Десятки людей самых разных возрастов, профессий и вероисповеданий в воскресенье бросают все свои дела и едут на стройку в Аккол-Жайылмусамый отдалённый уголок казахстанского Прииртышья. Лопаты и мастерки в руки берут не только жители Павлодара и Экибастуза. Сюда приезжают поработать и из столицы. Здесь расположился мавзолей Исабека Ишана, а 600 лет назад в этих местах жили проповедники Ислама.

Корреспондент Orda.kz узнал, что народ затеял строительство дома для шырақшы — смотрителя мавзолейного комплекса Исабека хазрета Ишана, решил внести свою лепту и тоже отправился в святые места.

     — Нас очень многие поддержали — и простой народ, и меценаты. Это братья Абгужиновы, бизнесмен Сергей Рязанцев. Есть жители всех соседних городов и аулов, приехали на помощь ученые-археологи, студенты, а инженер со станции ГРЭС-2 Виктор Гармонов собрал коллег и попросил на работе кран, — вводит в курс дела инициатор стройки —  глава общественного фонда «Султанбет Султана» Жумабек Камзин.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Жумабек Камзин. Фото: Илья Отрада

Агитировать никого не пришлось, говорит Камзин, просто пошла молва, и люди сами подключаются. Скорее всего, такие добрые дела близки их сердцу, а это как раз и объединяет.

Мавзолейный комплекс Исабека Ишана — старинное родовое кладбище. Здесь похоронен и знаменитый провидец Жандарбек ата. Каждый год сюда приезжает множество паломников со всей страны.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Фото: Илья Отрада

В 2011 году на месте старых мазаров Исабек Ишана и Жандарбек-ата народ тоже асаром, то есть всем миром, возвел новые. Получилось красиво. Ведь строили из актауского ракушечника. Величественные здания включили в карту сакральных мест. Тогда же появился дом для паломников, а теперь люди решили построить отдельное жилище и для смотрителя. 

Перенести кирпичи, приготовить и подать раствор, очистить бревна от коры и поднять доски строителям помогают волонтеры движения «Сохраним наследие предков». На этот раз приехали ребята-студенты. Причём все — будущие программисты.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Фото: Илья Отрада

     — Третий год участвую в археологических экспедициях, а на такой большой стройке никогда не был. Для меня все в новинку. Раньше ничего не знал об Исабек Ишане, а оказывается, он был святой человек, приносил много пользы людям. И вот благодаря нашей экспедиции смог окунуться во всю эту атмосферу, очень много нового открыл для себя. Работаем, знакомимся, время летит быстро, — говорит 19-летний Родион Шалота из Павлодара.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Родион Шалота. Фото: Илья Отрада

Городская молодежь признается, что впервые оказалась в условиях, когда полностью отсутствует сотовая связь и интернет. Для ребят это новая романтика и огромный опыт преодоления самих себя и своих, как оказалось, не таких уж и важных желаний.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Фото: Илья Отрада

     — В городе же обычно все сидят в сотках: разговаривают, играют, переписываются, — в общем, ничего полезного не делают. А тут даже некогда, если честно. Связи нет, и в этом свой плюс, — отметил другой студент и тоже будущий программист Муса Кабдыракым.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Фото: Илья Отрада

Аккол-Жаылма, или как ещё называют эту местность «священная земля девяти озер», находится в 222 километрах от Павлодара. Когда-то её воспевал знаменитый Асан кайгы, и именно с этими местами связан легендарный эпос «Козы корпеш — Баян сулу».

Раньше многие говорили, ничего в этих краях интересного нет — степь, да степь кругом. Но несколько лет назад экспедиция известного археолога, директора Margulan centre Павлодарского педагогического университета Тимура Смагулова сделала сенсационные открытия, которые полностью перевернули эти представления. Ученые обнаружили ставку ханов Золотой Орды: были найдены великолепные артефакты, в том числе монеты, сосуды и шёлковое полотнище, на котором древний мастер золотом вышил арабские буквы.

По версии специалистов, это мог быть дар одного из мамлюкских султанов. Артефакт передали в Национальный музей в Нур-Султане.

Более 600 лет назад здесь был центр мусульманской культуры. Именно в этих краях найдены петрографии, получившие название «Олентинские писаницы», и древние казахские рыболовецкие лодки Сайтан кайык. Кстати, жители соседнего аула Каражар такие же используют до сих пор.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Фото: Илья Отрада

Внимание сотрудников Margulan centre привлек и старинный мазар из саманного кирпича, с хорошо сохранившимся надгробным камнем. На кулпытасе огромный текст, высеченный арабской вязью. Сейчас учёные-арабисты пытаются прочесть этот текст. Возможно, там указано не только имя усопшего, но и другая важная информация.

Возвести дом для смотрителя решено за 63 дня. Чтобы он и его семья не испытывали никаких трудностей, внутри будет горячая вода, санузел и даже установка для опреснения, так как вода в этих местах слишком солёная.

    — Слышал я про эти места и про то, что здесь похоронены святые люди. Когда до этого строили зират, поднимали новые мазары, не получилось никак приехать. А тут узнал, что возводят дом для смотрителя, и возникло большое желание быть вместе со всеми и помочь, чем могу, — поделился мнением Виктор Гармонов.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Виктор Гармонов. Фото: Илья Отрада

Гармонов работает ведущим инженером на Экибастузской ГРЭС-2. Говорит, поделился своей идеей с коллегами, и многие вызвались поехать к святым местам. Сам Виктор этому не удивляется и объясняет всё простыми словами.

    — Это же история и наше наследие, и мы должны это сохранить. А если мы не будем тянуть за собой молодежь, не будем передавать традиции, объяснять историю, наследие умрет, и, может, даже с нашим поколением. Поэтому надо на своем примере показывать, не надо агитировать молодежь, а просто своим умом и сердцем показывать.

Дом для шырақшы. Зачем в святых местах Прииртышья устроили народную стройку
Фото: Илья Отрада

Местность Аккол-Жаылма с её пресными озерами, по берегам которых гнездится множество птиц, и мавзолейный комплекс Исабек Ишана могли бы стать новым центром притяжения всех, кто увлекается историей, этнографией и активным отдыхом. Но пока здесь нет нормальных дорог, мобильной связи и интернета, об этом говорить рано. А с другой стороны, может, и не нужны все эти блага цивилизации на древней земле, так как они ведь могут и навредить всему уникальному, что здесь есть. В том числе и особому духу истории, бесконечному времени и романтике.

Автор: Илья Отрада

Поделиться: