Дело Бишимбаева на государственных телеканалах: проявление цензуры или изменение подхода?

cover

В последние дни в Казахстане возникли вопросы о прозрачности освещения судебного процесса по делу экс-министра экономики Куандыка Бишимбаева. Особое внимание привлекло поведение государственных телеканалов «Қазақстан», «Хабар» и «Хабар 24», которые лишь на второй день предварительных слушаний, 12 марта, начали освещать этот важный судебный процесс. Редакция Orda.kz попыталась выяснить, какие факторы могли повлиять на такой выбор вещания.


 
Предварительные слушания по делу Куандыка Бишимбаева начались в понедельник 11 марта. Его обвиняют в убийстве  гражданской жены Салтанат Нукеновой. Вместе с бывшим министром на скамье подсудимых его двоюродный брат Бахытжан Байжанов — директор «Гастро-центра». По версии следствия, именно он помогал Бишимбаеву скрыть следы преступления.

По сведениям столичного суда, обоим инкриминируют по две статьи Уголовного Кодекса.

Бишимбаеву — пункт 5 часть 2 статья 99 («Убийство, противоправное умышленное причинение смерти другому человеку совершенное с особой жестокостью») и пункт 1 часть 2 статья 110 («Причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, совершённое в отношении лица, находящегося в материальной зависимости от виновного»).
Байжанову — статья 432 («Заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления») и статья 434 («Недонесение о достоверно известном совершенном особо тяжкого преступления»).

На первом предварительном слушании гособвинитель в деталях изложила версию следствия о том, как Куандык Бишимбаев годами издевался над гражданской женой. По словам обвинителя, Салтанат Нукенова находилась в психологической и финансовой зависимости от мужа, а Бишимбаев впадал в состояния «одержимой ревности». 

Отдельная часть обвинения была посвящена той судьбоносной ссоре между супругами в ресторане BAU. По версии следствия, Бишимбаев бил женщину кулаками и ногами до тех пор, пока та не перестала подавать признаков жизни.

После процесса журналист Асхат Ниязов заявил, что государственные телеканалы запретили своим сотрудникам выпускать материалы о суде над экс-министром.

«На телеканалах "Хабар", "24 KZ" и "Казахстан" в эти дни ни слова про суд над Бишимбаевым. Можете пересмотреть все их выпуски новостей в интернете. Хотя их журналисты приходили вчера на первое заседание и готовились выдать свои материалы, но им запретили»,
написал Ниязов в Instagram.

Он отметил, что понимает эту ситуацию, так как сам ранее работал на телеканале «Хабар 24». Ниязов выразил поддержку коллегам и призвал их сохранять неприкосновенность профессии, а также пожелал тем, кто принял такое решение, чтобы их семьи никогда не столкнулись с подобными обстоятельствами.

Под публикацией Ниязова в комментариях появились вопросы о позиции министра культуры и информации Аиды Балаевой по этому вопросу. Она неоднократно говорила о том, что её ведомство всегда против ограничения прав журналистов и за свободный доступ к информации с объективным освещением событий в прессе.

12 марта Генпрокуратура заявила, что в медиапространстве «публикуются материалы, ставящие под сомнение результаты досудебного расследования, что может расцениваться как форма воздействия на суд  с целью воспрепятствования осуществлению объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу».

«Вмешательство в деятельность суда недопустимо и уголовно наказуемо в соответствии со статьёй 407 Уголовного кодекса Республики Казахстан. За распространение заведомо ложных сведений также предусмотрена уголовная ответственность по статье 274 Уголовного кодекса Республики Казахстан. В этой связи Генеральная прокуратура призывает всех граждан и СМИ к соблюдению законности, предостерегает от совершения уголовных правонарушений и недопущению вмешательства в деятельность суда в какой бы то ни было форме»,
говорится в обращении. 

То что «Қазақстан» и «Хабар 24» впервые упомянули о суде только после окончания предварительных слушаний, вечером 12 марта,  вызвало недоумение у многих наблюдателей. Почему такая задержка в освещении столь важного события? Или в эфир вышла новость только после того как общественность обратила внимания на то, что суд не освещался?

Мы поговорили с заместителем первого руководителя телеканала «Хабар» Даулетханом Жиенкуловым. На вопрос о том, почему госканалы дали лишь на второй день и осветили суд весьма сдержанно, представитель ТК ответил, что «они сами решают, что и когда им выдавать».

«Мы освещали суд, но только на второй день. Новость вышла на телеканале "Хабар 24″. Но на "Хабаре" не выпускали, поскольку не нашлось места в 20-минутной вёрстке», сказал Жиенкулов. 

Телеканал «Қазақстан» также был лаконичен в эфире без каких либо подробностей. С руководством телеканала мы связаться не смогли.

В свете этого возникает ряд вопросов: связано ли то, что новость всё-таки дали в эфир, с замечаниями журналиста Асхата Ниязова о недостаточной информационной поддержке со стороны государственных каналов?  Или же на это повлияло заявление Генеральной прокуратуры?

Все эти вопросы мы также направили в Министерство культуры и информации.

Напомним, Салтанат Нукенову нашли мёртвой 9 ноября 2023 года в столичном ресторане BAU. Недавно брат погибшей в ответ на заявления адвокатов Бишимбаева о том, что тот не убивал девушку, выложил фото с доказательствами жестокого избиения.

Читайте также: 


Лента новостей

все новости