Акимы Алматы и консул РК в Монако недоплатили строителям лыжного комплекса 5 млрд тенге

cover Коллаж Orda.kz

Международный комплекс лыжных трамплинов используют уже больше 10 лет, но строителям до сих пор не возместили все издержки. Ещё и документы по спортивному комплексу потеряли. Редакция Orda.kz разбиралась, кому было выгодно не заплатить.

Комплекс лыжных трамплинов «Сункар» в Алматы появился в 2010 году как один из объектов для зимних Азиатских игр. Он сразу приобрёл статус международного спортивного сооружения.

Чтобы ускорить процесс строительства, экс-аким Ахметжан Есимов предложил генподрядчику «ТОЛ-Курылыс» возвести комплекс за свой счёт. А потом акимат оплатит все издержки. Так сначала и было, но в 2013 году выплаты внезапно прекратились. Для строительства крупного спортивного сооружения компания взяла 400 млн тенге у Банка ЦентрКредит, заложив имущество, базу на улице Дорожная, 1 в Алматы и ратраки (снежный трактор – Прим. ред.).

Представители «ТОЛ-Курылыс» провели пресс-конференцию, на которой рассказали, что до сих пор не могут добиться справедливости.

«Когда мы начали возводить трамплины, стоимость проекта составляла 38 млрд тенге. Строительство делилось на две очереди: на первую мы должны были потратить 26,2 млрд тенге, оставшаяся сумма пошла на второй этап. Заказчиком выступал акимат Алматы, градоначальником был Ахметжан Есимов. Управление строительства нам направило письмо, что фактически за первую очередь оплатило 23,6 млрд тенге. Остальные деньги не смогли заплатить из-за отсутствия бюджета», – рассказал заместитель гендиректора «ТОЛ-Курылыс» Абдуразак Байболатов.

Проблемы с финансированием продолжились и дальше. Экс-аким Ахметжан Есимов обещал оплату директору строительной компании «ТОЛ-Курылыс» Анатолию Давыденко (умер в феврале 2022 года – Прим. ред.), когда они приступили ко второму этапу строительства в рамках подготовки к Универсиаде-2017. Но обязательства бывший градоначальник не выполнил ни в 2014-м, ни в первой половине 2015 года, когда строительство трамплинов уже завершилось. Речь идёт о сумме в 3,8 млрд тенге плюс два ратрака за 1,1 млрд долларов. В августе в Алматы пришёл новый глава акимата – Бауыржан Байбек.

Фото акимата Алматы

Байбек уменьшил стоимость проекта на 2 млрд тенге

По словам генподрядчика «ТОЛ-Курылыс», новый аким Бауыржан Байбек инициировал технический аудит, который уменьшил стоимость проекта на 1,5–2 млрд тенге.

«С приходом Бауыржана Байбека началась карусель. Мы – генподрядчик «ТОЛ-Курылыс», компания, которая имеет право строить трамплины, и перечислить деньги из бюджета должны были на наш счёт. Однако Бауыржан Байбек решил оплатить наши услуги через другую компанию. Через Департамент финансов Алматы акимат заключил договор с третьей организацией – «Олимпикс 1995». Она должны была выполнить объём работ на 4 млрд тенге и погасить долг акимата перед «ТОЛ-Курылыс». «Олимпикс 1995» не только не выполнил обязательства, но и не выплатил наш долг», – сообщил сотрудник «ТОЛ-Курылыс» Александр Веденко.

Неизвестно и то, направил ли акимат деньги в компанию «Олимпикс 1995» или они так и остались в бюджете города.

Долларовый миллионер, бизнесвумен и гендиректор футзального клуба «Кайрат». Кто владеет «Олимпикс 1995»?

Компанию учредила в 1998 году Айгуль Сыргабекова. Сначала она называлась «Производственно- коммерческая фирма «Кайнур», но спустя три года имя поменялось на «Минифутбольный спортивный клуб «Кайнур».

Айгуль Сыргабекова известна тем, что построила бизнес на реализации предметов личной гигиены для женщин, а ещё брендовой обуви и одежды.

В 2002 компанию получил №50 богатейших людей Казахстана по версии Forbes 2012 года –долларовый миллионер и почётный консул в Монако Кайрат Оразбеков. А ещё он входит в список исполкома Казахстанской федерации футбола, где также состоят арестованный Кайрат Боранбаев и министр культуры и спорта Даурен Абаев.

скрин с Forbes

В 2008 году Айгуль Сыргабекова вернулась в компанию. Когда Бауыржан Байбек решил разобраться с оплатой за международные трамплины Алматы, у «Олимпикс 1995» внезапно поменялся учредитель. Причём произошло это стремительно. 1 сентября 2016 года директором стала Асем Кужанова, а спустя всего 15 дней она оказалась единственным учредителем. Стоит отметить, что предприятие занимается спортивной деятельностью, но к строительству не имеет отношения.

Скриншот страницы в Egov.kz

Кроме того, Асем Кужанова является гендиректором футзального клуба «Кайрат». А все вместе – долларовый миллионер Кайрат Оразбеков, Айгуль Сыргабекова и Асем Кужанова – являются аффилированными лицами в ипотечной организации «Экспресс Финанс».

25 мая 2018 года у предприятий появился новый хозяин – Марат Юсупов.

Скриншот с Egov.kz

Куда пропали документы на комплекс трамплинов

В череде попыток вернуть свои деньги, представители ТОО «ТОЛ-Курылыс» узнали, что документы на строительство международного комплекса трамплинов исчезли. Прошло несколько лет, но где находятся бумаги, по которым зафиксирован долг, неизвестно.

«В 2016 году аким Бауыржан Байбек совместно с замакима Султанбеком Макежановым (сейчас депутат сената парламента – Прим. ред.) уничтожили документацию по международному трамплину Алматы. И как нам теперь добиваться справедливости? У нас есть все ответы от управления строительства, от замакима мегаполиса Болата Сауранбаева и других чиновников, что нам обязательно оплатят, но позже. А пока в связи с нехваткой бюджета и из-за того, что Нурсултан Назарбаев хочет достроить ЭКСПО-2017, нам надо подождать. Чтобы получить лицензию, у комплекса трамплинов должны были быть два снегоуплотнителя, но денег в бюджете не было. Мы купили два ратрака немецкого производства за свои деньги. Стоили они 1,1 млрд долларов. Техника находилась на балансе компании, акимат должен был за неё заплатить, но так этого и не сделал. Ратраки выставили у трамплинов, когда получали лицензию», – пояснил Абдуразак Байболатов.

Всего было пять экземпляров договора на строительство трамплинов: один – у строительной компании, а остальные – у разных управлений акимата.

«На один из наших запросов пришёл ответ, что, оказывается, ведётся уголовное дело, в рамках которого Антикоррупционная служба изъяла документы из ТОО «ТОЛ-Курылыс» и из архива Управления строительства Алматы. Всё, что можно было сделать, чтобы не заплатить деньги, Бауыржан Байбек сделал», – рассказал Александр Веденко.

Фото novoetv.kz

Деньги из республиканского бюджета выделили, а до строителей они не дошли

В министерстве финансов «ТОЛ-Курылыс» рассказали, что с 2009-го по 2014 год из республиканского бюджета на строительство комплекса трамплинов выделили более 17 млрд тенге.

«На строительство лыжного комплекса трамплинов Алматы должно было пойти 16 520 415 тенге, а на содержание – 479 млн тенге. Объёмы, по данным Минфина, освоены на 100%. Кроме того, из резерва правительства 30 ноября 2009 года дополнительно выделили ещё 5 млрд тенге в рамках подготовки к зимним Азиатским играм. За период 2009–2014 годов дебиторские или кредиторские задолженности отсутствуют. То есть Ахметжан Есимов просит «ТОЛ-Курылыс» взять деньги у Банка ЦентрКредит, мотивируя это тем, что в бюджете денег нет, а они всё-таки есть. Куда делись деньги из республиканского бюджета? При Ахметжане Есимове деньги пропали, а при Бауыржане Байбеке вообще долгов не стало», – задался вопросом Александр Веденко.

В конце декабря 2012 года компания получила акты сверки от Управления строительства Алматы. По ним на строительство потратили 20 505 111 000 тенге, после акимат не предоставлял документы предприятию.

«Мы хотим обратиться к президенту Касым-Жомарту Токаеву, чтобы он прислал в Алматы комиссию. Пусть она разберётся со спортивным комплексом. Потому что есть серьёзная разница между 20 млрд тенге и 17 млрд тенге из республиканского бюджета. Нам не выплатили 5 млрд тенге, а куда делись ещё 12–13 млрд? Почему у государства не возникает вопросов в связи с этим?» – рассказал Александр Веденко.

Сотрудники компании говорят, что в управлении строительства не признают один из договоров, потому что, по их версии, его не существует.

«Изначально спорткомплекс должен был быть другим по проекту, но федерация лыжных трамплинов попросила его изменить – сделать на пять метров выше. И если бы не было этого договора, то и международного трамплина у нас не было. Все сотрудники нашей компании туда вложили душу и силы, однако не все строители смогли получить оплату», – объяснил Абдуразак Байболатов.

Фото olympic.kz

Суд за снегоуборочную технику

В конце 2021 года акимат подал в иск, чтобы признать снегоуборочную технику собственностью города. Это те самые два снегоуплотнителя немецкого производства, которые ранее Банк ЦентрКредит продал на аукционе как залоговое имущество. По словам представителей строительной компании, техника принадлежала им, но у акимата было другое мнение.

«Спорная спецтехника является составной частью данного лыжного комплекса трамплинов и поэтому незаконно обращена ТОО «ТОЛ-Курылыс» в свою собственность, которое утаило
документацию по её приобретению. Компания необоснованно предоставила спорную спецтехнику в залог АО «Банк ЦентрКредит» в обеспечение кредитных обязательств. В рамках
исполнительного производства о солидарном взыскании задолженности со строительного предприятия и других спецтехнику по результатам аукциона купил банк за 31 572 320 тенге
и 51 728 560 тенге», – установили в суде.

По словам Байболатова, в суде другая сторона предоставила документ, подтверждающий оплату.

«Согласно постановлению, акимат принял на баланс комплекс лыжных трамплинов «Сункар» за 21,4 млрд тенге и благоустройство территории на сумму 591 млн тенге, оборудование/мебель/инвентарь на сумму 4,2 млрд тенге. Вся сумма составляет 26,2 млрд тенге, что является первым траншем. В суде Алматы акимат доказал, что все деньги нам заплатили. Департамент казначейства направил копию платежей. Прокурор посчитал, что с документами всё чисто. На основании всего этого суд принял решение не в нашу пользу. Но правда в том, что те документы, которые предоставил акимат в качестве доказательств, мы не получали», – заявил Абдуразак Байболатов.

Суд принял решение в пользу акимата, в том числе потому, что представители «ТОЛ-Курылыс» просто не смогли доказать, что купили технику на свои деньги и она никак не относится к международному комплексу трамплинов.

Аким Ерболат Досаев отказывается встречаться со строителями

Представители строительной компании ходили на встречи с бывшими акимами Алматы Ахметжаном Есимовым, Бауыржаном Байбеком и Бакытжаном Сагинтаевым, но попасть к новому градоначальнику Ерболату Досаеву очень сложно. Все встречи он перенаправляет к другим людям – своим замам, уверяют в «ТОЛ-Курылыс».

Стоит отметить, что прокуратура Алматы направила письмо в департамент полиции. Но сотрудники «ТОЛ-Курылыс» хотят, чтобы расследованием занимались департамент экономических расследований или Антикоррупционная служба.

Долги строительной компании «ТОЛ-Курылыс»

Несмотря на тот факт, что в Алматы есть международные трамплины, долг строительной компании перед банком и подрядчиками исчисляется миллиардами. Только Банку ЦентрКредит предприятие должно более 503 млн тенге.

Строительная компания имеет задолженность в 40,8 млн тенге перед «Соната-В», 18 млн тенге должна PF NRG и ещё рядом предприятий и физических лиц.

Комплекс лыжных трамплинов «Сункар»

Общая площадь комплекса составила 15 137 квадратных метров, вместимость открытого стадиона составляет 5 200 мест, длина больших трамплинов – 125 и 90 метров.

Комплекс состоит из двух частей. Первый создан для международных соревнований, второй – для учебных тренировок. Они универсальны, их можно использовать и без снега.

Редакция Orda.kz направила запрос в акимат Алматы, чтобы узнать, есть ли долг у госучреждения перед компанией.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости