должна быть толщина первого и второго слоя дороги? Было заявлено, что 15 сантиметров. Пять сантиметров сам асфальт и 10 сантиметров слой под ним. Когда мы попросили при исследовании замерить, нам отказали. Хотя когда мы до этого вытащили керн на трассе, он был около 13 сантиметров. То есть уже не соответствовал требованиям. Если взять всю дорогу, ширину, длину и прикинуть стоимость этих двух недостающих сантиметров, то экономия может составить более 17 миллиардов тенге. Никаких объяснений нам пока не дали», говорит Рафаил Хазипов.

По заявлению комиссии, в ходе экспертизы 11 ноября представители ЦКДА отказались замерить толщину слоёв дорожного покрытия и вписать эти значения в протокол.  Однако общая толщина была измерена 9 ноября при выемке кернов на трассе (и даже зафиксирована на видео). 

Стоп-кадр из видео отбора образца, предоставленного комиссией, выезд 9 ноября

Также комиссии предоставили документы по проекту, согласно которым толщина двух верхних слоёв действительно должна составлять пять и 10 сантиметров. 

Ситуация пока не прояснилась. Теоретически эту толщину слоёв могли согласовать после одобрения представленного комиссии проекта.  

Два недостающих сантиметра могут показаться мелочью. Но с учётом протяжённости дороги (1000 км) они действительно создают экономию в миллиарды тенге. Проверка этого утверждения требует дополнительного исследования. 

Рафаил Хазипов уточняет: на основании единственного образца невозможно делать выводы об общей картине. Но сейчас он вынужден оперировать единственными данными, которые у него есть, — толщиной керна. Других данных пока просто не дали. Выводы о наличии/отсутствии нарушений комиссия будет делать после отбора и изучения десятков образцов. 

Напомним, в сентябре 2025 года комиссия маслихата области Абай инициировала процесс отбора образцов на трассе Алматы — Усть-Каменогорск. Планировалось оценить не только толщину, но и общее качество асфальта. Однако не получилось, строительная компания и технадзор не согласились.    

Вылет части поверхности дороги на участке, где отбирался образец

Роллан Машпиев высказывает по этому поводу опасения: 

«Дадут ли нам отобрать десятки кернов? Даже отбора этого одного мы добивались два месяца. И в итоге результаты его испытаний нам не озвучили. У меня возникло странное чувство, что никто в этой системе совершенно не заинтересован в независимых проверках. Спорные моменты мы старались фиксировать на видео. Будем разбираться дальше».

Журналист Orda.kz обратил внимание на изменение отношения сотрудников ЦКДА к происходящему. В первый день все участники испытаний считались равными сторонами процесса, лаборанты ЦКДА позволяли им снимать всё. В том числе специальные лабораторные планшеты, куда записывались результаты (сотрудники ЦКДА сами давали их снять).  

Фото сделано в первый день испытаний

На второй день сотрудники ЦКДА сообщили, что снимать планшеты нельзя.  

«Всё происходящее наводит на мысль, что идёт защита, лоббирование того, чтобы не проводить никаких дополнительных проверок. Они не хотят реально проверять. Там шелушение, поверхность крошится. Они всё это не замечают. Тем более два года гарантии на эту дорогу, что против казахстанских стандартов, где говорится, что должно быть не менее пяти лет. Я считаю, что департаменту по антикоррупционной службе Комитета национальной безопасности нужно проверить всех тех, кто отвечает за контроль качества на этой дороге. Доверия к качеству нет. Год эксплуатации, и асфальт разрушается уже», объясняет Роллан Машпиев. 

Поднятые проблемы напрямую касаются прозрачности всей системы дорожного строительства. Формально в Казахстане существует эффективный контроль над качеством дорог. Фактически же контроль осуществляется выборочно и создаёт пространство для коррупционных рисков при неформальных договорённостях между строителями и проверяющими. Зная заранее о том, где будут брать пробы, строители могут делать хорошо только эти участки.

Ну и в сотый раз напомним про сроки гарантии.

Правила реализации и финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию, диагностике, паспортизации и инструментальному обследованию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения (утверждены в 2016 году)

Не совсем понятно, почему крупной иностранной компании одобрили минимальный гарантийный срок, в течение которого она будет тратить деньги и ресурсы на ремонт дороги. Представители Министерства объясняют это некими «международными требованиями». 

Отметим также, что строительство таких дорог изначально по комментариям казахстанских дорожников чаще уходит к иностранным компаниям

«Казахстанским компаниям очень сложно участвовать в тендерах на строительство крупных дорог. Деньги идут заёмные. Банки, ЕБРР, Всемирный банк... За бюджетные деньги практически сейчас ничего не строится. Все эти тендеры проводит „Казавтожол“ совместно с банками. Требования там очень завышенные для казахстанских компаний. Средний оборот компаний-участников конкурса в течение трёх лет должен быть не меньше 100 миллионов долларов. У нас ни одной казахстанской компании, думаю, нет с таким оборотом, чтобы в среднем в течение трех лет у них по 100 миллионов долларов ежегодно оборота было», сказал Бауыржан Кайрамбаев, представитель строительной компании из Семея. 

Казахстанское правительство выбирает иностранные компании для более качественной реализации крупных проектов. Даёт им большие деньги (получается, они частично вывозятся из страны). Но при этом задаёт условия, когда качество работы может оказаться ниже принятых в Казахстане стандартов? 

Все фото и стоп-кадры из видео предоставлены главой комиссии по освоению иностранных инвестиций маслихата области Абай Рафаилом Хазиповым. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости