Казахстанцы жалуются на недобросовестный бизнес — глава Минторговли
Фото: freepik
В Мажилисе рассматривают законопроект о защите прав потребителей. По словам министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева, в нынешнем законодательстве есть недочёты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей, сообщает Orda.kz.
По его словам, четырёхэтапный порядок рассмотрения и разрешения жалоб потребителей создаёт барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту. Потребителю нужно пройти много этапов, прежде, чем обратиться в суд.
«Сфера действия закона о защите прав потребителей по-прежнему ограничена розничной торговлей и бытовыми услугами. Комитет по защите прав потребителей не может реагировать на нарушения прав потребителей и принимать меры в таких важных и широко распространённых сферах услуг, как жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие. Общественные объединения потребителей работают ещё недостаточно эффективно, отсутствует консолидация в их деятельности», сказал Арман Шаккалиев.
Информационная система для обращений потребителей e-tutynushy, по мнению министра, не дала ожидаемого эффекта из-за добровольной регистрации в ней. На сегодня в ней зарегистрировано всего 872 субъекта предпринимательства.
Также за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей в КоАП РК предусмотрено лишь предупреждение.
«Такое взыскание недобросовестный бизнес не пугает. Необходимость совершенствования закона о защите прав потребдителей подтверждается и статистикой ежегодного роста обращений недовольных действиями недобросовестного бизнеса и уровнем защиты своих прав, но все более грамотных и взыскательных, потребителей», добавил он.
В 2021 году в Комитет по защите прав потребителей поступило 25 тысяч обращений потребителей, в 2022 году 30 тысяч, то в 2023 году их количество возросло до 51 тысячи. В другие госорганы количество обращений также выросло. В 2021 году их было 45 тысяч, в 2022 году 47 тысяч, а в 2023 году превысило 74 тысяч.
В документе упрощается порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. Также разграничиваются досудебный и внесудебный порядки урегулирования потребительских споров. Кроме того, базовые принципы закона о защите прав потребителей будут распространены на все сферы услуг, кроме финансовых.
«По аналогии с рядом стран ЕАЭС Омбудсмен и общественные объединения по защите прав потребителей получат право предъявлять в суды иски в отношении неопределённого круга потребителей», отметил министр.
Вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателя в виде штрафа, взыскиваемого судом в гражданском процессе в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе его обращения к предпринимателю. Этот правовой инструмент нацелен на стимулирование предпринимателей на досудебное разрешение гражданского спора с потребителями.
Также предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн торговле.
Читайте также:
Лента новостей
- Токаев поздравил казахстанцев с Днём Независимости
- Снег и метель — прогноз погоды на 16 декабря
- Украина и США ищут формулу мира на переговорах в Берлине
- The Guardian рассказала, как живёт семья Асада после падения режима
- Какие места в Алматы оказались самыми популярными у иностранных туристов
- Как крадут деньги у казахстанцев — самые распространённые схемы мошенничества
- Правило прогрева авто снова меняют в Казахстане
- Инфоцыганам готовят стоп: коучей в Казахстане заставят подтверждать квалификацию
- Три человека погибли из-за сильных морозов в ЗКО
- Что грозит водителям за выезд на трассу, перекрытую из-за погоды
- После трагедии в школе суд оставил чиновника без работы в Жамбылской области
- Призёра Олимпиады из Павлодара посадили в тюрьму
- «Кселл» прошёл международную сертификацию по информационной безопасности
- Сбережения казахстанцев взлетели на триллионы
- Рабочий погиб, упав с высоты в Астане
- Граждан Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана освободили из рабства в Мьянме
- Власти Кыргызстана ответили на слухи вокруг концерта Меладзе
- Из-за бурана образовались адские пробки на западе Казахстана
- Казахстан годами не может справиться с инфляцией, аналитики объяснили причины
- Магазины у дома могут скоро исчезнуть. Как государство убивает мелкий бизнес



