Цифровой тенге, исламское финансирование и спасение утопающих: новый закон о банках обсудили в мажилисе

cover Иллюстрация создана с помощью нейросети DALL-E

15 сентября в мажилисе прошла презентация нового законопроекта «О банках». Помимо собственно банков и разночтений в проекте, депутаты и представители государственных ведомств обсудили долги по кредитам, покупку холодильников в рассрочку и название Halyk Bank. Как прошла презентация — в материале Orda.kz.

Для начала Дания Еспаева, зампредседателя мажилиса, напомнила, что нынешний закон о банковской деятельности — латаный-перелатанный: только за последние пять лет в него успели внести свыше 800 поправок, а в общей сложности правили более 140 раз. Нововведения в основном касались прав заёмщиков и усиления ответственности банков. Но вечно править текст, превратившийся в лоскутное одеяло, уже невозможно. Стране нужен новый закон. Разработать его как раз и поручил президент Касым-Жомарт Токаев.

«Современный закон был принят 30 лет назад. В то время цифровые технологии только начали внедрять в финансовую сферу. В этой связи банкам предоставляют возможность инвестировать средства в финтех-компании. Рассматриваемый законопроект решает ключевые задачи: в частности, создаёт условия для привлечения новых участников на рынок, что будет способствовать усилению конкуренции, повышению доступности банковских услуг и обеспечению участия банков второго уровня в финансировании реального сектора экономики». Дания Еспаева

Сейчас банки сравнительно неохотно кредитуют реальный сектор. За десять лет удельный вес заёмных средств снизился в три раза, с 31 % до 10 %. В мажилисе считают, что новый закон даст финансовым учреждениям стимул снова поддерживать экономический рост.

Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова подчеркнула, что новый закон «О банках» должен решить пять главных задач:

  • установить правовые основы для работы банковской системы;
  • отрегулировать контроль и надзор в отношении банковской деятельности;
  • защитить права и законные интересы вкладчиков;
  • содействовать добросовестной конкуренции;
  • повысить финансовую грамотность казахстанцев и доступность банковских услуг.

В законопроекте — девять разделов, 23 главы и 135 статей. Правовой акт должен будет регулировать все этапы «жизни» банка, от получения лицензии до ликвидации. Он расширяет возможности инвестирования банковских холдингов по инвестированию в финтех-компании, а также закрепляет статус цифрового тенге как новой формы национальной валюты.

Одно из нововведений, предложенных в законопроекте, — изменение системы, в соответствии с которой выдают банковские лицензии. Сейчас регуляторные требования едины для всех банков. Это ослабляет конкурентную среду, мешая открывать небольшие региональные банки, которые могли бы кредитовать малый бизнес. Авторы проекта предлагают ввести для этого базовую банковскую лицензию с минимальными требованиями. Но «базовые» банки столкнутся с определёнными ограничениями. Например, им будет запрещено выдавать займы нерезидентам. Для доступа к полному функционалу придётся оформлять полноценную универсальную лицензию.

Законопроект также предусматривает развитие двух совершенно разнородных явлений: цифрового тенге и исламского банкинга. Что касается цифровизации, то в законе зафиксируют разные варианты цифровых активов, включая:

  • стейблкоины;
  • цифровые активы, обеспеченные фиатными средствами;
  • финансовые инструменты в цифровой форме.

С исламским банкингом всё немного сложнее. Как отметила Мадина Абылкасымова, сегодня в Казахстане есть два «исламских банка» (иностранный «Коммерческий банк Абу-Даби» и казахстанский «Заман Банк»), чья совокупная доля в активах и кредитном портфеле — менее 0,5 %. Новый закон изменит эту систему: наряду с отдельными «исламскими банками» в обычных банках появятся ещё и «исламские окна».

«Законопроектом предусматривается предоставление универсальным банкам права осуществлять исламские банковские операции в формате «исламских окон» в рамках имеющейся лицензии», — сказала глава АРРФР.

Помимо этого, в новом законе планируют ввести стандарты ответственного предоставления банковских услуг — работу финучреждений будут оценивать с точки зрения прозрачности, справедливости и соответствия интересам клиентов. Также создадут единый офис финансового омбудсмена для досудебного разрешения споров.

Жаркое обсуждение разгорелось вокруг новых условий оказания государственной помощи проблемным банкам. Действующий механизм хотят пересмотреть, ограничив долю государственного участия. В проекте говорится, что при урегулировании неплатёжеспособных банков будут ограничивать использование бюджетных средств. На господдержку смогут рассчитывать только «системно значимые банки». Вот только возмещать госпомощь, судя по презентации, финансовые учреждения будут всем миром: путём отчислений в специальный фонд.

«Механизм урегулирования состоит из трёх антикризисных режимов: усиленного надзора, восстановления финансовой устойчивости и урегулирования неплатёжеспособного банка. Переход между режимами будет осуществляться по заранее установленным триггерам, что обеспечит своевременное реагирование и предсказуемость действий регулятора», — пояснила Мадина Абылкасымова.

В общем, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Однако у депутатов возникли вопросы: не значит ли это, что «системно значимыми» банками, которым государство в случае необходимости кинет спасательный круг, окажутся лишь пять-шесть крупнейших учреждений? И не будет ли это лоббированием конкретных финансовых структур? На эти вопросы авторы законопроекта пообещали дать развёрнутый ответ после тщательного изучения всех нюансов.

Среди других соображений, которые высказывали парламентарии, были замечания по поводу регулирования долговой нагрузки казахстанцев, предложения касательно нового порядка расчёта ГЭСВ (на основе базовой ставки Нацбанка), наблюдения о порядке оформления в рассрочку крупных покупок и даже размышления насчёт того, не стоит ли переименовать «Народный банк» Тимура Кулибаева. Все эти вопросы авторы законопроекта пообещали взять на карандаш и учесть при редактировании документа в составе рабочей группы.

Читайте также:

Лента новостей

все новости