Ровно год назад, 27 декабря, в районе поселка Кызыл ту Алматинской области произошла авиакатастрофа. Самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, следовавший по маршруту Алматы – Нур-Султан, при попытке взлета потерял высоту, пробил бетонное ограждение и врезался в двухэтажное строение. Погибли 12 человек.

На борту самолета находились пять членов экипажа и 93 пассажира, в том числе восемь детей.

В 07:21 рейс Z92100 вылетел из Алма-Аты, но уже через минуту (в 07:22) метка рейса исчезла с радаров. Тревога была объявлена в 07:25. Вызов на пульт 103 поступил в 07:43. На 16:00 число погибших составило 12 человек – 11 пассажиров и один член экипажа (КВС).

Informburo рассказал о ходе расследования. По словам главы Авиационной администрации Питера Гриффитса, версия с обледенением является пока главной причиной трагедии. Эту версию подверждает смоделированное видео катастрофы.

Обычно воздушное судно взлетает под углом не больше 10-11 градусов. Fokker-100 в тот день взлетал под гораздо большим углом. Это подтвердили и следы самолета на взлетной полосе.

Гриффитс считает, что ответственность за противообледенительные работы лежит на капитане. Однако в авиации есть такой термин как «коммерческое давление». Это когда сотрудники могут намеренно идти на нарушение, потому что на них давит руководство компании. Гриффитс предполагает, что в Bek Air была именно такая ситуация.

Выжившие в катастрофе недовольны, что расследование затянулось, а правоохранительные органы не дают информацию о его ходе. Как сообщили в МИИР, продолжительность расследования объясняется большим объемом работы для комиссии и привлеченных к расследованию экспертов. 

Люди сомневаются в справедливом расследовании, опасаясь коррупции.

Жалобы на ход расследования поступали не только от пострадавших, но и от международных организаций и наблюдателей: Европейского агентства по обеспечению безопасности полетов, Rolls Roys, голландских представителей.

Международная организация гражданской авиации прописывает, кто должен быть вовлечен в расследование в случае крушения воздушного судна. Fokker-100 спроектировали в Великобритании, двигатели изготовили в Германии, само судно сделали в Голландии. В расследовании должны участвовать представители всех этих стран.

Основная жалоба – неполное сотрудничество с другими странами. Когда прибыли их представители, Казахстан сообщил, что их участия не требуется, и они могут отправляться домой.

После катастрофы представители авиакомпании утверждали, что трагедии могло не быть, если бы охранную зону аэропорта не застроили частными домами. Началось расследование дела о незаконной выдаче земель, которое уже передали в суд. На скамье подсудимых шесть человек: пятеро экс-чиновников и риэлтор.

Ущерб следствие оценило в 10,8 млн тенге. Экс-госслужащие добровольно погасили 9,1 млн тенге.

Суд над экс-чиновниками и риэлтором продолжается. Главное судебное разбирательство назначено на 28 декабря.

Как сообщили в страховой компании Amanat, выплаты пострадавшим перечисляют до сих пор, потому что у многих из них все еще продолжается лечение и реабилитация. На сегодняшний день Amanat выплатила 129 млн 361 тысяч тенге.