Казахстанский экономист о ситуации с Kaspi — реакция на критику и давление «шортистов»

cover Фото: Envato

Известный казахстанский экономист Алмас Чукин в своём фейсбуке опубликовал разбор ситуации, возникшей вокруг банка Kaspi. В своём посте Чукин рассказал, как Kaspi.kz ответил на попытки атак «шортистов» (компаний, делающих ставку на падение акций) и сравнил эту историю с крупным скандалом вокруг индийской компании Adani Enterprises, которая потеряла миллиарды из-за публикаций негативных прогнозов,  сообщает Orda.kz.

На прошлой неделе, Kaspi столкнулся с атакой «шортистов» из компании Culper Research. В отчёте компания обвиняет банк в обходе санкций против России и в сотрудничестве с российскими клиентами. Чукин отмечает, что это стандартная тактика с попытками манипулировать рынком через негативные публикации. Тем не менее, Kaspi дал подробный ответ на все обвинения. Самое важное событие произошло позже, когда акционеры решили выплатить 120 млрд тенге, что составило четверть годовой прибыли в виде дополнительных дивидендов.

«Получилась своеобразная премия в 6150 тенге на акцию всем тем, кто не поддался панике и не продал свои акции, которые на пике потеряли 20 %. Сейчас акции уже отыграли около 8 % и, я думаю, вскорости вернутся к своим прежним уровням»,  пишет Алмас Чукин.

Экономист также отмечает, что Kaspi продолжает развиваться, участвуя в аукционах на приватизацию активов в Узбекистане, что открывает перспективу выхода на новый рынок. В этом контексте экономист проводит интересное сравнение Kaspi с другим финансовым гигантом Казахстана — Halyk Bank.

Несмотря на то что прибыль Halyk несколько больше, его рыночная капитализация почти в четыре раза ниже — 4,8 млрд долларов против 20 млрд у Kaspi. Чукин объясняет это разницей в перспективе роста: Kaspi воспринимается как универсальное приложение с широким охватом, в то время как Halyk считается «просто банком». Однако Halyk предлагает более высокую дивидендную доходность — почти 13 %, в отличие от Kaspi, который платит около 8 %.

Чукин также обращает внимание на ключевые различия в бизнес-моделях двух компаний. Kaspi активно диверсифицирует свои доходы: например, значительная часть прибыли теперь поступает от продажи рекламного пространства на маркетплейсе, что повторяет модель Amazon. В то время как Halyk продолжает концентрироваться на своей сильной корпоративной и финансовой базе.

«Какая разница, из чего сделана прибыль?» — задается вопросом Чукин, отмечая, что оба банка имеют свои преимущества. По его мнению, хотя Kaspi стремится расширяться на новые рынки, его рост внутри Казахстана может быть ограничен из-за насыщения рынка. Halyk же продолжает восстанавливать позиции и, по мнению экономиста, остаётся недооценённым на рынке.

Читайте также:

Лента новостей

все новости