«Чтобы Назарбаев хвастался перед иностранцами»: строители трамплинов продолжают добиваться денег за свою работу
фото Orda.kz
Строители когда-то поверили обещаниям, что деньги выплатят позже, теперь сильно жалеют об этом. Они уже 10 лет пытаются вернуть почти 5,7 млрд тенге, которые потратили на стройку и закуп техники. Однако акимы меняются, а дело с места не двигается. Orda.kz разбиралась в ситуации.
Замдиректора ТОО «ТОЛ-Курылыс» Абдуразак Байболатов и директор ТОО «СОНАТА-В» Александр Веденко уже привыкли к частым походам в акимат и на пресс-конференции. Вот и 11 апреля 2024 года они снова пришли к зданию, чтобы пообщаться с прессой и рассказать о несправедливости. В руках у мужчин были плакаты с портретами обидчиков.
«Мы трамплины от начала до конца построили, нам говорили, чтобы Нурсултан Назарбаев хвастался ими перед иностранными гостями. 5 млрд 575 млн тенге нам недоплатили, хотя обещали. Трамплины продали другим компаниям. В акимате говорили, что когда продадут часть объектов трамплинов, нам вернут долг, но нам ничего не выплатили. Это всё при Есимове было», — говорит Байболатов.
В 2016 году работы в компаниях встали. Закрыть долги обещали и просили шумиху не поднимать. При этом предприятия не стали банкротами.
«Банкротство было объявлено налоговым комитетом Алатауского района, хотя у компании было много долгов. Затем началась процедура банкротства, но банк "Центркредит" настоял, что как может быть объявлено банкротство, когда построен такой объект. Банк оспорил банкротство в Верховном суде, и банкротство было отменено», — рассказывает Веденко.
ТОО «СОНАТА-В» акимат должен 43 млн тенге, но это сумма многолетней давности. По ставке рефинансирования с тех пор «накапало» 95 млн, но денег по-прежнему нет.
Подрядчики и субподрядчики, строившие трамплин, из более 5 млрд тенге должны отдать долги другим компаниям, но сделать этого не могут. Также они не могут до сих пор рассчитаться по зарплатам со многими сотрудниками, но в данном случае они уверены, что вина полностью лежит на заказчике — акимате Алматы. При этом все документы в администрации города сгорели во время Кантара в 2022 году.
При этом на комплексе лыжных трамплинов прошли два имиджевых международных спортивных мероприятия — Азиада 2011 года и Универсиада 2017 года.
Все долги погашены?
К недовольным вышел замруководителя управления строительства Айдар Нургожаев и сказал, что никакой задолженности перед строителями и поставщиками ГСМ у акимата нет.
«Комплекс трамплинов "Сункар" находится на балансе акимата города, а второй этап строительства ещё не завершён, поскольку на завершение не выделили финансирование из бюджета», — говорит Нургожаев.
Руководитель отдела управления активами Алаш Маманбаев заявил Orda.kz следующее:
«Объект делится на две очереди. Первая очередь была завершена, работы были выполнены и оплата произведена. То есть они в эксплуатацию приняты и оплата была произведена. Вторая очередь не была завершена и не введена в эксплуатацию. В документах акимата она не отображается, по документам сверки у нас нет задолженности».
Представители подрядной организации винят в ситуации не только алматинский акимат (в частности, управление строительства — прим. авт.), но и бывшего работника своего же предприятия Ерлана Сариева и сенатора Султанбека Макежанова, который тогда занимал пост заместителя акима Бауыржана Байбека.
«Он был первым заместителем акима и знал, какие объекты где находятся и что с ними происходит», — говорит замдиректора ТОО «ТОЛ-Курылыс» Абдуразак Байболатов.
Он также рассказал Orda.kz, что в адрес его близких родственников поступали угрозы.
После предыдущего безуспешного общения с представителями акимата несколько месяцев назад подрядчики и субподрядчики обратились в комитет внутреннего государственного аудита. Экспертиза показала недостачу более 5 млрд тенге. При этом в документе отмечается, что вторая очередь комплекса трамплинов всё же была сдана. Сумма строительства — 0 тенге.
Что же было сдано?
На самом комплексе строители показали, что является первой, а что второй очередью трамплинов. Всё до канатной дороги — это первая очередь, и за неё рассчитались, а всё, что правее, — вторая очередь.
То есть три малых трамплина и два здания ниже — это и есть не принятые в эксплуатацию объекты. В первом сейчас располагается фешенебельный фитнес-центр с бассейном, а во втором — отель SADU.


Как оказалось, их продали за более чем 7 млрд тенге Forte Bank, однако по документам как несданные в эксплуатацию объекты они до сих пор должны принадлежать ТОО «ТОЛ-Курылыс». Собственники могут наблюдать за собственностью теперь только издалека. Они намерены добиваться возвращения всей суммы за строительство этих объектов. При этом понимают, что странные манипуляции с трамплинами совершали не нынешние чиновники, а их предшественники. Однако в стране должна же быть какая-то преемственность власти?
Читайте также:
Лента новостей
- На юге Испании столкнулись два скоростных поезда: погибли более 20 человек
- Морозы не отступают — прогноз погоды на 19 января
- Алматинцы пришли на крещенскую службу в храм иконы Божией Матери «Всецарица»
- В Жаркенте мать жестоко избила маленького сына
- Крещение в столице: сотни горожан окунулись в прорубь
- Аномальные морозы ударили по трубам: в Усть-Каменогорске без воды остались тысячи жителей
- Эксперты назвали страну СНГ, где почти не пьют
- Кто съел весь пломбир — в Казахстане резко выросло производство мороженого
- Немецкие военные без объяснений покинули Гренландию
- Тысячи погибших и цифровая блокада: что происходит в Иране
- Кремль учит казахский. Бажкенова осталась без адвоката. Токаев ставит карты на экономику
- Таджикские пограничники ликвидировали четырёх вооружённых боевиков из Афганистана
- «Мир» за миллиард: Трамп собирает собственный совет
- Казахстанский цифровой проект победил на международном конкурсе
- Восемь человек погибли из-за схода лавин в Австрии
- «Гренландия не продаётся»: против планов США на улицы вышли тысячи людей
- В Казахстане вступил в силу закон об искусственном интеллекте
- Мороз и снег — прогноз погоды на 18 января
- США вводят новые пошлины против восьми стран Европы из-за Гренландии
- Маск подал в суд на OpenAI и Microsoft, требуя 134 млрд долларов



