«Девушки, спасаясь от огня, выпрыгнули из окна» — психолог экстренных служб о специфике работы с родственниками погибших

cover Коллаж Orda.kz

Как психологи экстренных служб спасаются от эмоционального выгорания после возвращения из зоны бедствий, и почему в МЧС нет постоянного номера горячей линии, рассказывает Orda.kz

28 октября 2023 года на шахте имени Костенко в Карагандинской области прогремел взрыв. В тот момент под землей находились 252 человека. Позже выяснится, что 46 горнорабочих погибли, 28 получили различные травмы и ожоги. Пока велись спасательные работы, психологи экстренных служб готовили их родных к страшной вести. Это требовало от них колоссальных психоэмоциональных нагрузок, потому что они пропускали через себя чужую боль, отчаяние, горе. Неудивительно, что после возвращения на место дислокации психологам самим понадобилась помощь старших коллег. 

О специфике работы психологов экстренных служб — в нашем материале. 

Эмоциональное выгорание

За комментариями мы обратились к главному специалисту-психологу управления медико-психологической службы МЧС РК, майору гражданской защиты Даулету Уйсимбекову. Он работает в МЧС с июля 2011 года, и повидал немалое. Пожары в жилых домах, авиакатастрофы, взрывы на шахтах, наводнение в селах. Везде требовалась помощь МЧС.

«Каждый день в нашей стране происходят катастрофы, в результате которых страдает много людей. От того, как быстро и эффективно пострадавшим будет оказана первая помощь, зависит их жизнь. Психологическая помощь также входит в комплекс этих работ, потому что, став свидетелями страшных событий или потеряв в них близких, люди могут сойти с ума от горя. Мы, психологи экстренных служб, занимаемся предотвращением паники, истерии, массового психоза в зоне бедствия, быстро снимая острые стрессовые реакции у пострадавших», — поясняет Уйсимбеков. 
Даулет Уйсимбеков. Фото из личного архива

Психологи МЧС прибывают на место происшествия вместе с аварийно-спасательными подразделениями и находятся на месте до ликвидации ЧС. Они проводят беседы как с пострадавшими, так и с их родственниками. 

«На шахту имени Костенко выезжали трое сотрудников психологической службы департамента по чрезвычайным ситуациям, госуправления Службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ и оперативно-спасательного отряда Карагандинской области. Они работали с большим количеством пострадавших шахтеров и семьями погибших горнорабочих, при этом выкладывались на все 100 %. Из-за этого у самих психологов был синдром эмоционального выгорания. Нам пришлось вызывать их в Астану, где в кругу коллег они смогли проработать все пережитое».

Оказывается, для психологов МЧС не предусмотрено лечение в рехаб-центрах, поэтому после возвращения с трудных командировок с ними, как правило, работают старшие коллеги. По сути, с ними ведется та же работа, что и с пострадавшими, так как и у них могут развиться различные психологические проблемы. 

«Сами подумайте: как психологу не сопереживать горю родным погибшего шахтера, если он был единственным кормильцем в семье, любимым сыном и мужем? Или вспомните историю последнего найденного погибшего горнорабочего — он спасся год назад в аналогичной аварии на шахте "Казахстанская", но погиб в этом году на шахте имени Кирова. Нашим сотрудникам пришлось услышать немало печальных историй в Карагандинской области, поэтому они эмоционально выгорели».  
Вывеска шахты имени Костенко. Фото twitter


Во избежание эмоционального выгорания и профессиональной деформации психологи используют один из двух методов профилактики — супервизии или интервизии. Суть первого заключается в том, что молодой психолог консультируется у старшего товарища. Суть второго в том, что равные по квалификации, возрасту и опыту коллеги выговаривают друг другу свои чувства. 

«Наши сотрудники должны постоянно выговариваться, чтобы не было неотрефлексированных чувств. Иначе те потом могут выплеснуться, как пар из котла, порой в самый неподходящий момент. В конце концов, они могут обратиться за квалифицированной помощью к психотерапевтам». 

Синдром выжившего

Всего в медико-психологической службе МЧС работает 96 сотрудников. Много это или мало в масштабах нашей страны судить не берутся даже специалисты в области обеспечения безопасности. Старожилы МЧС отмечают, что действующие психологи ценятся на вес золота из-за своих универсальных навыков работы в любой экстремальной ситуации. Поэтому если кто-то из них потом увольняется из ДЧС, то без работы он не останется. Такой профессионал будет востребован на гражданке. 

«Наша главная задача — отрефлексировать человека, потерявшего своих родных. Он должен адекватно отреагировать на ситуацию, принять случившееся и пережить утрату и боль. Нельзя допускать, чтобы пострадавший ушел в себя и замкнулся, поскольку это может в будущем привести к сложным формам психического расстройства. Например, к посттравматическому стрессовому расстройству, чреватому непредсказуемыми последствиями. К примеру, у 90 % американских спасателей, которые работали 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, диагностировали различные тяжелые заболевания, и в течение следующих 2–6 лет они ушли из жизни. После анализа американские психологи пришли к выводу, что это результат так называемого "синдрома выжившего" и сопутствующего чувства вины».
Психолог экстренных служб работает с пострадавшей. Фото МЧС


А что не должен делать молодой психолог на месте ЧС? Сколько времени ему необходимо, чтобы набраться опыта и грамотно оказывать медико-психологическую помощь пострадавшим?

