Дефицит дизтоплива: чья вина и что делать? – мнение эксперта

cover Фото: centre-fuel.ru

Извечный вопрос: как в крупной нефтедобывающей стране с наличием достаточно крупного сегмента нефтепереработки вообще может возникать подобный кризис, по сей день остается без ответа. В августе темой номер один в стране стал очередной кризис на рынке нефтепродуктов - дизеля и авиакеросина. Эксперт нефтегазовой отрасли и обозреватель Orda.kz Артур Шахназарян рассуждает, почему в Казахстане все так происходит и кто в этом виноват.

Рекорд в нефтеперерабатывающей отрасли

Если в дефиците авиакеросина основная причина понятна - прекращение поставок из России, то в ситуации с дизелем логичная причина его недостатка на АЗС неизвестна. Отпускают водителям малыми дозами по 50 литров. Единственной реакцией правительства было введение так называемых дифференцированных тарифов. При этом, Министерство энергетики РК надувает от важности щеки и не скупится на угрозы в адрес АЗС, грозя им введением информационной системы с 15 сентября, которая должна поставить их под жесткую правительственную руку. Но угрозы не имеют никакого действия, а ситуация не меняется в лучшую сторону. Какие только объяснения не давались причинам кризиса - на любой вкус и цвет, но четкого и ясного ответа нет, в том числе и у правительства. Так куда делся дизель?

В Казахстане в экономической сфере никогда не найдешь концов, как ни старайся, по одной простой причине - в экономике у нас провозглашен рынок, но госрегулирование у нас осталось от планового хозяйства. Национальная компания Казмунайгаз по образу и общей структуре является вертикально-интегрированной компанией, но искусственно дефрагментированной. В производственную цепочку внедрены то там, то здесь внешние частные агенты в виде нефтетрейдеров, которым, по сути, подарен принудительный отъем 30-40 % добычи нацкомпании и частных малых нефтяных компаний. При этом, оптовый рынок нефтепродуктов, в том числе и дизеля, не регулируется вообще никак, но самым жёстким образом вся мощь государства обрушивается на розничный рынок ГСМ - на АЗС. Они в итоге крайние во всем. Парадокс, но дизеля в этом году в Казахстане произведено на 14 процентов больше прошлогоднего объема - 2 млн 700 тысяч тонн. И это рекорд в целом за всю историю нефтепереработки.

Кто виноват в дефиците?

Нефтепереработка с производством справилась, а значит, дело не в дефиците дизеля как такового, а в системе распределения. Тут есть нюанс: раньше любой недостаток на рынке ГСМ покрывался из России. Но в России сейчас цена на дизель и авиакеросин выше внутренних цен в Казахстане чуть ли не в два раза. Российский дизель занимает в поставках всего 1%. Причина не в акцизе - он в России был всегда такой высокий в 30%, а в том, что Россия ведёт крупномасштабную военную операцию в Украине, а вся бронетехника и грузовой транспорт в армии работает на дизеле. 

Также не выдерживает критики обоснование дефицита вывозом иностранными водителями дизеля в соседние страны. Вывоз не выше, чем обычно, максимум 250 тыс тонн. И это меньше, чем иностранные дальнобойщики заливали в свои баки в прошлые годы, заниматься контрабандой дизеля нет смысла. Складывается впечатление, что министерство, делая такие заявления, просто «переводит стрелки» на иностранных дальнобойщиков.

Так или иначе, это не тот фактор, который мог бы привести к сложившемуся на рынке ГСМ острому дефициту. Одной простой причины, объясняющей природу кризиса с дизелем, нет. Это целый комплекс причин, которые сошлись в одной точке в определенное время. В Казахстане нет ни рынка, ни планового хозяйства, а есть «смесь бульдога с носорогом» - нефтедобыча частично в рынке, а частично под «колпаком» т.н. нефтетрейдеров.

То, что нефтяники отдают частным нефтетрейдерам 30- 40% своей добытой нефти по цене в 4 раза ниже рыночной, само по себе ненормально в рыночной экономике. При этом, отечественные НПЗ полностью находятся в  плановой экономике и не являются субъектами рынка. Выступают только в качестве производственного инструмента. А между скважиной и переработкой, и переработкой и нефтебазой курсирует и «высасывает сливки» частник, непонятно откуда взявшийся под красивой и звучной аббревиатурой нефтетрейдер. Под влиянием и нефтебазы, и транспортная сеть, и инфраструктура к ней.

АЗС крайние

Но вся налоговая нагрузка и обязательства выпадает на место встречи производства и потребителя - на АЗС. И им же ещё правительство в лице министерства грозит драконовскими мерами. При этом, правительство забыло напрочь, что в феврале само подняло акциз на нефтепродукты, в том числе на дизель в 4 раза. Собственно, то февральское решение вкупе с политикой назначения цен (что в таком ценообразовании рыночного?)  и есть первопричина дестабилизации рынка дизеля.

Всегда при сборе урожая  были проблемы с льготным обеспечением ГСМ. Только вот аграрий уже не тот, что прежде. В основном, это уже аграрные бароны, а не какие-либо средненькие и малые сельхозпредприятия. Средним и малым сельхозпредприятиям много дизеля не надо. По министерской статистике, наибольшие проблемы с дизелем именно в аграрных поясах Казахстана. Кризис бушует не по всей стране, а как-то географически выборочно. Собственно все реактивные решения правительства ни к чему хорошему в итоге не приведут.

А делать то что?!

Пора власти стратегически определиться то ли рынок, то ли плановое хозяйство, выбрать одну из двух моделей. Нельзя быть чуточку беременным. Министерство и правительство потеряло руль управления на рынке нефтепродуктов, а теперь просто делает вид, что пытается найти выход из кризиса. При этом, не затрагивая интересы нефтетрейдеров и крупных аграриев.

В истории с дизельным кризисом больше политики, чем какой-либо экономики и проблем в логистике. Снизили бы акциз хотя бы на половину от февральского подъёма – это мгновенно бы стабилизировало рынок, независимо от того, каковы цены в соседних странах. В Казахстане и России уже давно разный уровень цен и казахстанский рынок спокойно существовал и никак это не доводило до  подобных кризисов.

Введение в феврале текущего года драконовского акциза говорит, что есть серьезные бреши в доходной части госбюджета, которую решили «замазать» дополнительными доходами от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. После этого было глупо ждать, что в итоге это не приведет к проблемам.

Лента новостей

все новости