Из России – в Bunker

cover

Спектакли в бомбоубежище с каждым днём будто становятся ближе к реальности. Но для молодого московского режиссёра Николая Бермана звёзды сошлись удачно: он приехал в Алматы, где узнал о существовании арт-убежища Bunker, которое оказалось идеальным местом для воплощения давней мечты – поставить пьесу «Blondi» белорусского драматурга Дмитрия Богославского, чьё действие как раз происходит в бункере.

Семь лет назад «Blondi» участвовала в фестивале «Любимовка», потом прогремела в тольяттинском ТЮЗе и теперь добралась до Алматы. В спектакле нет декораций, костюмов и грима. Нет и сцены в привычном понимании. Зато есть пробирающий запах сырости и гулкое эхо.

Всё действие разворачивается на ковре, который символизирует площадь бункера. С первых секунд зал держат в напряжении – нет даже света. Однако мужчина в форме вкручивает лампочку, и зрители переносятся почти на 80 лет назад, в подземелье рушащегося Третьего Рейха.

Спектакль начинается с небольшой предыстории. Блонди – немецкая овчарка Адольфа Гитлера, подаренная ему Мартином Борманом. Собака повторила судьбу хозяина: сначала отправилась за ним в бункер в апреле 1945-го, а потом была отравлена. В бункере у Блонди родилось пятеро щенков: одного, мальчика, отравили цианидом вместе с матерью, а вот судьба четырёх девочек осталась неизвестной. Вокруг их пребывания в бункере и разворачивается действие.

Но вместо щенков на сцене четыре женщины. Они разные по характеру: одна – прирождённый лидер, вторая – конформист, третья – закрытая, но уязвимая, четвёртая – типичная жертва. Они в постоянном конфликте друг с другом и самими собой. За попытками проявить любовь кроется ненависть, за желанием остаться наедине – страх одиночества.

Подчас они и вовсе теряют человеческий облик и буквально грызут друг друга, как если бы и вправду были щенками. Но при этом в них остаются женственность, нежность и сила, которую не передавить ничем. Даже цианистым калием.

Единственный мужчина в пьесе – Людвиг Штумпфеггер, личный врач Гитлера. В спектакле он одновременно и персонаж, и режиссёр. Он выходит к зрителям и читает записи из своего дневника. Рассадка в зале продумана так, что доктор уходит не за кулисы, а в зрительный зал. Создатели «Blondi» отмечают – это сделано специально, чтобы подчеркнуть суть игрового театра. У актёров нет нужды прятаться за декорации или своих героев.

«По сути, «Blondi» – это не только спектакль, но и отражение театрального процесса, – говорит Николай Берман. – У нас есть режиссёр-Людвиг, который ставит перед актёрами определённые задачи. Актёры – в нашем случае актрисы – пытаются их выполнять, а иногда идут в протест, возникает контрапункт. Спектакль показывает, что такое театр изнутри».

Не только режиссёр, но и почти все актёры «Blondi» приехали из России. Единственная «наша» – Алина Абилкаламова из театра «АсАбАлАр». Выкладываются актёры настолько, что маленький зал, в котором из-за сырости нечем дышать, буквально разрывает от накалившейся энергетики. При этом вся команда отметила, что Bunker – невероятно вдохновляющее пространство. Ты изолирован от внешнего мира, буквально погребён и остаёшься наедине с искусством. И даже в этом прослеживается амбивалентность постановки.

«Blondi» – это не просто история о военном бункере. Это исследование человеческой психологии. Создатели спектакля показывают, насколько уязвим человек, сколько в каждом из нас яда. И сколько страхов – ведь у героинь появится возможность покинуть бункер. А как они ею воспользуются, можно посмотреть на премьерных показах 18-20 ноября.

Лента новостей

все новости