Депутаты просят решить ряд проблем на пункте пропуска «Нур Жолы» – «Хоргос», который находится на казахстанско-китайской границе. Они указывают на вымогательство и большие очереди на пункте пропуска. Свой запрос депутаты адресовали на имя премьер-министра Аскара Мамина.

Депутат фракции «Ак жол» Меруерт Казбекова в депутатском запросе, адресованном премьер-министру Аскару Мамину, указала на проблемы пересечения пункта пропуска «Нур Жолы» – «Хоргос». Казбекова рассказала, что водители фур месяцами не могут перейти данный пункт пропуска. Ускорить очередь можно: ставка такой «услуги» сотрудников дорожной полиции, по данным мажилисвумен, варьируется от одной до трех тысяч долларов.

По ее словам, в текущем году экспортеры обратились к депутатам с жалобами на проблемы и вымогательства вокруг этого пункта пропуска. Чтобы проверить достоверность информации, мажилисмены посетили указанный таможенный пост. Здесь они увидели очередь из 2,5 тысяч автомашин, растянувшуюся на 50 километров.

«Водители выражали свое возмущение тем, что их фуры стоят без движения по два-три месяца, в то время, как некоторые проходят без очереди, благодаря так называемым «толкачам» из числа сотрудников дорожной полиции, чья «такса» за беспрепятственный проезд варьировалась от одной до трех тысяч долларов», – сказала она.

Ситуация не изменилась по сей день, – сообщила Казбекова. По ее данным, около 20 автомашин с водителями стоят в очереди на границе уже около 90 дней. Между тем на территории Сухого порта отсутствуют элементарные удобства. Например, за неделю до приезда депутатов (а они прибыли сюда 5 ноября – прим. ORDA.) были убраны биотуалеты. Предприниматели сообщают о поборах, введенных руководством Сухого порта, даже за право кормить своих водителей, которые живут тут же, в кабинах грузовиков. Более того, у многих очередников машины загружены экспортным товаром (растительным маслом, минеральной водой и т.д.), по которым уже истекают сроки поставки. Есть случаи отказа китайской стороны от грузов из-за срыва сроков контрактов.

«Поступает много жалоб также на действия транспортного контроля, поскольку водители вынуждены, даже не доезжая до таможенного поста, проходить дополнительно три поста, на которых замеряют габариты и длину кузова по своим стандартам, не считаясь со стандартами производителя. В результате новые грузовики европейских марок иногда оказываются на 10-20 см длиннее наших требований, что неизменно влечет вымогательство под угрозой задержки транспорта. Ставка мзды в таком случае – от 50 тысяч тенге», – добавила она.

В этой связи депутатская фракция «Ак жол» просит:

  • обеспечить прозрачность электронной очереди, установить на Сухом порту монитор с трансляцией продвижения очереди онлайн;
  • обеспечить синхронизацию электронной очереди с таможенной информационной системой «Астана-1»;
  • поручить Сухому порту обеспечить нормальные условия и бесплатный доступ для доставки питания водителям, обеспечить туалеты и душевые;
  • добиться соглашения с китайской стороной об увеличении пропуска грузовых автомобилей минимум до 200 единиц в день, а также об открытии дополнительного пункта таможенного перехода «Колжат»;
  • разобраться с работой транспортного контроля, привести их требования в соответствие современным нормам;
  • регулярно проводить антикоррупционные рейды в данном направлении.

Ранее мы писали, что мажилисмены на пленарном заседании палаты одобрили проект закона, которым разрешается реклама алкоголя. Но действие такой нормы будет распространяться только на отечественную продукцию.

Поделиться: