Ирландская, карибская или наша: кому на самом деле принадлежит Air Astana

cover Фото: Pixabay.com

«Гражданство» авиакомпании Air Astana выясняли мажилисмены на правительственном часе, и оказалось, что казахстанцы платят за полёты самолётами разных стран, сообщает Orda.kz.

Вопрос приписки воздушных судов крупнейшего авиаперевозчика страны поднял депутат Бакытжан Базарбек.

«Мы знаем, что авиапарк Air Astana был зарегистрирован на Карибских островах, в Арубе. Позднее все эти самолёты были зарегистрированы в Ирландии. Согласно статье 17 Конвенции по гражданской авиации, воздушные суда имеют "гражданство" того государства, в котором они зарегистрированы. И если 50 воздушных судов авиакомпании зарегистрированы в Ирландии, то по вышеуказанным требованиям конвенции, фактически Air Astana — это ирландская компания. И мы из бюджета выделяем миллиарды субсидий для иностранной компании», возмутился депутат. 

По его словам, в 2012 году правительство Казахстана ратифицировало и подписало документ, по которому Air Astana регистрирует весь авиапарк в Ирландии.

«Да, Ирландия имеет статус международного центра авиационной лизинговой индустрии и не требует сертификации. Ставки налога на прибыль для авиационных лизинговых авиакомпаний в этой стране — 1,25 %. То есть нахождение в Ирландии выгодно. Но есть большой риск, что в случае "часа Х" эти самолёты останутся в Ирландии», подчеркнул Бакытжан Базарбек.

Министр транспорта Марат Карабаев объяснил, что все всё не так поняли.

«Сама компания Air Astana зарегистрирована на территории Республики Казахстан, речь идёт только о регистрации бортов. Существует международная практика, когда воздушные суда регистрируют в определенных местах, таких как Аруба или Гибралтар. Многие страны используют эту практику, так как она связана с множеством факторов, включая обеспечение страховых полисов», прокомментировал Карабаев в кулуарах.

Он также заявил, что Казахстан вложил в создание Air Astana лишь восемь млн долларов, и перевозчик не участвовал в субсидированных программах. Но когда компания вышла на IPO, её оценили в миллиард долларов, и это, по словам главы Минтранса, успешный кейс.

Однако вопрос, в интересах какой страны при кризисной ситуации будут задействованы ирландские самолёты, так и остался открытым.

На этом правительственном часе депутаты предъявляли претензии компании Air Astana и возмутились поведением её президента Питера Фостера.

Читайте также:


Лента новостей

все новости