Как в зоне KZ и UZ хотят приручить соцсети

cover Коллаж Orda.kz

Казахстан и Узбекистан, каждый по-своему, хочет приручить социальные сети, но пока получается плохо, считает Гульнара Бажкенова.

«Что это было?» – напрашивается вопрос после того, что поочередно случилось в Казахстане и Узбекистане.

День в день череда странных событий – в Казахстане полусекретные переговоры правительства с интернет-компаниями, а затем противоречивые заявления по сделке с Facebook, в Узбекистане блокировка на час соцсетей, а затем не менее удивительные заявления пресс-служб президента и правительства. При разности действий и манёвров, за всей этой неразберихой стоит одно и то же желание центрально-азиатских режимов – подчинить интернет, обуздать его свободу, не потеряв при этом полезного и практичного, ну и не опустившись до репутации братского Туркменистана.

Начнём с неожиданного решения казахстанского парламента передать в правительство законопроект «О защите детей», - это было сделано, действительно, для консультации и экспертизы той части, которая касается блокировки соцсетей в случае не открытия ими представительств в Казахстане?

Перейдем к внезапному решению руководителя Узкомнадзора заблокировать практически все соцсети – он и правда в здравом уме и твёрдой памяти принял такое решение самостоятельно?                                  

Ответ в обоих случаях «нет» – за не логичными и не последовательными действиями скрывается давняя борьба центрально-азиатских властей с соцсетями, и непонимание, как и что делать с ними дальше.

В первом случае, это мажилис, а не правительство был инициатором и разработчиком поправок в законопроект «О защите детей», где под предлогом борьбы с детским буллингом депутаты Айдос Сарым и Динара Закиева предложили внести требование об обязательном открытии представительств интернет-компаний на территории Казахстана.

Обычно консультации и экспертизу законопроектов проводят на стадии разработки, в комитетах и рабочих группах с участием министерств и НПО, а не после того, как их внесли в парламент, обсудили и даже одобрили в первом чтении. Если же вы тихо отправляете документ в правительство уже после этого, а узнавшим об этом журналистам (в моём лице) говорите, что все делается по процедуре, значит, есть в ваших манёврах какая-то политическая хитрость.

Законопроект показал интернет-гигантам, которые до этого откровенно игнорировали казахстанское правительство, что оно настроено решительно и готово пойти на крайние меры. Возвращение же документа из парламента в Министерство информации «на консультацию», а фактически на поиск компромиссов – это отыгранная назад партия. В правительстве сидят не совсем упоротые реалисты.  

Что было бы, прими Казахстан поправки Сарыма-Закиевой в первозданном виде?

Прежде всего пришлось бы исполнять закон, а именно, блокировать соцсети, которые не открывают представительства в РК. А они бы не открыли – высока вероятность, что не открыли бы. Казахстан с парой сотней тысяч юзеров для них - не велика потеря, а вот они для нас - да. Власти получили бы недовольство граждан непредсказуемого по накалу градуса, Жанболат Мамай, Оян Казахстан и Ел Тiрегi – свежую повестку для митингов, на которые пошла бы, например, лично я; бизнес бы нес потери материальные, вся страна, упавшая в рейтингах, моральные. Это как закрыть все аэропорты и отменить международные рейсы. Запретить гражданам выезжать из страны. Отменить частную собственность. Иностранную валюту. Иностранцев. И дальше вниз по лестнице. Этот рубильник как выстрел Гаврилы Принципа, бог весть к чему придешь уже на следующий день, даже если не этого хотел и задумывал.

Возможно, в кабмине и конкретно в ведомстве Аиды Балаевой не мыслили так далеко и пессимистично, но не могли не понимать, что ничто не гарантирует послушность компаний, чьи обороты сопоставимы с казахстанским ВВП, а идеология построена на демократических ценностях.

И МИОР отыграл - пошел на тайные сепаратные переговоры с Фэйсбуком и другими соцсетями. Лучше худой мир, чем большая не победоносная война. Ведь в конце концов, могла произойти и другая неприятность для чиновников, когда вы технически не можете до конца заблокировать соцсеть, не причинив ущерб также и себе. Казахстан – не Китай с собственным суверенным интернетом. Так что еще неизвестно, на что наша страна не готова пойти по прагматическим, политическим причинам, а на что просто не способна технически.

В Узбекистане ситуация отличается лишь нюансами, цели, сомнения, возможности такие же. Создав по примеру России точную копию Роскомнадзора – Узкомнадзор, и приняв идентичный российскому закон о хранении персональных данных узбекских граждан в Узбекистане, а значит, размещении серверов внутри страны, учли и ошибки бывшей метрополии по части блокировки. Если в Москве не хватило мощности заблокировать Телеграмм, то почему должно было получиться у Узбекистана?

В тот час, когда шла блокировка, узбекские юзеры всё-равно выходили и в Телеграмм, и Фэйсбук, испытывая неудобство лишь от резко упавшей скорости.

Сейчас они тоже сомневаются в том, что произошло накануне - что директор Узкомнадзора самостоятельно принял решение заблокировать популярные соцсети. Это как если министр обороны единолично примет решение объявить войну соседнему государству. Чтобы понять, насколько фантастична подобная самостоятельность, надо знать узбекских чиновников. Они даже интервью даже государственным СМИ не дают без одобрения вышестоящего начальства. При Каримове по телевизору только он и выступал, остальные скромно помалкивали, и народ едва ли знал фамилии редко менявшихся премьер-министров.

Так что тут тоже произошла какая-то замысловатая многоходовочка с довольно очевидной целью. Приструнить, обуздать, взять под контроль социальные сети.

Властям можно только посочувствовать в этой настойчивости. Раньше они и горя не знали, просто изымали тираж и закрывали газеты, отключали телеканалы и отбирали лицензии на частоты, даже с наступлением интернета - легко блокировали неблагонадежные сайты.

Великие визионеры и креативщики Силиконовой долины произвели революцию, которая, как я подозреваю, только начинается. Они изменили правила игры, заставив считаться и с собой, и со своими пользователями, в числе которых оказались и мы, несвободные люди несвободных краев.

Трудная задача для режимов, желающих усидеть на двух стульях. И Казахстан, и посткаримовский Узбекистан хотят получать блага технического прогресса, но без побочных эффектов в виде свободы в самом широком смысле слова. Иметь интернет со всеми его возможностями и полезностями, но управляемый и ручной, граждан продвинутых, но послушных и боязливых. Однако интернет постоянно выходит из берегов, потому что их для него просто нет, а продвинутые рано или поздно становятся непослушными…

Мир изменился. Начальникам Узкомнадзоров и МИОРов пора понять и принять эту данность.

Лента новостей

все новости