Гражданский спор или мошенничество: в деле Абдыгаппаровой рассмотрели новые эпизоды

cover Коллаж: Orda.kz

Алматинский суд продолжает рассматривать дело экс-директора ТОО «AV Construction» Ольги Абдыгаппаровой. В новых эпизодах, которые начали рассматривать на заседании, дольщики рассказали о несбывшихся надеждах купить элитное жильё в коттеджном моногороде. Orda.kz о том, кто кого обманул и почему процесс так эмоционален.

Запутанная история

Ольга Абдыгаппарова возглавляла ТОО «AV Construction» с декабря 2022-го по декабрь 2023 года. Реализация проекта началась в 2016 году, но вскоре основатели предприятия оказались за решёткой. Алмас Абдыгаппаров, супруг Ольги Абдыгаппаровой, отбывает срок за хищение 418 млн тенге у собственной компании. Его доля в 25 % сегодня записана на мать — Сауле Джунусбекову, которая сейчас руководит ТОО.

Два других учредителя — Дастан Абижанов и Тимур Танашев — также осуждены за рейдерский захват доли в компании, которую учреждали. Громкое дело известно как «ОПГ Коспаева». За ними по-прежнему остаётся 75 % доли в ТОО. Танашев и Абижанов написали заявления на Ольгу Абдыгаппарову, и по первым двум эпизодам из семи суд признал их представителями потерпевшей от действий Абдыгаппаровой компании AV Construction.

Про первый эпизод суда можно прочитать здесь.

Про второй здесь

А тут — про дольщиков из третьего и четвёртого эпизодов.

Эпизод 4.1

В этом суде начали, а вернее, вернулись к допросу Танашева. На прошлых заседаниях его решили пропустить, потому что представитель потерпевшего, находясь в Степногорском учреждении № 4, не мог обеспечить стабильное подключение.

Прокурор Максат Дурумбетов, как и всегда, начал допрос общим вопросом. Танашев стал рассказывать. С его слов, в ТОО «AV Construction» он был заместителем директора и официально владеет 60 % доли. Он повторил суть незаконного директорства Абдыгаппаровой, сказал, что лично написал заявление о том, что она захватила власть в компании. По мнению Танашева, Ольга Абдыгаппарова, подписав мировое соглашение с мужем, помогла ему уменьшить срок заключения на пять месяцев. А также расторгла договор с подрядчиком в лице RAMS, но не нашла никого, кто бы продолжил строительство.

Интересно, что Танашев не настаивал на ущербе и не назвал, в отличие от Абижанова, конкретную сумму, которая сложилась из курсовой разницы. По его словам, ущерба как такового нет. Да и вообще действия Ольги — это другая статья, рейдерский захват.

В качестве доказательств использовали легендарное мировое соглашение. Почему легендарное? Его нет в материалах дела, судья отказал в приобщении и даже запретил ссылаться на него, но каждый раз представители потерпевшей стороны используют его как главный аргумент. Когда же сторона защиты пытается ссылаться на пункты соглашения, вопросы снимают.

Танашев отвечал на вопросы гораздо холоднее и менее терпеливо, чем Абижанов. Это не нравилось защитникам Ольги Абдыгаппаровой Нурлыбеку Сабитову и Макишу Ескараеву. Они просили судью потребовать от Танашева вовлечённости. Но судья Жомарт Мухмбетжан в ответ делал замечания защитникам: по его мнению, они строили вопросы, навязывая «нужные». 

Конфликты на повышенных тонах между участниками процесса вспыхивали регулярно. В это время не молчали и в зале. Пострадавшие, чьи показания по другим эпизодам суду только предстоит выслушать, высказывали неодобрение поведению адвокатов. Нелестно отзывались об Ольге Абдыгаппаровой. Подсудимая даже обратилась к судье, чтобы присутствующим сделали замечания, но Мухамбетжан сказал, что ничего не услышал.

Что касается вывода денег в SoliCompany, GrandCuisine, то Танашев высказался однозначно — эти компании не строительные, а потому они не могли быть полезны для AV Construction.

Ещё немного о четвёртом эпизоде

Дальше суд перешёл к допросу Айбола Тилемисова (на прошлом заседании по четвёртому эпизоду показания давала Джанат Матаибекова, мать и представитель Mataibekovarchitects). Он как директор Mataibekovarchitects подписал договор и перечислял на расчётный счёт AV Construction деньги за офисное помещение в Esentay City. Мужчина живёт в Туркестане, все дела вёл удалённо через юристов.

Нурлыбек Сабитов, защитник Ольги, спросил его, знал ли тот, что Ольга не могла заключить с ним договор из-за наложенного на недвижимость запрета? Он ответил, что нет. Финансовых требований или денежных претензий конкретно к Ольге у него нет. Тилемисов подчёркивает — нужна недвижимость.

Пятый эпизод

И вот пятый эпизод, он снова касается дольщицы — Гульзат Изтелеуовой. Потерпевшая узнала об элитном ЖК из социальных сетей, приехала в офис, оформила квартиру. Так как речь идёт о 2021 годе, сам договор женщина заключила с экс-директором Бабаевым, а когда на место Бабаева пришёл новый директор, Ванин, с ним заключили допсоглашение, согласно которому срок сдачи квартиры сдвинулся на год.

Когда пришла Ольга Абдыгаппарова, по своему ПДКП Изтелеуова заплатила 21 млн тенге. Но всё это время строительство никак не продвигалось, и потерпевшая пришла просить компанию предоставить ей недвижимость в другой очереди, которая будет готова быстрее.

«Ольга предложила квартиру в другой очереди и другой таунхаус, при этом сказала, что я должна доплатить ещё 100 миллионов тенге. Я сказала, что подумаю, и после этого нашла на „Крыше“ ту очередь, которой, они мне сказали, в наличии нет! Я пришла, и менеджер сказал, что действительно, вторая очередь есть. 28 августа 2023 года было подписано соглашение о расторжении предыдущего ПДКП и заключили новый ПДКП на покупку другой квартиры. Мои деньги учли, я начала снова платить — ещё 36 миллионов тенге. В общей сложности выплатила 131 миллион тенге. Застройщик обязался ввести дом в эксплуатацию до 31 декабря 2023 года, но он так и не был построен. Таким образом, мой ущерб конкретно при Ольге Абдыгаппаровой составил 58 миллионов тенге».

Интересная деталь: после подписания нового ПДКП стоимость квадратного метра выросла с 960 тысяч до 1,2 млн тенге.

Стройка не двигалась, женщина приезжала на объект ежемесячно, он стоял нетронутым. Так как квартиру ей поменяли: вместо голой земли теперь появился каркас. Через суд Изтелеуова добилась того, что с ней заключили договор купли-продажи. Причем в ходе тяжбы она узнала, что на недвижимости есть обременение, но новым иском к НАО «Правительство для граждан» собственность всё-таки признали.

Квартира есть только на бумаге, но так, по словам потерпевшей, она обезопасила себя от потери денег в случае банкротства AV Construction.

Почему продолжала нести деньги в компанию, хотя видела, что жильё не строится? Верила. Говорит, что поверила конкретно Ольге Абдыгаппаровой, которая убедила, что достроит жильё. По мнению потерпевшей, так как женщина была директором, она имела доступ к деньгам и, вероятно, их растратила.

К самой Ольге или в принципе финансовых претензий Изтелеуова не имеет, она тоже хочет получить свою недвижимость.

Предпоследний эпизод, № 6

И шестой эпизод — г-н Аласбек Хайдар купил квартиру и при Ольге Абдыгаппаровой заплатил более 32 млн тенге, недвижимость свою так и не получил. Ему тоже предлагали сменить квартиру на ту, которая достроится быстрее. Компания выдвинула такое же условие, как и Изтелеуовой, — повышение стоимости квадратного метра до 1,2 млн тенге, но Хайдар отказался и цену оставили прежнюю. Его показания на заседании выслушали не до конца.

Остался еще один эпизод, который также связан с дольщиком.

Абдыгаппарова с начала года находится под домашним арестом. Абижанов и Танашев ходатайствовали о признании их не представителями потерпевших от лица AV Construction.

Читайте также:

Лента новостей

все новости