Тарифы растут, потребители беднеют – что делать?

cover фото 1sev.tv

Интересная ситуация складывается вокруг тарифов на жилищно-коммунальные услуги в нашей стране. Одни специалисты говорят, что расценки монополистов в этом году неуклонно снижаются, приводя в подтверждение своих слов официальные статданные. Другие эксперты, напротив, твердят, что они постепенно повышаются, сравнивая показатели за прошлый год и нынешний. Почему коммунальщики богатеют, потребители беднеют, а антимонопольщики остаются в стороне, рассказывает Orda.kz.

Потребители убеждены, что коммунальные счета в последнее время растут. И ладно, если бы это повышало качество услуг монополистов, так нет же, проблемы с подачей электроэнергии, холодной и горячей воды, теплоснабжением как были, так и остаются. Многие пользователи соцсетей теряются в догадках, куда и на что отдельные руководители коммунальных предприятий тратят прибыль и почему ответственные чиновники не следят за этим.

Наши журналисты разбирались, что сегодня происходит с тарифной политикой монополистов, какие проблемы поднимают общественники в области ЖКХ и почему уполномоченные органы так вяло реагируют на их обращения. 

Один пишем, два в уме?

Начнём с разночтения данных о повышении и понижении тарифов. Так, согласно расчётам проекта Ranking.kz:

  • водоснабжение во втором квартале 2022 года стало дешевле в стране на 0,7%,
  • горячая вода – на 1,7%,
  • водоотведение – на 0,8%,
  • газоснабжение – на 1,4%,
  • отопление – на 0,4%.

Только тариф на электроэнергию остался на прежнем уровне.

В то же время на сайте Бюро национальной статистики РК приводятся несколько иные данные. Оказывается, в период с июня 2021-го по июнь 2022 года тарифы на электроэнергию повысились на 7,5%, вывоз мусора – на 2%, газоснабжение – на 1,4%. Снизились тарифы только на центральное отопление – на 2,3% и горячую воду – на 0,9%.

Коммунальные платежи съедают сегодня немалую долю бюджета казахстанских семей. Фото dalanews.kz

Цифры, на первый взгляд, незначительные. Но для сторонников и противников повышения тарифов они – весомый аргумент в ходе полемик с оппонентами. Так, сторонники утверждают, что расценки на коммунальные услуги время от времени необходимо повышать, иначе проблемы монополистов с изношенным оборудованием, качеством предоставляемых услуг и утечкой кадров никогда не разрешатся. Противники заверяют, что тарифы нужно снижать, поскольку коммунальные платежи сегодня бьют по карману малоимущих граждан. Золотой середины в этом споре нет.

Чтобы понять, чем объясняются расхождения в данных, мы обратились к члену общественного совета при Управлении энергоэффективности акимата Алматы, экономисту Марату Абдурахманову.

«Подобные разночтения объясняются просто. В первом полугодии этого года в Казахстане действовал мораторий на повышение тарифов на регулируемые коммунальные услуги для населения – это водо- и электроснабжение, водоотведение, а также тепло- и газоснабжение. Они оставались на уровне прошлого года до тех пор, пока в июле не отменили мораторий. А затем монополисты постепенно стали повышать цены на свои услуги, чтобы компенсировать потери. Я полагаю, что после проведения досрочных президентских выборов коммунальщики снова поднимут тарифы. Необязательно в декабре этого года, а, скорее всего, в начале 2023 года», – говорит Абдурахманов.

Марат Абдурахманов. Фото из личного архива

Три фактора роста тарифов

Тенденцию к повышению тарифов за последние годы подтверждают и открытые источники информации. К примеру, если в 2020-м тариф на отопление составлял 3373 тенге за 1 Гкал, то в 2021 году он вырос до 3460 тенге. Если в 2018-м тариф на горячую воду равнялся 240 тенге за 1 кубометр, то в 2021 году он достиг 263 тенге. Ощутимо подорожал за несколько лет газ, транспортируемый по распределительным сетям. В 2018 году кубометр газа стоил 18,88 тенге, а в 2021-м – уже 71,05 тенге. Коммунальные услуги должны были подорожать и в первой половине 2022 года, если бы президент не ввёл мораторий из-за печальных январских событий.

Мы спросили экономиста, каким образом формируется тарифная политика коммунальщиков.  

«На тарифную политику монополистов-коммунальщиков влияют три фактора – государственная политика в области естественных монополий, действующее законодательство и интересы самих монополистов. Увы, эти факторы редко когда совпадают с интересами и чаяниями простых граждан. Что касается составляющих самих тарифов на электроэнергию, воду и газ, то они складываются  непосредственно из их себестоимости, тарифной надбавки и стоимости для потребителей. Туда же входят и налоги, которые мы с вами платим», – ответил спикер.

По мнению Абдурахманова, тарифы алматинских коммунальщиков завышены, поэтому возмущение потребителей вполне оправданно:

«Особенно завышены у нас тарифы на электроэнергию. Тем не менее это не мешает энергетическим предприятиям периодически подавать заявки на повышение цен на свои услуги. В последний раз это было 10 августа текущего года, тогда ТОО «АлматыЭнергоСбыт» в ходе общественных слушаний разрешили поднять тариф на электроэнергию. Основанием стало повышение цен на электростанциях, которые вырабатывают мощности. Сейчас тариф в Алматы составляет 18,05 тенге за киловатт, тогда как недавно он был 16,65 тенге с НДС. Я думаю, что тарифы на свет будут повышать и дальше, потому как местные энергетики нуждаются в новом технологическом оборудовании. Купить его они могут исключительно за рубежом, за валюту, а значит, им нужно найти для этого средства».

Самыми дорогими считаются услуги энергетиков. Фото strategy 2050.kz

Мы поинтересовались, какими, на его взгляд, должны быть сегодня расценки на жилищно-коммунальные услуги.  

«По моим подсчётам, тариф на электроэнергию в Алматы не должен превышать 15 тенге за 1 киловатт, на воду – 10 тенге за кубический метр. Услуга канализации не должна быть дороже 5 тенге за 1 кубометр, а один куб газа должен стоить не больше 25 тенге. Именно эти цифры, на мой взгляд, отражают реальные расходы коммунальных предприятий на ноябрь 2022 года. Сразу отмечу, что за основу своих расчётов я брал себестоимость этих услуг без учёта налогов и надбавок посредников», – отметил Абдурахманов.

По мнению экономиста, повышение тарифов выгодно только самим монополистам, но никак не потребителям:

«В нашей истории уже был период, когда тарифы отпускали в свободное плавание. Я хорошо помню, как в 2000 году предприятие АПК подняло в четыре раза расценки на свои услуги, пообещав взамен инвестировать средства в развитие новых энергоисточников. Однако мы в итоге так и не увидели модернизации всей энергосистемы Алматинского региона. Кстати, тот тариф потом никто так и не снизил. Поэтому когда я слышу, как кто-то из монополистов или специалистов предлагает повысить тарифы, то я выступаю против. Хватит уже наступать на одни и те же грабли, пора бы уже научиться извлекать уроки из прошлого!»

Расточительность энергетиков

От проблем в тарифной политике монополистов экономист перешёл к другой – низкой эффективности их деятельности. В качестве примера он привёл участившиеся случаи перебоев с подачей электроэнергии в крупнейшем мегаполисе страны:

«Меня беспокоит, что если раньше краткосрочные аварии с энергоснабжением в нашем районе происходили один-два раза в год, то сейчас – чуть ли не каждый месяц. Причины светопреставления энергетики толком не разъясняют. Они предпочитают  ссылаться на изношенность своего оборудование, зависимость юга Казахстана от Центрально-Азиатского энергетического кольца и другие негативные факторы. При этом они почему-то не замечают связи между вводом в эксплуатацию новых жилых многоквартирных комплексов и возникающими перебоями со светом в соседних старых домах».  

Когда внезапно отключается свет в квартире, первым делом проверяешь работу электросчётчика. Фото politika09.com

Раздражает экономиста и нецелевое использование бюджета энергетическими компаниями Алматы:

«Смотрите, стоимость одного нового трансформатора составляет 50 тысяч долларов, а срок его службы – 10 лет. Получается, что один год его эксплуатации обходится в 5 тысяч долларов. По идее все амортизационные деньги энергетических предприятий должны храниться на отдельном счету. Однако я подозреваю, что по факту они уходят на выплату дивидендов учредителям, а не на развитие предприятий и покупку нового оборудования».

У нас пытаются изобрести велосипед

Другой вопрос, который поднимает Абдурахманов – качество работы персонала отдельных коммунальных предприятий. Например, он считает, что штаты того же «АлматыЭнергоСбыта» сильно раздуты:

«По моим данным, на этом предприятии сегодня работают в общей сложности 510 сотрудников. Из них в районных подразделениях трудятся 283 человека, в колл-центре – девять, а остальные заняты в бухгалтерии и других отделах. Я не понимаю, зачем содержать такую толпу? Для сравнения: на предприятии горгаза работают всего 28 человек, которые обслуживают весь город. Этого количества вполне хватает, чтобы обеспечивать горожан голубым топливом. Но когда в ходе августовских общественных слушаний я задал руководству ТОО «АлматыЭнергоСбыт» пару вопросов о работе его сотрудников, то мне не ответили».

Сотрудники ТОО "АлматыЭнергоСбыт". Фото esalmaty.kz

Вопросы были простые: сколько обращений потребителей поступает в ТОО в месяц? Сколько решений было принято по ним?

Что же нужно предпринять для развития электроэнергетического рынка Казахстана?

«Я думаю, что нам стоило бы перенять опыт таких передовых стран, как Канада, Германия, Австралия и Южная Корея, и убрать все существующие барьеры для развития казахстанской энергетической отрасли. А у нас вместо этого пытаются изобрести велосипед, чтобы защитить интересы монополистов», – считает спикер.

Кабальные условия монополистов

По мнению Абдурахманова, в Казахстане необходимо принять закон об общественном мониторинге и контроле над субъектами естественных монополий и доминантов на товарном рынке. Иначе бюджетные средства и дальше будут расходоваться непрозрачно. А это, в свою очередь, даст повод потребителям сомневаться в законопослушности отдельных монополистов.

«Наша рабочая группа постоянно просит антимонопольное ведомство посодействовать в принятии этого закона, чтобы потребители могли проверять смету монополистов. Они должны знать, не завышена ли она и куда вообще деваются наши деньги. Однако алматинский департамент Комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ – Прим. авт.) не торопится прислушиваться к нам и принимать соответствующий закон. Я полагаю, что это делается для того, чтобы у потребителей не появилось право подавать на монополистов в суд за нарушения условий договора», – считает экономист.

По мнению спикера, никакой госорган не контролирует сегодня целевое использование монополистами бюджетных средств. Технадзор только смотрит, правильно ли коммунальщики провели свои ремонтные работы в соответствии с техническими требованиями, и всё. А вот если бы приняли закон об общественном мониторинге, тогда руководители коммунальных предприятий тратили бы казённые деньги осмотрительнее, по их прямому назначению. Меньше было бы громких коррупционных скандалов, связанных с хищением государственных средств.

Громких процессов о хищении бюджетных средств коммунальщиков сегодня хватает. Фото fikiwiki.com

Марат Абдурахманов также неоднократно поднимал на рабочих совещаниях вопрос о восстановлении в гражданском праве такой нормы, как кабальность сделок. Этот термин означает сделку, совершённую на крайне невыгодных условиях одной из сторон, когда она вынуждена была пойти на это вследствие стечения тяжёлых обстоятельств, чем и воспользовалась другая сторона.

«Любой наш типовой договор с коммунальщиком по своей сути кабальный, невыгодный нам. Фишка в том, что до 2003 года суды признавали этот факт, что играло на руку должникам. Те говорили в суде, что не могут выполнить все условия договора, и слуга Фемиды обычно вставал на их сторону. Однако 19 лет назад эту норму исключили из Гражданского кодекса, и должники с тех пор стали массово проигрывать иски», – объявил экономист.

Монополист должен будет заплатить за причинённые неудобства

Как выглядит сегодня кабальность сделки с коммунальщиками в прямом смысле этого слова? Наш собеседник привёл пример:

«Представьте себе ситуацию: вы вечером смотрите телевизор и вдруг в вашей квартире отключился свет. Произошла авария на местной трансформаторной подстанции или в подъезде отключился электрощиток, неважно. В любом случае вы испытаете какое-то время дискомфорт, а потом оплачиваете выставленный счёт за электроэнергию. А вот если бы в наши дни действовала бы норма о кабальности сделок, то монополист должен был платить вам за причинённое неудобство. Но, увы, этой нормы сейчас нет. Я вам больше скажу, что в договоре с коммунальным предприятием все права отданы монополисту. Тогда как обязанности возложены на потребителя. Поэтому нам необходимо вернуть норму о кабальности сделок, чтобы уравнять в правах обе стороны».

У монополистов и потребителей должны быть равные права. Фото tabakur77.ru

По словам экономиста, Казахстану бы следовало бы брать пример с Канады, где заботятся о соблюдении прав потребителей:

«Например, в Канаде если по вине энергокомпании в жилом доме отключился свет на один час, то вот эту среднестатистическую сумму потребления электроэнергии за один час компания возвращает потребителю из своего кармана. Независимо от причины аварии, за исключением случая, когда власти официально объявляют о ЧС техногенного или природного характера. А у нас в Казахстане как происходит? Потребители остаются без света на несколько часов, и им никто ничего не возмещает. Только в редких случаях, когда из-за скачка напряжения в сети в доме вылетает вся бытовая техника. И то надо побегать и собрать кучу справок в доказательство того, что холодильник со стиральной машиной сломались по вине энергетиков».

Не хватает ни газа, ни воды

В завершение беседы экономист вкратце коснулся проблем других коммунальных предприятий Алматы. Немало вопросов у него, например, накопилось к руководству горводоканала. Они касаются мощности сетей, стабильного водоснабжения и отведения сточных вод в Алматы. 

«Я сравнил показатели 2000-го и 2022 года и увидел, что протяжённость водных сетей в Алматы за это время увеличилась примерно на 70%, в то время как численность населения мегаполиса возросла в два раза. Мне стало интересно, успели ли коммунальщики за эти годы построить необходимое количество коллекторов и сетей, чтобы обеспечить город водой и без проблем выводить содержимое канализации за пределы мегаполиса? Ответа я нигде и ни у кого не могу найти. Поэтому мне остаётся разве что гадать, какова сегодня пропускная технологическая мощность канализационных сетей в Алматы», – поделился экономист.

Сточные воды. Фото a.saratov.livejournal.com

Кроме того, Алматы испытывает дефицит питьевой воды. Особенно остро он, по словам Абдурахманова, ощущается в новых микрорайонах в Наурызбайском районе в зимний период:

«По моим подсчётам, потребность в питьевой воде в нашем городе составляет 1 миллион кубов в месяц, тогда как по факту предоставляют 500 тысяч кубов. Какой может быть выход из сложившейся неблагоприятной ситуации? Я считаю, что городской акимат должен запретить строительство в Алматы многоэтажных жилых комплексов, иначе жители окрестных старых домов так и будут маяться из-за проблем с водой. Другой вариант – нужно построить новый водозабор, так как мощностей старых трёх объектов, расположенных в Ремизовке, совхозе Алатау и в пятачке, ведущем в сторону Медео, уже не хватает».

Проблему с дефицитом газа в нижних районах Алматы экономист объясняет ограниченной мощностью действующего газопровода. Он работает на 90–95%.

«Когда компания  «ТрансгазАймак» построит вторую ветку газопровода, которая протянется из Кызылорды до Алматы и далее до Западного Казахстана, тогда проблема с дефицитом газа в нашем городе исчезнет. Загвоздка в том, что практически вся инфраструктура этой компании принадлежит частным компаниям-посредникам, поэтому и тарифы на бытовой газ у нас такие высокие, и строительство дополнительной ветки газопровода выходит недешёвым», – говорит Абдурахманов.

От редакции

Полемика вокруг тарифной политики монополистов может продолжаться годами, потому что действует принцип: сколько людей, столько и мнений. В любом случае общественность должна знать, на какие цели коммунальщики собираются тратить деньги, полученные с потребителей, и на что и куда они ушли в конечном итоге. Если у кого-то из руководителей упомянутых в нашей статье предприятий или ДКРЕМ есть возражения на критические замечания экономиста Абдурахманова, мы готовы их внимательно выслушать.

Лента новостей

все новости