Как низкие цены на ГСМ порождают перманентную нехватку топлива?

cover иллюстративное фото magnumoil.ru

Весна и осень – щепетильное время для всех, кто использует горюче-смазочные материалы. Всему виной сезонный дефицит ресурса. Эксперты видят проблему нехватки сырья из-за «серых» схем его вывоза за границу. В конечном же итоге получается, что в стране сдерживают цены на бензин в ущерб себе. Как это случилось и что с этим можно сделать, разбирался корреспондент Orda.kz

Цена на дизтопливо в Казахстане, по сравнению с соседними странами, как минимум в 1,5 раза ниже, уверяют эксперты. Утечка топлива в Кыргызстан и Узбекистан по «серым» схемам для выгодной его перепродажи на сегодня выступает основной причиной нехватки ресурса.

Не секрет, весной в Казахстане проходит посевная кампания, то есть посадка сельскохозяйственных культур, а осенью – уборка урожая. Проблематика вопроса привела к тому, что водителям теперь запрещают вывозить из Казахстана 20-литровые канистры с топливом.

Также в начале года ввели запрет на вывоз всех видов нефтепродуктов с территории страны на четыре месяца. Однако на деле этот запрет не работает и ГСМ продолжает утекать за границу.

Помимо этого, правительство установило цену ДТ для иностранного транспорта в 450 тенге, для местного - 230-260 тенге (в зависимости от региона). Некоторые операторы имеют по десятки копий техпаспортов на тяжелую иностранную технику.

Другая схема: водители говорят, что перевозят что-то другое, но когда проверяют таможенники, оказывается, что это дизель. Это считается контрабандой, потому что разница в ценах между странами достигает 30-40%.

В Министерстве энергетики говорят, что, действительно, низкие цены приводят к высокому спросу на горюче-смазочные материалы у водителей транзитного транспорта в приграничных областях.

Впрочем, как считают эксперты, развитие отрасли невозможно без рыночных цен.

Экономист Галим Хусаинов поделился своим видением о том, почему дешевый ГСМ в стране - очень плохо для экономики. Всё потому, что цена топлива искусственно занижена и регулируется государством на протяжении нескольких лет.

«Как говорил Рокфеллер «не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов». Ключевая задача любого государства - справедливое перераспределение доходов государства и природных богатств, а также создание условий для развития свободного предпринимательства. Основным инструментом в данном плане являются налоги и институты», – уверяет экономист Галим Хусаинов.

Он добавил, что это непосредственно касается ВВП страны, что в свою очередь определяет её благосостояние.

«Чем дороже страна продает свои товары на экспорт, тем больше государство получает доходов. ГСМ, либо нефть – это экспортный товар. ГСМ в стране дешевле, чем аналогичный товар в соседних странах в два, а то и три раза. В целом, это выглядит, как будто люди пользуются благами страны с определенным дисконтом, но в итоге, этим благами также пользуются и другие соседние страны и с этим сложно что-то поделать. Страна недополучает колоссальные объемы прибыли, так как вместо того, чтобы эти ГСМ продавать по рыночным ценам, они вывозятся в другие страны через тысячи машин по ценам ниже мировых в два раза. Например, из страны выезжает примерно 3 тыс. грузовиков каждый день, бак каждого из них вмещает по 200-300 литров. Только грузовой транспорт может вывозить примерно 270 млн литров ГСМ в год, что примерно получается 54 млрд тенге недополученной прибыли, если считать, что на каждом литре мы теряем 200 тенге. Но я думаю, эта сумма гораздо больше, так как нужно взять в расчет весь легковой транспорт, а также серых экспортеров», – рассказал эксперт.

По его данным, за 10 лет нерыночных цен государство теряет 540 млрд тенге.

Лента новостей

все новости