Депутаты о границе с Китаем: зелёный коридор стал красным шлагбаумом

cover Фото: Минфин РК

В партии "Ак жол" рассказали о проблемах перевозчиков скоропортящихся товаров.

По соглашению между Казахстаном и Китаем о статусе таможенного поста «Бахты» груз со скоропортящимися товарами имеет приоритет в виде ускоренного таможенного оформления – так называемый «зелёный коридор». Однако по факту «зелёный коридор» стал «красным шлагбаумом». Об этом на заседании мажилиса заявили депутаты от партии «Ак жол», передаёт Orda.kz.

"Так, начиная с 2017 года таможенники начали требовать грузовой манифест, в котором отражалась информация о грузе, его количестве и стоимости. В случае отсутствия манифеста в базе КГД грузы подвергаются таможенному досмотру. Следует отметить, по вышеуказанному соглашению этот манифест составляется представителями китайской таможни, которые зачастую пренебрегают своими обязанностями по его своевременному заполнению и предоставлению", – говорится в депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра РК Ерулана Жамаубаева.

По данным депутатов, с 2018 года с целью упрощения таможенной очистки грузов на территории РК было введено электронное декларирование. По факту грузы по рекомендациям КГД на основе системы управления рисками попадали на таможенный досмотр по критериям отбора, известным лишь самим налоговикам, отметили мажилисмены.

"В 2020 году при КГД создаётся Главное диспетчерское управление (ГДУ). С этого момента все декларации, которые оформляются на таможенном посту «Бахты», проходят документальную проверку в ГДУ. Также Таможенная служба Китая и Налоговый комитет Казахстана пришли к соглашению о передаче предварительной информации по импортируемым товарам. Однако вновь повторяется история 2017 года, когда китайская сторона зачастую не передаёт предварительную информацию по грузам в полном объёме, ссылаясь на собственное законодательство, по которому якобы эта информация является коммерческой тайной и относится к внутренним документам", – указывается в запросе.

По словам депутатов, вместо того чтобы урегулировать эту проблему с соседями, сотрудники ГДУ возложили её решение на предпринимателей. Из-за отсутствия предварительной информации грузы отправляются на таможенный досмотр на общих основаниях.

"Ввиду отсутствия запрашиваемых документов предприниматели вынуждены соглашаться на дополнительные начисления, так как у них скоропортящейся товар, – говорят депутаты. – Кроме этого, дополнительным барьером выступает Ситуационный центр КГД, который ко всему вышесказанному также проверяет декларации, дополнительно делая контроль снимка инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), хотя это функция инспектора ИДК".

Фактически при подаче одной декларации на скоропортящийся груз предприниматель проходит: пограничный осмотр машины, весы, рентген ИДК, контроль инспектора на посту, контроль инспектора ГДУ, контроль инспекторов Ситуационного центра, контроль инспектора управления тарифного регулирования ДГД.

"О каком упрощении таможенного администрирования может идти речь? – задаются вопросом мажилисмены. – Таким образом, ни о каком «зелёном коридоре» для скоропортящихся товаров не может идти речи".

На основании изложенного депутатская фракция ДПК «Ак жол» предлагает:
1) урегулировать вопросы таможенного администрирования с таможенной службой КНР при прохождении скоропортящихся товаров;
2) навести порядок прохождения таможенного осмотра транспортных средств со скоропортящимися товарами, предоставив им реальный «зелёный коридор».

Лента новостей

все новости