Ходить строем, не перечить, не спорить, не выделяться – эти правила давно стали основой обычной школы. А если их поменять? И превратить школу в маленькое государство, где все на равных, где можно отстаивать свою точку зрения, спорить, сто раз переспрашивать, громко смеяться и играть, играть, играть?

Возможно ли вообще учебу сделать интересной и увлекательной, чтобы ребенок в школу шел как на праздник, а не думал, когда же закончится эта каторга! Не можно, а нужно. Так считает Марат Платонов, директор Innovative School – школы, основанной на авторской образовательной методике. Он рассказал Orda.kz об уникальной системе SmartUp, которая доказала свою эффективность за очень короткое время.

– Технология обучения, которую разработали зарубежные психологи, работает на все 300 процентов. Мы это видим на своем примере. Наши дети развиваются гораздо быстрее сверстников из других школ. Первоклассники нашей школы знают и умеют больше, чем обычные второклассники, – рассказывает Марат Платонов.

В основе SmartUp – разбудить у ребенка желание учиться. В школе обходятся без таких понятий, как должен, нужно и обязан.  Когда интересно, весь процесс обучения проходит быстрее, легче и комфортнее.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

Дети с удовольствием приходят на уроки, потому что им интересно. Они стремятся в школу и на каникулах, и в воскресные дни. На весенних каникулах у ребят был выбор отдыхать или приходить в школу.  И они с большим удовольствием приходили в школу, чтобы пообщаться, поиграть и, главное, – поучиться.

Кто может учиться в Innovative School?

Все очень индивидуально. Мы тестируем претендентов на уровень знаний, психологической готовности и IQ. Но эти три составляющие не всегда соответствуют друг другу. Иногда достаточно подготовленный ребенок, который читает 30-40 слов в минуту и считает до ста, психологически еще не готов к школе: у него главное желание – поиграть. Бывает и наоборот, есть детки с уровнем знаний ниже необходимых для первого класса, но с очень высоким потенциалом к обучению. Скорее всего, у родителей не хватало времени на обучение своего ребенка, но мы видим, что можно быстро наверстать упущенное, и ребенок может быстро выйти на нужный результат. У нас работают сильные психологи, которые выстраивают систему мотивации. Поэтому наши дети не придумывают причину, чтобы пропустить школу, наоборот, они бегут на уроки как на праздник.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

А кто работает в Innovative School, ведь известно, что в казахстанской образовательной системе острый дефицит кадров?

Вот здесь мы столкнулись с проблемой. Оказалось, многие учителя с большим опытом и стажем работы не хотят отказаться от стереотипов и принимать новое. Кто-то отказывался сразу после собеседования, а кто-то не выдерживал больше месяца. Старую советскую школьную методику, в основе которой главными остаются дисциплина и послушание, а проще говоря – «загнать детей под лавку», трудно искоренить в профессиональном сознании. Поэтому мы стараемся брать на работу молодых учителей, которые любят детей и стремятся к чему-то новому.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

А есть примеры, когда приходится отказывать в приеме в вашу школу или расторгать уже действующий договор?

Если мы видим, что ребенок психологически не готов к школе, не хочет учиться; если не включается в процесс, а остальные детки уходят вперед, возникает вопрос, что делать. Главная проблема в том, что ребенок может почувствовать себя отстающим и психологически замкнуться. Обычно еще на стадии отбора мы даем рекомендации, где нужно подтянуться или просто подождать, когда ребенок повзрослеет. Был случай, когда мама упрашивала взять в первый класс ребенка, которому было всего пять с половиной лет. Многие родители думают, если школа частная, то можно заплатить и требовать все возможное и невозможное. В Innovative School интересы и достижения ребенка превыше всего.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

Как же нужно построить урок, чтобы образовательный процесс был и учёбой, и игрой?

Учитель не заставляет зубрить. Он просто приглашает детей в путешествие. К примеру, все вместе отправляются в Древнюю Грецию. Все предметы интегрированы в это путешествие. Есть Врата времени, есть Карта путешествий всего учебного года, определенные задачи и задания, которые нужно решить и выполнить. Математику, чтение, письмо и многие другие предметы дети учат на основе мифов Древней Греции. Образно говоря, считают не яблоки из классического упражнения, а стрелы Геракла.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

В школе должно быть интересно. Это самое важное. А еще должны быть такие условия, при которых проявятся таланты всех и каждого. Кто-то особо силен в математике; кто-то – в языках; у кого-то – склонности к техническим наукам. Был случай, когда наш ребенок в первом классе начал считать логарифмы из программы 6-7 класса. Его никто не заставлял. Он сам пришел к этому. Делал это легко и просто, потому что ему было интересно. Каждый день в школе должен приносить результат. Еще вчера он не умел читать, а сегодня научился. Все дети разные. К каждому необходим индивидуальный подход. Ребенок – это человек, который завтра должен стать лучшей версией себя вчерашнего.

В школе часто проходят мастер-классы. Кто-то учит украшать печенье. Кто-то – рисовать пони. Кто-то развивает навыки единоборства. Кто проводит? Сами дети! Ребенок пишет объявление о своем мастер-классе. Может определить стоимость участия в мастер-классе. Готовит программу и назначает время. Мы ему помогаем. Но он – главный организатор и понимает свою ответственность. Ответственность – одно из важных качеств, культивируемых в детях.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

В начале учебного года в классах создаются государства. Жители выбирают короля, королеву и главного судью. Каждый, кто решил баллотироваться на выборные должностия. объясняет, почему именно его кандидатуру нужно поддержать, то есть проводит предвыборную кампанию. Затем проходит тайное голосование.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

Учителя и кураторы в процесс не вмешиваются, только наблюдают и поддерживают. А дети издают свои законы: не бегать в классе, не кричать, не драться, и прописывают меру ответственности за неисполнение. В государстве действует внутренняя валюта и годовой бюджет, утверждается общий план развития.

Есть и пресса – газета, которую выпускают каждые две недели. Ребята сами становятся редакторами, фотографами и корректорами, сами решают, о чем рассказать, какие события осветить.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

Газету продают правители государства. Они платят за издание, а потом уже сами продают её жителям. Мы видим, что ребята, которые надели значки правителей, осознают ответственность и понимают, что должны следить за соблюдением правил в государстве. В детском коллективе создается микроклимат, который нельзя нарушать, нельзя в него вторгаться без последствий.

Нет опасений, что выпускникам вашей школы будет трудно адаптироваться в обществе, в котором все учились по другим правилам?

Innovative School стремится воспитать граждан, которые принесут пользу своей стране. Уже сейчас, даже на базе начальной школы мы стараемся формировать навыки, которые дети будут использовать во взрослой жизни – соблюдать законы и отвечать не только за себя. Дети еще не подстроились под реалии взрослой жизни. Мы стоим у истоков этого становления и можем постараться повлиять на их дальнейшее развитие.

Школа – это не только дети, но и родители, которые, как правило, всегда хотят больше и лучше.

У нас в подсознании: чем больше учитель дает уроков и заданий детям, тем лучше. Многие родители еще дополнительно водят детей по многочисленным кружкам и секциям. Спорт, языки, ментальная математика и робототехника, танцы и шахматы – в общем до полного изнеможения ребенка. Мы считаем это как минимум бесполезным, а скорее всего вредным для развития ребенка.

В нашей же школе нет домашних заданий от слова совсем. Ребенок может принести задания из школы по своему желанию, но мы запрещаем родителям следить, выполнил ли их ребенок или нет. И дети по собственному желанию делают гораздо больше работы дома, чем если бы их заставляли.

Ребенку в этом возрасте важно развитие самостоятельности мышления, а для этого ему нужно свободное время и право принимать свои собственные решения.

Зарина Юсупова пришла работать в Innovative School из обычной государственной школы. Теперь она говорит, что это разные планеты, у которых есть общее – дети, а им везде нужна любовь, внимание и образование.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?
Зарина Юсупова

В старой школе директор была категорически против всяких «обнимашек». А в начальных классах детки очень любят прижаться к учительнице. Мне кажется, это показатель доверия, а меня ругали на педсоветах и объясняли, что это дешевый авторитет перед родителями, всех обнять нельзя, кто-то может обидеться.

В государственной школе дети должны быть удобными. В классе около 30 учеников, а зачастую бывает и больше, у учителя куча отчетов и планов, и уравниловка помогает хоть как-то со всем этим справиться. Обратите внимание, все учителя похожи друг на друга – короткая стрижка и удобная одежда. Это стиль, который очень экономит время. А я очень сильно боялась стать похожей на всех. Мне хотелось нравиться своим деткам, чтобы им со мной было легко, чтобы они мне доверяли свои секретики и тайны.

Через три года я уже начала чувствовать себя жесткой тетенькой Зариной Мажитовной. Но прекрасно понимала: чем больше давлю на детей, тем большее сопротивление получаю в ответ. Ребенок вроде бы соглашается, но все равно делает по-своему. В какой-то момент я решила, что в государственной школе мне больше делать нечего и учиться нечему.

Говорят, что в Innovative School все по-другому. Здесь детей принято хвалить, можно обниматься, мотивировать, и им разрешено отстаивать свое мнение. Учителю от такой свободы, наверное, тоже нелегко?

Разница колоссальная. Мы не заставляем, а заинтересовываем и мотивируем. В обычной школе обычно как? Не сделал, потому что не заставляли. Сейчас многие взрослые вспоминают свою школу и говорят, что до четвертого класса были отличниками. Что произошло дальше? Оказывается, в пятом классе нет учительницы, которая все время была бы рядом, поддерживала и указывала, что делать можно, а что под запретом, а еще была бы в постоянном контакте с родителями. В пятом классе вдруг все стало по-другому и ребенок потерялся – очень много учителей, никто не заставляет слушать, делать уроки. В результате учеба уходит на второй план. А здесь ребята совершенно другие.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

Мы с помощью SmartUp добиваемся таких результатов, что даже мне, учителю, порой трудно в это поверить. У нас ребенок может выучить таблицу умножения и сдать шесть уровней зачета за день. Он попадает в поток успеха, чувствует, что он все может и ему по плечу любая задача. Родители малышей все еще думают, какое умножение может быть в первом классе! А наши ребята начинают это делать, решают и получают зачет. Их хвалят. В классе аплодисменты, потому что все – свидетели победы. Уровень осознанности в нашем первом классе выше, чем у моих учеников, которых я раньше выпускала в четвертом классе.

Innovative School: зачем школьнику право быть самим собой?

В Innovative School каждую субботу проводят Игроматику. Это один день в школе по технологии SmartUp. Родители могут познакомиться с особенностями технологии, задать вопросы и увидеть своими глазами, как быстро и с каким удовольствием могут учиться их дети, когда им интересно.

Поделиться: