Фишинговая афера: как казахстанцам не попасться на крючок мошенника

cover Фотоколлаж Orda.kz

Какие манипулятивные схемы используют мошенники и почему мы продолжаем вестись на их уловки, попытался разобраться журналист Orda.kz

Несмотря на прогрессивность и скорость развития общественности, интернет-мошенничество – вневременная актуальность. С каждым годом аферисты придумывают новые схемы развода. И хотя в интернете можно встретить многочисленные истории потерпевших, которые пытаются уберечь других, делясь своим опытом, советами, люди все равно подвергаются атакам в сети.

"За три месяца текущего года в Казахстане зарегистрировано более четырёх тысяч интернет-мошенничеств. Ущерб, причинённый гражданам, превышает 3 млрд тенге", – сообщил на брифинге 25 марта начальник центра по борьбе с киберпреступностью Департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Суйинбай. 

Сегодня одним из самых распространённых методов преступлений считается фишинг. Фишинговые мошенники действуют по отработанной схеме: закидывают “наживку” в виде электронных писем, сообщений, звонков или ссылок на сайт, выдавая себя за заслуживающих доверия лиц, например банки, госучреждения или именитые компании, а потом ждут, когда “клюнет” доверчивый пользователь. 

Фото от MargJohnsonVA на elements.envato.com

Телефонный фишинг

Такой вид атаки подразумевает телефонный разговор, когда преступник звонит жертве и пытается вызвать тревогу и настаивает на том, что мало времени на принятие решения. Этому методу характерно использовать психологические манипуляции. Например, звонить поздно ночью, когда человек находится в уязвимом состоянии и не может соображать рационально. Накалять обстановку, озвучивая проблему и тут же предлагая быстрое готовое решение, которое нужно принять в срочном порядке. Менять голос и интонацию. Представляться родственниками или сотрудниками правоохранительных органов, банков.

Мошенники используют всё более изощренные методы в области телекоммуникаций с применением социальной инженерии и техсредств. Существуют специальные call-центры, куда вовлечены сотни людей. Обычно они находятся за рубежом.

На брифинге «Противодействие киберпреступности и правонарушениям в сфере цифровых технологий» рассказали, как в Петропавловске участковый инспектор Медет Садуов помог пенсионерке не стать жертвой мошенничества. 68-летняя женщина рассказала, как ей позвонил человек с неизвестного номера, представившись капитаном полиции.

Преступник пытался внушить даме, что её дочь сбила человека и во избежание проблем пенсионерке необходимо перевести ему 100 тысяч тенге. Женщина сразу заподозрила аферу. Однако она услышала испуганный женский голос на том конце провода, который кричал “Мама, помоги!”. По словам пенсионерки, голос был очень похож на голос дочери, мужчина также назвал правильно имя. Он контролировал женщину через телефонный разговор, не позволяя бросить трубку, пока пенсионерка направлялась к банкомату.

Взволнованная дама пыталась пару раз скрытно попросить прохожих позвонить по номеру дочери, но никто не отозвался. К счастью, уже возле банкомата её, встревоженную, заметил участковый инспектор. Как только он взял трубку, аферист сразу же предпочёл завершить разговор. Медет Садуов дозвонился до дочери пенсионерки и окончательно успокоил её.

С похожей схемой столкнулась алматинка Наталья К. Женщина рассказала, как однажды ей позвонили на домашний телефон в три часа ночи, прося денег.

"В три часа ночи зазвонил домашний телефон, я испугалась, подняла трубку, а в нём встревоженный мужской голос кричал: "Мама, мама, я попал в беду, мне нужны деньги, мне нужно помочь!". Я подумала, что это звонит мой племянник Алёша, потому что сына у меня не было. А племянник жил рядом, у нас отличалась только последняя цифра домашнего номера. Сразу подумала, он перепутал телефон. Я спросила парня: "Лёша, это ты?". Мужской голос ответил уверенное "да" и попросил помочь".

Наталья попыталась узнать у него, что случилось, и объяснила, что парень звонит не себе домой.

"В этот момент проснулся мой муж. Он сказал, что это мошенники, и лучше положить трубку. Позже я начала анализировать и поняла, что он не называл своего имени, он также не знал, что я не его мама. Это всё я сказала сама. Из-за того, что произошедшее случилось глубокой ночью, я с перепугу никак не могла собраться".

Ранее Orda.kz писала, как пенсионерка Людмила Несена из Астаны в 2021 году тоже стала жертвой телефонных мошенников. Она отдала аферистам почти 1,5 млн тенге, и сейчас вынуждена платить по кредиту. Женщина обращалась во многие инстанции, но, по её словам, везде от неё открестились, а банк и вовсе удерживает процент с её пенсии.

Попалась на удочку

Анель Садыкова (имя и фамилия изменены – прим. ред.) рассказала, как перевела 25 тысяч тенге фейковому магазину одежды. По её словам, она не первая, кого этот магазин обвёл вокруг пальца. 

“Я наткнулась на эстетичный магазин женской одежды “She.kzt” в Instagram. У них было большое количество подписчиков, лайков, живые отзывы в актуальных и стильные фотографии. Если честно, ничто не вызывало сомнений. На странице проходила акция, по которой можно было купить пять любых товаров за общую сумму 23 тысячи тенге, что выглядело, действительно, заманчиво. Я клюнула и связалась с магазином по WhatsApp".

Фото предоставила Анель Садыкова

По её словам, продавец “She.kzt” была максимально любезна, от чего всё выглядело правдоподобно. 

“Девушка помогала выбирать другой товар, если желаемый не подходил по размеру. Сейчас это звучит даже смешно, как хорошо она играла свою роль. Когда я, наконец, определилась с товарами, мне предложили выбрать вариант доставки. Заказ, сказали, отправляют Казпочтой. Когда дело дошло до оплаты, я думала, как и везде, будет перевод на Каспи по номеру телефона, однако мне сказали совершить платеж на мобильный, то есть закинуть на баланс. Девушка также отправила своё удостоверение личности и пообещала, что завтра к вечеру мой заказ уже будет у дома”.

Анель Садыкова рассказала, что по истечению двух дней начала понимать, что её обманули. Магазин не отвечал на сообщения и звонки ни в WhatsApp, ни в Instagram. Позже девушка заметила, что на их страничке стоит функция, запрещающая оставлять комментарии под постами. Также невозможно отправлять сообщения основательнице магазина “She.kzt”. Добиться возврата так и не удалось. 

Сегодня такой страницы в Instagram нет. Однако создана другая под названием “She.kzt.obman”. На аккаунте размещают истории других жертв, которые также столкнулись с аферой. Такой вид мошенничества играет на желании человека не упустить "выгоду".

Скриншот аккаунта в Instagram

На брифинге сообщили о похожей схеме развода. 4,5 млн тенге отдали казахстанцы мужчине, который продавал в интернете шубу по бросовой цене. Выгодное предложение, но есть нюанс. Мехового манто у продавца никогда не было, зато желающих его приобрести нашлось 26 человек. В данный момент в продаже вымышленной шубы подозревается уроженец Экибастуза, он задержан астанинскими полицейскими.

Спрыгнуть с крючка

Какие люди больше подвержены нападениям интернет-мошенников, рассказала психолог Елена Белокурова.

Фото от levinajuli на elements.envato.com

"Распознать мошенника с первого раза не так то просто, иначе не было бы столько обманутых людей. Как правило, первое впечатление от общения должно быть положительным. Для этого преступник будет разговаривать доброжелательным тоном, подбирать слова, которые, скорее всего, вас тронут, вызовут интерес, сочувствие. Далее, если мошенник поймёт, что вы попались на крючок, то может вызвать у вас чувство вины для последующей манипуляции".

Журналист поинтересовалась, почему люди готовы назвать свои личные данные и перевести средства человеку, которого знают несколько минут. На это Елена Белокурова ответила следующее:

"Причин много, но я выделю две основных. Первая связана с тем, что большую часть времени мы живём на "автопилоте", не особо задумываясь над действиями, которые выполняем. Думаю, это основная причина, почему мы ведёмся на уловки. Например, человек может съесть килограмм конфет, не заметив этого. Переставить какую-то вещь, думая о чем-то другом, а потом искать её. Забыть выключить утюг после глажки, и так далее. Таких примеров немало".

По словам психолога, это связано с тем, что у нас сейчас очень высокий темп жизни, много задач, которые надо решать одновременно, и связанный с этим высокий уровень стресса.

"Другая причина заключается в том, что сегодня серьёзно нарушены социальные связи, снижен уровень эмпатии к друг другу. Нам некогда разговаривать по душам, мы не умеем слушать и слышать собеседника, редко хвалим и говорим приятные слова друг другу".

Мошенников можно считать своего рода психологами, умеющими расположить к себе. Журналист попыталась узнать у специалиста, можно ли запрограммировать человека по телефону, заставив выполнять нужные злоумышленнику действия?

"Иногда манипулирование называют программированием. Особо легко подвергаются риску те, кто находятся в стрессе, у кого высокий уровень тревожности, плохое физическое самочувствие, если человек постоянно недоволен собой или загружен делами, то манипулировать им довольно просто. Кроме того, через каждого из нас проходит очень большой поток информации и сообщения о действующих мошенниках «замыливается» сознанием. То есть важная информация, на которую мы должны реагировать повышенным вниманием, становится рядовой и обыденной".

Для того, чтобы не повестись на уловки и сохранять холодный разум, психолог советует, в первую очередь, прервать связь с человеком, который вам звонит.

"Вам нужно как бы спрыгнуть с крючка. Затем глубоко подышать две-три минуты и, если есть возможность, позвонить человеку, которому вы доверяете, чтобы обсудить с ним информацию. Причём женщинам я бы советовала обращаться к мужчинам, так как они менее подвержены эмоциональному заражению и более склонны рассуждать логически (хотя, конечно, есть и исключения). А чтобы быть менее подверженным внушению, важно как можно чаще «включать» осознанность. Необходимо останавливаться в ежедневном забеге и спрашивать себя : «Что я сейчас делаю?», «Что сейчас чувствую, ощущаю?», «В чем я сейчас нуждаюсь?»".

Елена Белокурова советует чаще обращать внимание на позитивное в своей жизни, поддерживать дружеские отношения со значимыми для вас людьми. Давать себе возможность отдыхать и заботиться о здоровье. И главное, настроить себя не торопиться делать то, что говорят незнакомые люди. Сначала сделать паузу, все тщательно обдумать, а потом уже действовать. Она также отмечает, что жертвой преступника может стать любой человек. Абсолютно все бывают в нересурсном состоянии. Но те, кто пребывают в нём чаще, особенно подвержены риску.

Активизация интернет-афер

Согласно данным казахстанского Центра по борьбе с киберпреступностью (ЦБК), за последние три года в Казахстане наблюдается значительный рост интернет-мошеничества. Если в 2020 году было зарегистрировано 14 175 киберпреступлений такого рода, то в 2021 году – 21 275, а в 2022 году – 20 444. Только за три месяца 2023 года было зарегистрировано свыше 4 670 онлайн-афер. По подсчётам киберполицейских, количество интернет-мошенничеств увеличилось на 44%. Раскрывается при этом только каждое пятое преступление.

По словам полицейских, активизация незаконной деятельности кибераферистов за последние три года связана с развитием цифровых технологий в Казахстане. Благодаря ему многие услуги госорганов, банков второго уровня, микрофинансовых организаций и предприятий из сферы услуг и торговли доступны теперь в онлайн-режиме. Соответственно, в ходу сейчас, в основном, электронные деньги. На руку аферистам играет финансовая и юридическая безграмотность наших граждан, их доверчивость и простодушие.

Лента новостей

все новости