Какой у Казахстана госдолг и что насчёт других стран

cover Коллаж: Orda.kz

Премьер-министр Олжас Бектенов рассказал, что на самом деле происходит с госдолгом Казахстана, почему эксперты ошибаются и кого государство больше не собирается содержать, сообщает Orda.kz.

Бектенов ответил на вопросы сенаторов во время обсуждения закона «О бюджете на 2026—2028 годы». По словам премьер-министра, уровень государственного долга Казахстана сегодня составляет 23,6 % к ВВП. По международной методологии такой уровень госдолга считается низким:

«Для примера, уровень госдолга во многих развитых странах превышает 50 %, 80 % к ВВП. Есть отдельные развитые страны, в которых уровень госдолга более 100 % к ВВП. Я ни в коем случае не призываю следовать такой практике, напротив, считаю, что уровень госдолга Казахстана должен быть низким, и правительство над этим работает».

Он отметил, что подтверждением комфортного уровня госдолга может служить оценка Казахстана со стороны «большой тройки» рейтинговых агентств — Fitch, Moody’s и S&P.

«У нашей страны инвестиционный рейтинг, единственный в регионе, и это достаточно неплохая, на наш взгляд, оценка финансовой устойчивости. Это позволяет нам на достаточно выгодных условиях привлекать внешние заимствования», пояснил премьер. 

При этом Бектенов подчеркнул, что важно направлять заёмные средства на коммерчески привлекательные, окупаемые проекты, которые в процессе эксплуатации будут приносить доходы в бюджет и позволят обслуживать долги на строительство объекта.

В качестве примера он привёл дороги, которые во всём мире строят за счёт внешних заимствований.

Казахстан в 2024 году от платных дорог получил в бюджет 48 млрд тенге, из них 10 млрд — от иностранных транзитных транспортных средств. За 10 месяцев 2025 года поступления составили 72 млрд тенге, из них 17 млрд — от иностранных автомобилей.
«Отдельные обозреватели и так называемые эксперты плоско смотрят на этот вопрос, на мой взгляд. Говорят: „Столько-то привлекли, потратили“. Но не учитывают тот эффект, который дают экономике эти проекты, построенные за счёт заимствованных средств. Где проложена высококлассная магистраль, там экономическая активность совсем другая. К примеру, вдоль дороги построено 50 АЗС, условно, 100 придорожных кафе. Это занятость, уплаченные налоги, это и есть экономический рост. Если не вкладываться в инфраструктуру, то и такого развития не будет»,считает премьер-министр.

Говоря о сокращении расходов, Олжас Бектенов похвалился тем, что при проектировании трёхлетнего бюджета удалось уменьшить базовые расходы, но нужно будет ещё затянуть пояса, причём в социальной сфере:

«У нас очень высокое бремя для бюджета заложено в социальной сфере. Пособия, выплаты, различные меры соцподдержки составляют порядка 60 % государственного бюджета (республиканского и местных)».

Он уточнил, что в республиканском бюджете на ближайшие три года уровень социальной нагрузки удалось сократить с 40 % до 38 %:

«Я и другие члены правительства об этом открыто говорим, понятно, что это не всем нравится, но такую политику правительство будет проводить. Социальную поддержку от государства будут получать только граждане, которые не имеют по объективным причинам возможности работать и сами себя обеспечивать. Тот человек, который может работать — должен работать, государство его содержать не должно и не будет».

На бюджет ближайших трёх лет повлияло снижение цен на нефть: в проект заложили курс 540 тенге за доллар и цену на нефть — 60 долларов за баррель.

Читайте также:

Лента новостей

все новости