Как достать акима и почему разруха в городах Казахстана - Асхат Ниязов

cover

Герой нашего интервью прилетел к нам из Астаны. Его боятся все акимы Казахстана, а те, кто не боится - уважают. Асхат Ниязов рассказал главному редактору Orda.kz Гульнаре Бажкеновой об эффективных управленцах, проблемах регионов и всей страны, поругал Ерболата Досаева, похвалил Скриптонита.

Полное интервью можно посмотреть на нашем канале Youtube. Здесь мы приводим его текстовую версию.


Гульнара Бажкенова: Асхат, в последнее время с твоим участием было два громких скандала с акимами Восточно-Казахстанской и Актюбинской областей - Даниалом Ахметовым и Ералы Тугжановым. Оба сейчас ушли в отставку. Это потому что они поссорились с тобой?

Асхат Ниязов: Не думаю. У меня же нет такого влияния на решения главы государства. Не знаю, кто там это все решает. Кейс с Ахметовым длился очень долго до его отставки, наверное, около года. Мы долго шли к выпуску, который вышел 15 июня и на следующий день его (Даниала Ахметова - прим. ORDA) сняли. Мне кажется, в совокупности всё сложилось так: были пожары в Абайской области, был этот выпуск, который вызвал большой резонанс и всё вышло на республиканский уровень. По всей стране знали, кто такой Ахметов и что он делает. Я бы очень хотел знать, как принимаются эти решения (хотя бы каким-нибудь официантом побыть в тех моментах, когда они сидят и всё это принимают). С Тугжановым уже прошло, по-моему, даже больше месяца или двух после нашего выпуска и как его сняли с должности мне вообще непонятно. То есть, если бы это было из-за меня, наверное, его бы сняли через несколько дней после выпуска. 


ГБ: Наша власть очень любит, чтобы это не выглядело как влияние СМИ или каких-то блогеров. Она любит такие паузы.

АН: Например, с тем же Ахметовым. Он только в ВКО девять лет просидел и почти все эти годы был хейт от общества. Они всегда говорили, что там коррупция, там сын, там бизнес семьи, там всё он под себя подмял. Почему они тогда раньше не приняли такое решение? То есть иногда думаешь - смотрят они это всё или нет?

ГБ: В случае с Ахметовым была вообще железная информация, что его решили ещё на год оставить. 

АН: Я тоже так думал, потому что с чего вдруг он согласился (на интервью с Ниязовым - прим. ORDA)? Весь год он бегал, а тут подъехал (то есть я его словил), но он же мог проехать в аэропорт, когда это было, в своём джипе.

ГБ: Расскажи, как это было?

АН: Прикольно, есть подробности. Я наверное первым вам расскажу: была последняя моя попытка его (акима ВКО - прим. ORDA) поймать, потому что уже подходило 15 июня и все ждали его отставки или какого-то решения по нему. Я провёл в ВКО два дня, попытался пробраться в его знаменитую резиденцию, у меня это получилось, несмотря на то, что, конечно, меня сразу выгнали. Тем не менее, мы сняли там три вертолетные площадки. Нам к тому времени уже начали люди сливать инфу про Ахметова. У нас была информация, что прилетал Кульгинов, тогда еще заместитель премьера, то есть я точно знал, что аким области будет встречать такого уровня человека. Он прилетел на том самолете, на котором я должен был обратно в Астану улетать. У меня было несколько минут, чтобы перехватить его до Кульгинова и мы встали с оператором перед воротами, куда заезжают VIP-персоны. Мы увидели его машину. Я стоял, он вышел и сам мне сказал, что давай, приезжай в понедельник в Риддер, только не убегай. У меня, на мой взгляд, есть объяснение почему он так сделал. В понедельник я должен был лететь в Европу, командировка у меня там, Евросоюз приглашал, то есть очень важная поездка была.

"У меня сложилось такое ощущение, что он знал про этот рейс, подумал: “наверное, не отменит!”.  Это первое. Второй момент, почему он, в принципе, вышел. Мне кажется, что его должны были оставить ещё на год. Я тоже слышал такую информацию, и он хотел раскидать этот кейс со мной, чтобы я от него отстал".

ГБ: А почему ты гонялся за ним год? 

АН: Потому что он не хотел ко мне выходить! Знаете, некоторые акимы, если один раз не получилось, во второй раз выходили ко мне. А тут прям конкретно не хотел со мной встречаться. Я должен был закрыть этот гештальт. Просто уже вся страна наблюдала за этим, как за сериалом каким-то. Я должен был доделать это - встретиться и задать те вопросы, которые никто ему не задавал.

ГБ: Как в ваш объектив попал Ералы Тугжанов? 

АН: Он тоже “староказахстанец”, на политическом Олимпе был не последний, наверное, человек. И я понимал, что мне нужно в Актобе. У меня же всё равно была задача объехать все регионы.

"Я не думал, что с Тугжановым всё так развернется. Я не думал, что он поведет себя так, как повел во время выпуска. То есть я не думал, что после Ахметова кто-то захочет такую же модель использовать. А он взял. Но если Ахметов, знаете, такой с улыбкой на лице это всё говорит, то Тугжанов вел себя очень грубо. Мне кажется, не стоит вести себя так акиму региона. Он сделал акцент на казахский язык. Почему-то сказал, что в Актобе все знают казахский, но это не так".

ГБ: Как ты определяешь себе акима-героя, после чего начинаешь за ним “охотиться”?

АН: Иногда просто еду в регион, даже не знаю кто там аким. И потом он открывается - уже получается какой-то мем. Но моя изначальная задача - показать ситуацию в городе и регионе. 

ГБ: А как ты смотришь на ситуацию? Просто - вот мусор, вот - дороги…

АН: Знаете, какой механизм я выбрал? Я выхожу на улицу и записываю кучу блицов. Могу за день человек сто записать и всё равно основные проблемы мне расскажут. Например, мне говорят, вот у нас мусор, я потом еду по городу и действительно снимаю это всё. Я выбрал себе такой механизм. 

ГБ: И какие основные проблемы в регионах?

АН: Есть, конечно, основные проблемы для всех регионов - дороги, инфраструктура… В последние годы - ТЭЦ, ещё какие-то там объекты жизнеобеспечения. 

ГБ: А какие-то специфические? Вот в этом регионе - такое, в этом - такое… Есть ли что, если брать в разрезе “юг-север-запад-восток”? 

АН: Например, проблема трудоустройства в Жанаозене. Они все хотят работать на нефтяных месторождениях, не всем хватает мест и у них есть вопросы к тому, как их распределяют. Что там не всё прозрачно. Как должно быть они считают, что там отдают всё равно родственникам и так далее. В Экибастузе с ТЭЦ большая проблема, в Риддере большая проблема с ТЭЦ…  

ГБ: Самые громкие кейсы - это Ахметов и Тугжанов. А какого акима ты бы ещё отметил? Вот там “ужас-ужас-ужас, это он виноват” 

АН: Все акимы виноваты в том, что происходит у них в регионах, на то они и акимы, на них ответственность. Они же все говорят, когда спрашивают, почему у них два миллиона тенге зарплата: “Вы знаете какая ответственность?”. Так вот, пожалуйста, принимайте за эти деньги ответственно всё, что происходит в вашем регионе. 


ГБ: Ну какой аким самый плохой и самый хороший? 

АН: Вспомнил, я был в Талдыкоргане. Это Жетысуская область. Там я писал и областного акима, и городского. Последний (речь об Асете Масабаеве - прим. ORDA) мне очень понравился и люди тоже отзывались о нем хорошо. 

ГБ: А как же там все засохло? В Талдыкоргане все зеленые насаждения засохли! 

АН: Чем мне понравился этот аким... я не говорю, что он крутой и всё сделал. Знаете, у нас в последние годы острая необходимость в человечных, искренних акимах, которые не будут с тобой разговаривать как с дерьмом и не будут врать тебе в лицо. 

"К этому акиму я зашёл без проблем, что-то говорю, а он: “да, есть проблемы”. Я ему говорю: “Там же вот эти виноваты”? Он мне ответил: “Да, виноваты”. То есть он принимал все эти проблемы, не отнекивался, не снимал с себя ответственность, не перекладывал на других. Я просто это показал и увидел, что мой вайб, который я словил от этого акима, был в комментариях. Люди писали: “нормальный аким, вот такого хочу себе акима!”. Но на следующий день после выпуска программы он слег с инфарктом и потом уволился. И знаете, я тоже об этом подумал и мне потом местные говорили, что там были такие проблемы. Что в этом выпуске аким города смотрелся эффектнее, чем аким области и это не понравилось". 

ГБ: Ну не отравили же его. Одного увольняют, другой с инфарктом ложится после вашего интервью… опасный вы человек! 

АН: Я же ничего не делал, просто задавал вопросы! 

ГБ: А у нас есть эффективные акимы? Эффективные хозяйственники?

АН: Был хозяйственник в Талгаре (речь про Жолана Умарова - прим. ORDA). Когда ещё на “Хабар 24” выходила программа “Акимы”, я два раза приезжал туда и оба раза (был перерыв где-то год) такая же ситуация была.

"Таксисты останавливались и спрашивали: “Ты знаешь какой у нас аким? Вот такой! (показывает большой палец вверх). С утра на работу еду, а он там уже за щебенку кого-то ругает и с шести утра до двенадцати ночи по улицам бегает".

ГБ: Какая самая главная боль, которую нужно решать в регионах?  

АН: Основная боль - видеть это все каждый раз. И еще больнее от того, что люди такие: “ну пойдет!”.  

ГБ: Люди в регионах бедные? Работа есть?

АН: Бедные, безумно бедные! Нет работы. Куда идти человеку? Он всю жизнь проработал на заводе, его сократили… вот в чем он виноват? 

ГБ: А в чем виновато предприятие, которое вынуждено сокращать?  

АН: Всегда ли вынуждено предприятие сокращать? Знаете, я, конечно, не экономист, но когда вижу людей в списке Forbes на первых строчках, а потом говорят: “у нас нет денег на реконструкцию” или  “у нас нет денег на модернизацию ТЭЦ”, я такой: “Это вы в списке Forbes? Почему?”. А где социальная ответственность? 

Читайте также:

Лента новостей

все новости