«Начинающий психолог ни в коем случае не должен сразу бежать к пострадавшим и работать с ними, поскольку у него нет навыков. Иначе он рискует быстро выгореть, разочароваться в профессии и уйти из МЧС. Год требуется новичку-психологу, чтобы приноровиться к условиям нашей работы. Бывает так, что некоторые новички после 2–3 месяцев работы уходят, так как понимают, что не тянут эту работу».

По словам нашего собеседника, в работе психологов экстренных служб важно правильно информировать пострадавших о подробностях происшествий. Нельзя опираться на неподтвержденные сведения в попытках обнадежить родственников пропавших без вести или застрявших где-то людей, так как это может сыграть с ними дурную шутку. 

«Когда происходит, к примеру, сход пассажирских вагонов на ж/д или сход лавины в горах, то в первые часы никто не знает ни о состоянии здоровья пострадавших граждан, ни об их точном местонахождении. Общаясь по телефону с родственниками пострадавших, я определяю для себя, кто из них идет на контакт. Затем предлагаю подождать, пока не появится официальная информация. Я не могу давать им ложную надежду, если знаю, что высока вероятность гибели людей на месте ЧП. Поэтому говорю, что поисково-спасательные работы ведутся, и как только появится информация, мы вам обязательно сообщим». 
Корректная информация о подробностях происшествия — важный этап в работе психолога МЧС. Фото МЧС

Так было, когда утром 27 декабря 2021 года самолет авиакомпании «Бек Эйр» совершил аварийную посадку в Алматинской области. В результате столкновения с жилым домом 12 человек тогда погибли, 47 получили травмы. Даулет Уйсимбеков работал на месте ЧП. 

«Я помню, что в первые часы представители авиакомпании отказывались давать какую-либо информацию о жертвах, потому что они сами не знали, в каком состоянии находится большинство пассажиров. Но как только пришли официальные списки погибших граждан, мне пришлось сообщать по телефону это страшное известие их семьям. В случае авиакатастроф или пожаров я обычно сообщаю родственникам погибших, что их родных больше нет», — говорит Уйсимбеков.

Ломка стереотипов

Майор отмечает, что многие граждане путают понятия «кризисный психолог» и «психолог экстренных служб», поэтому и не знают, к кому и в каких ситуациях надо обращаться. В чем разница между этими специалистами?

«Экстренный психолог работает исключительно на месте ЧС природного или техногенного характера. Его задача — предотвратить развитие психических отклонений и патологий, которые могут развиться у человека после ЧС. Кризисный психолог работает в системе психотерапии, он занимается решением личных, семейных, возрастных проблем клиентов. Когда происходит какое-то ЧС — например, пожар на шахте или авиакатастрофа, то с пострадавшими первыми работают психологи экстренных служб. Они могут порекомендовать некоторым пострадавшим обратиться к кризисным психологам за получением психотерапевтической помощи».

Сложился стереотип, что на месте крупных ЧП с большим количеством жертв пострадавшим выдаются успокоительные для предотвращения неврологических и психических расстройств. Так ли это на самом деле?

«Конечно же, это неправда. Медикаментозное лечение пациентам назначают только психиатры и психотерапевты. Психологи экстренных служб не имеют право выдавать пострадавшим успокоительные, антидепрессанты и транквилизаторы». 
Психологи не дают успокоительные пострадавшим, только консультируют их. Фото МЧС

 Иногда психологов МЧС упрекают, что они работают исключительно с пострадавшими, игнорируя других свидетелей трагедии, или же что они работают выборочно, выезжая на те или иные места происшествий по своему усмотрению.

«На подобные выпады я всегда отвечаю, что в повседневной жизни мы не оказываем психологическую помощь всем нуждающимся. Мы заточены на работу с теми, кто непосредственно пострадал в зоне бедствия. К примеру, если в горах пропали туристы, то с ними работают операторы службы 112, у которых разработан алгоритм на каждый случай ЧС. Решение о том, поедут ли психологи на ЧС, принимает начальник подразделения». 

Не каждый человек способен адекватно воспринять информацию о гибели близкого человека и смириться с неизбежным. Как действуют в таких случаях психологи, особенно если они консультируют пострадавших по телефону?

«Если я определяю, что у абонента на другом конце провода явно наблюдается личностное расстройство, то прошу его позвать близкого человека, и только тогда сообщаю ему о смерти родственника. Обязательно кто-то должен быть рядом в такую минуту. Если рядом никого нет, то я прошу человека позвонить кому-нибудь из близких и попросить подъехать к нему как можно быстрее». 

Многие пользователи соцсетей удивляются, почему в МЧС нет постоянно действующей горячей линии, куда могут обращаться все желающие.

«Действительно, за МЧС не закреплен какой-то один номер горячей линии. Он открывается только в момент необходимости и закрывается сразу после ликвидации ЧС. К примеру, произошла авиакатастрофа. Сразу же создается оперативный штаб МЧС для проведения спасательных работ и уже при нем открывается телефон горячей линии информационно-психологической поддержки. Его номер указывается в новостных выпусках телеканалов, на сайте МЧС, интернет-изданиях».  
Телефон горячей линии МЧС открывается только на время проведения спасательных работ в зоне бедствия. Фото МЧС

Психолог привел типичный пример из свой практики. Произошел пожар в частном доме, погибла практически вся семья за исключением хозяйки дома. Что с ней происходит? По словам психолога, она впадает или в ступор или в стадию отрицания случившегося. Физически она существует в нашем мире, но психически где-то далеко, так как ее чувства как бы отрезаны от тела. В чем заключается работа психолога экстренных служб?

«Наша задача — достучаться до женщины и наладить с ней контакт. Для того чтобы вернуть ее в реальность и помочь принять факт утраты родных, мы просим ее опознать тела детей и мужа. Ей необходимо выплакаться, но при этом не впасть в истерику. Если надо, мы даем ей теплый плед и чашку горячего чая. А как дальше будет, трудно предсказать. Психолог в таких ситуациях всегда опирается на свой опыт и интуицию, потому что не всегда то, что помогает одному, сработает с другим». 

Куда сложнее специалистам работать с родственниками самоубийц, потому что те зачастую не знают причин, подтолкнувших их родных к сведению счетов с жизнью. Соответственно, они винят и корят себя за добровольный уход из жизни близкого им человека. 

«Когда, к примеру, мама или жена самоубийцы начинает винить себя в суициде, то мы мягко подводим ее к тому, что не всегда все можно предугадать. В том, что она не смогла вовремя заметить тревожные звоночки и предотвратить беду, нет ее вины, так как она не специалист в области психологии и не ясновидец. Человек может обратить внимание на изменение поведения близкого человека, но предугадать развитие событий он не в состоянии. Просто работает принцип отрицания — мы всегда надеемся на лучшее. Нам кажется, что очень скоро все наладится, поэтому мы занимается решением своих собственных проблем».  

Много споров в соцсетях вызвала история с сестрами Бекмухаметовыми, случившаяся во время пожара в алматинском ЖК «Аккент» 1 августа 2023 года. Девушки, спасаясь от огня, выпрыгнули из окна пятого этажа. Одна разбилась насмерть, другая получила тяжелые травмы и увечья. Представители алматинского ДЧС говорили, что сестрам не хватило 20 секунд для спасения, надо было подождать пожарных, а не паниковать. Родители разбившейся Асель утверждали, что ее гибель целиком лежит на совести пожарных, которые замешкались. Что думает по этому поводу психолог экстренных служб?

«Я знаю по собственному опыту, что в некоторых ситуациях инстинкт самосохранения вредит человеку. Пример с сестрами, которые выпрыгнули из окна во время пожара жилого дома в Алматы, яркое тому подтверждение. Им не грозила в тот момент смертельная опасность, надо было дождаться прибытия пожарных. А они поддались инстинкту. Обычно у человека две формы реакции — стой или беги. Они выбрали бежать и выпрыгнули из окна. Это закончилось трагедией. Поэтому одной из первостепенных задач, которую ставит перед собой МЧС, — это развитие культуры безопасности у нашего населения, чтобы впредь подобного не случалось». 
Развитие культуры безопасности у населения — одна из первостепенных задач МЧС. Фото МЧС

Напоследок мы поинтересовались у майора, могут ли психологи экстренных служб перевестись на службу в правоохранительные органы и работать, например, переговорщиками по освобождению заложников, захваченных террористами или уголовниками?

«Если бы меня позвали в полицию или Комитет нацбезопасности работать психологом-переговорщиком, то мне пришлось бы пройти соответствующие курсы подготовки. Там своя специфика работы, отличная от нашей, эмчеэсовской. Работа психолога-переговорщика также сложна и ответственна. Возможно, мое образование психоаналитика помогло бы мне, но я не берусь утверждать это. Любой мой коллега знает, что не бывает одинаковых случаев и универсальных приемов работы. Ты всегда опираешься на свои знания и опыт, а еще на огромное желание помочь человеку», — подытожил наш разговор Уйсимбеков.

Справка

Управление медико-психологической службы МЧС РК было образовано в 2008 году по инициативе министра Владимира Божко. Сейчас в штате управления насчитывается 96 сотрудников, 90 из которых — женщины. Возрастная шкала сотрудников колеблется от 27 до 40 лет. Для поступления в это подразделение кандидату необходимо иметь высшее образование по специальности «психология и педагогика». Для эффективной работы сотрудникам рекомендуется пройти курсы повышения квалификации в специализированных учебных центрах страны и ближнего зарубежья. Всего за 10 месяцев 2023 года психологи МЧС Казахстана 98 раз выезжали в зоны бедствия и оказали экстренную психологическую помощь 1389 пострадавшим. 

Автор: Жанар Кусанова 

Читайте также: 


 

Лента новостей

все новости