Хотят доказать гражданственность: почему этнические казахи идут воевать с Украиной

cover Коллаж: Orda.kz

В начале октября Orda.kz опубликовала статью о потерях среди этнических казахов на войне России с Украиной. Тогда мы пообщались только с человеком, который возглавляет группу волонтёров, ведущих подсчёт погибшим казахам. В этот же раз Orda.kz попыталась выяснить, что движет этническими казахами, отправляющимися воевать, и есть ли среди них дезертиры. 

Никого не заставляют 

Для начала мы попытались задать эти вопросы представителям казахской диаспоры в городах России. Чтобы с ними пообщаться, пришлось изучить несколько ресурсов национальных культурных автономий казахов и других общественных организаций из разных регионов России. Дело это оказалось не такое простое, как представлялось на первый взгляд, потому что далеко не все организации в РФ указывают свои контакты. 

Но в итоге нам всё-таки удалось вычислить представителей НКА из Астраханской, Тюменской, Омской и Томской областей. Правда, общение с ними,  прямо сказать, не заладилось. 

Представители астраханской диаспоры просто не ответили на наши звонки. В Тюмени и Томске трубки взяли, но заявили, что не смогут говорить с нами на тему участия этнических казахов в СВО. Единственным, кто согласился вступить в диалог с журналистом Orda.kz, был председатель региональной казахской национально-культурной автономии Омской области и муфтий региона Бота Бакулин.

На прямой вопрос, за что этнические казахи воюют на СВО, как войну в Украине называют в России, Бота Бакулин сказал: 

«Это сложный политически вопрос, и я откажусь на него отвечать. Нам здесь жить и жить будет поспокойнее».

Но на несколько других вопросов он ответить согласился. Например, насчёт того, охотно ли казахи в Омской области идут на фронт, Бота Бакулин ответил так: 

«В данный момент никто никого не заставляет, все идут добровольно. Выплачиваются денежные средства и идут добровольно, хоть казахи, хоть другие национальности».

По словам Бакулина, они как организация оказывают помощь семьям погибших на войне казахов, и вообще тех, кто ушёл воевать. 

«В основном продуктами помогаем», — говорит он.

Правда, сколько именно омских казахов уехало на фронт и сколько из них там погибло Бакулин, по его словам, не знает. 

«Подсчёт никто не ведёт — сколько уехало, сколько приехало, сколько ранило, сколько погибло. Мы этим не занимаемся», — сказал он.

Хотя, как мы помним, волонтёры о которых писала Orda.kz, как раз-таки подсчётом погибших и занимаются, в том числе, отдельно по регионам. 

Кстати, в 2023 году, в беседах с омскими СМИ Бота Бакулин на политические темы говорить не стеснялся. И не просто говорить, а призывать отправляться на войну. Вот его цитата с сайта областного омского 12 канала

«Уважаемые земляки, в данный момент мы все должны правильно понимать и поддерживать политику нашего президента и должны пойти и, не боясь, записаться и участвовать в специальной военной операции, потому что в единстве наша сила, в единстве мы победим несправедливость. Победа будет за нами!».
Бота Бакулин. Фото: 12 канал

Поговорили мы и с бывшим представителем казахской диаспоры в России. По совпадению, это тоже уроженец Омска — блогер, автор ютуб-канала «Обожаю» Асхат Ниязов. На вопрос о том, как он относится к тому, что этнические казахи воюют и гибнут на войне с Украиной, Асхат ответил так:

«Я как гражданин Казахстана, но родившийся в России, в Омской области, отношусь ужасно к любым человеческим жертвам на этой войне. И не разделяю их на казахов, русских, украинцев, грузин, татар», — сказал Ниязов.

Один казахский дезертир

Но если всё-таки говорить о причинах, по которым этнические казахи идут воевать, то Бота Бакулин не зря упомянул деньги. Например, астраханский блогер и журналист Тодар Бактемир в своём телеграм-канале «Степной новиоп» ещё в начале войны писал, что среди жителей Астраханской области, отправившихся на войну, большую часть составляют казахи. И вызвано это именно тем, что в основном они живут в сельской местности, где уровень жизни очень низкий, а нравы консервативны.

Об этом же говорит и казахстанский правозащитник Артур Алхастов, оказывающий помощь российский дезертирам в РК. 

«Например, в Астраханской области есть несколько районов довольно плотного расселения казахов. Но это всё депрессивные районы. И там многие люди служат в армии по контракту, потому что это одна из немногих возможностей стабильного заработка. Условно, пусть зарплата у контрактника 40 тысяч рублей, но она стабильно приходит до 10 числа. И уволить тебя из войск сложно», — говорит Алхастов.

Но, кроме финансов, есть и другие факторы. Например, та самая пропаганда российских властей, которая, может, уже и набила оскомину, но, судя по всему, продолжает действовать. Причём не только на российских казахов. Например, журналист из Уральска Лукпан Ахмедьяров в разговоре с корреспондентом Orda.kz с уверенностью сказал, что в тех случаях, когда жители ЗКО поехали воевать с Украиной и погибли, на них повлияла именно пропаганда.

«Они были из районов, прилегающих к границе с РФ. Там, чтобы смотреть российское телевидение, не нужно платить, оно ловится обычной антенной. Наоборот, люди там могут казахстанское ТВ даже не смотреть», — говорит Ахмедьяров.

Что же касается российских этнических казахов, то, по мнению Лукпана Ахмедьярова, может быть ещё одна причина, по которой не только казахи, но вообще представители этнических меньшинств идут в окопы. 

«Современный российский режим делает упор на то, что Россия — это страна русских. Везде русский язык, русская культура. И, наверное, у представителей национальных меньшинств сформировался тезис, что им нужно доказывать свою гражданственность, демонстрировать, что они такие же граждане, как и этнические русские. И это стремление доказать свою гражданственность может быть ещё одним из факторов того, почему люди становятся более подвержены пропаганде, начинают оправдывать войну и достаточно деспотичный режим. И когда подворачивается возможность манипулировать людьми, говоря, что "это справедливая война", что "мы кого-то защищаем", такая риторика, как мне кажется, ложится на эту благодатную почву», — считает журналист.

О том, что мнение Лукпана Ахмедьяров может быть верным, говорит ещё и такой факт — среди дезертиров из российской армии почти нет казахов. По словам Артура Алхастова, представителей российских нацменшинств среди сбежавших с войны в принципе меньше, чем русских. Но, например, есть буряты, якуты, башкиры, татары. А казах был всего один! 

«Но и он дезертировал по религиозным причинам. При этом каких-то претензий в сторону российских властей я от него не слышал», — говорит Алхастов.

Orda.kz поинтересовалась так же у представителей движения «Идите лесом», обращались ли к ним этнические казахи. Организация занимается тем, что помогает гражданам РФ не попасть в российскую армию, в том числе переправляя их через границу. Мы попросили у них статистику обращений по регионам со значительной казахской диаспорой, и на начало октября она была такой: 

  • Саратовская область — 321 обращение;
  • Самарская область — около 600;
  • Омская область — 230; 
  • Республика Алтай — 220.

Этнических казахов среди обратившихся не было.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости