Цифровая зависимость у детей: как получить пользу от вреда

cover

Нужно ли защищать ребенка от цифровых технологий или лучше извлечь из этого максимальную пользу?

Современные дети – они такие... говорят многозначительно взрослые. А какие? Также играют в футбол, дерутся, получают двойки или пятерки, различают добро и зло, любят дружить. Но отличие все-таки есть. Они хорошо ориентируются в мире цифровых технологий. Корреспондент Orda.kz выясняла, хорошо это или плохо, когда ребёнок не выпускает из рук телефон, а гаджеты становятся его самыми близкими и незаменимыми друзьями.

Клара Тусеева, акушер-гинеколог, считает, что влияние цифровых технологий негативно влияет на организм человека с самого раннего возраста. Дети XXI века «рождаются» со смартфоном в руках и чуть ли не с пеленок готовы изучать сетевое пространство. Среди подростков 16–19 лет проникновение интернета достигло почти 100%. Среди детей в возрасте пяти –11 лет этот показатель выше 90%.   

    - Необходимо снижать влияние компьютеров на организм беременной женщины. Зачатие и развитие малыша – это подкорковый процесс. Если кора головного мозга перегружена технической информацией, то в подкорке ничего не остается для спокойного развития эмбриона. Чтобы зачать здорового ребенка, нужно освободить мозг женщины от лишнего. Перегрузки нервной системы влекут за собой гормональные нарушения. Женщины должны выбирать: или они работают, или рожают здоровых детей, – отметила врач.

У ребёнка цифровая зависимость. Что делать?

Евгений Тян, веб-разработчик и тренер по программированию, придерживается мнения, что лучше возглавить хаос, чем бороться с ним. Сегодня дети проводят всё больше времени за компьютером, планшетом или в телефоне. Ребенок постоянно ждет, когда можно будет поиграть, теряет ощущение времени, у него формируется эмоциональная зависимость. Игра и соцсети – это те места, где дети могут высказать своё собственное мнение и их за это не осудят. Более того, они находят поддержку, самоутверждаются, получают внимание сверстников. В сети их никто не поучает – они чувствуют свободу. Хоть и иллюзорную.

- Детская зависимость – это еще не трагедия, не болезнь. Ребенка не нужно лечить. Его внимание нужно перенаправить. Родители, чьи дети занимаются робототехникой, говорят, что их ребенок, который раньше проводил много времени за играми, сейчас устает от компьютера. Его привлекает отдых на улице, общение со сверстниками и элементарное времяпрепровождение с семьей. Многие родители просто забирают телефоны, что влечет за собой депрессию и истерику. Это пройдет, если в нужный момент переключить внимание ребенка на живое общение и физические игры. Тогда зависимость уходит на второй план.

Елена Белокурова, практический психолог и семейный консультант, рассказала, как правильно вести себя с ребенком, чтобы тот не попал в компьютерную и телефонную зависимость. Для того чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, ему нужны четко обозначенные границы: распорядок дня, зона ответственности, однозначные требования. Родителям важно организовать жизнь ребенка так, чтобы он мог развиваться всесторонне. И делать это нужно не с помощью наставлений и указаний, а через убеждение, личный пример, совместное увлекательное и полезное времяпрепровождение.

- Родителям важно направить энергию ребенка на всестороннее гармоничное развитие. Поэтому будет здорово, если он, кроме школы, будет посещать кружки по интересам, где будет не только осваивать какой-то навык, но и общаться со сверстниками в неформальной обстановке. Не стоит жалеть время на то, чтобы провести вместе выходные, пообщаться и понять, что его тревожит, помочь ему разобраться или вместе порадоваться.  Если ребенок будет жить в такой атмосфере, то вопросу игромании не будет места.

Неужели всё настолько плохо?

Социальные сети сейчас стали самой простой формой отношений, а интернет открыл безграничные ресурсы для развития и учёбы.

- На онлайн-занятиях по программированию в перерывах мы играем в игры, связанные с историей и наукой. И, чтобы узнать новый факт, детям не нужно идти в библиотеку, достаточно найти пару статей и прочитать. А вот что ребенок ищет и какой контент потребляет, во многом зависит от того, что ему прививается в семье, школе и друзьями, – считает Евгений Тян.

Эксперт в области психологии Елена Белокурова рассказала, что дети учатся жить в социуме через игры со сверстниками, где они узнают, что нужно для решения конфликта, какие шаги предпринять, чтобы тебя приняли в игру, как заслужить уважение сверстников, какие качества нужно приобрести, а от каких избавиться.

- Сам по себе интернет и всё, что он несет с собой, может быть полезен для ребенка. Здесь и множество интересных развивающих игр, и большое количество важной и увлекательной информации, и разнообразное общение. Но, как и в любом другом деле, важно найти золотую середину, чтобы ребенок мог не только в Сети, но и в повседневной жизни успешно преодолевать трудности и справляться с повседневными задачами.

Хотим мы того или нет, все больше детей взаимодействует с искусственным интеллектом. Игрушечные роботы-питомцы или «умные собеседники» давно превратились для них в живых существ, с которыми можно соглашаться и спорить.

Автор: Евгения Стегленко

Лента новостей

все новости