Форма олимпийской сборной: кто рисовал, как отбирали и что в этом странного
В 13:48 29 марта на сайте комитета по делам спорта и физкультуры Минспорта появилась публикация с призывом ознакомиться с вариантами дизайна формы для олимпийской сборной РК. Вариантов было шесть, а оставить комментарии желающим предлагалось через Google-форму. Но уже 1 апреля такой возможности не было. Почему голосование закончилось так быстро, что ещё в нём странного, и вообще, кто рисовал и отбирал форму, разбиралась Orda.kz.
Выбрали всех
Сразу же ответим на вопрос, почему «народное голосование» за дизайн формы шло всего два дня. Точнее, ещё меньше. Потому что в положении о конкурсе сказано, что на него отводится 33 часа 30 минут. Почему именно столько? Возможно, потому что изначально голосование должно было проходить в течение двух рабочих дней — с 9:00 11 марта по 18:30 12 марта. Но в итоге всё сдвинулось на две недели.
Мы поинтересовались у дирекции развития спорта, почему на ознакомление с образцами формы выделили всего два дня. И получили такой ответ:
«В соответствии с главой 7.2 положения открытого конкурса дирекции развития спорта комитета по делам спорта и физической культуре МТС РК на разработку концепции дизайна спортивной формы и экипировки национальной сборной Казахстана в летних Олимпийских играх в Париже на голосование и комментирование было отведено полтора суток времени».
В принципе, этот ответ можно упростить до фразы: «Потому что так было написано».
Время, которое выделили для «народного голосования», — не единственная странность, связанная с выбором дизайна олимпийской формы.
Например, саму информацию о голосовании опубликовали 29 марта и на сайте комитета физкультуры Минспорта, и на портале дирекции развития спорта. Но в ленте новостей сообщений об этом нет — перейти на страницу голосования можно было только по прямой ссылке. В социальных сетях ведомств информации о голосовании тоже нет. Честно говоря, это наводит на мысль, что спортивные чиновники старались сделать так, чтобы о нём узнало как можно меньше людей.
Следующая странность. Релиз комитета физкультуры начинается со слов:
«Были отобраны концепции дизайна парадной, спортивной формы и экипировки национальной сборной РК на летних Олимпийских играх в Париже».
Но, как оказалось, фактически никакого отбора не было. К конкурсу допустили всех, кто прислал свои варианты формы.
«Всего за время открытого конкурса поступили эскизы от шести дизайнеров. Все образцы прошли в следующий этап — онлайн-голосование», — ответили в дирекции развития спорта.
Возможно, из-за того, что было не так много желающих «отбор» эскизов и затянулся на месяц. Потому что, согласно положению, изначально вся процедура — и приёма вариантов, и отбора, и голосования, — должна была занять две недели: с 28 февраля по 15 марта. 15 числа Казахстан должен был узнать имя победителя. Но оно не объявлено до сих пор.
«В настоящее время дизайн олимпийской формы национальной сборной ещё не выбран. С учётом результатов голосования комиссия вынесет окончательное решение на пленарном заседании», — ответили Orda.kz в дирекции развития спорта, при этом не назвав дату пленарного заседания.
Профи и любители
А пока комиссия решает, кого объявить победителем, давайте посмотрим, кто же предлагал свои варианты на суд комиссии и «народного голосования». Кстати, согласно положению, их имена при публичном обсуждении должны были быть скрыты. Но на сайтах комитета физкультуры и ДРС все авторы подписаны. Это тянет уже не просто на странность, а на откровенное нарушение.
Но всё-таки: кто же рисовал эскизы? Давайте начнём с тех, о ком известно меньше всего.
Дизайнер Роман Ким — о нём в открытых источниках не нашлось практически ничего. Поиск по запросу «Дизайнер Роман Ким» выдаёт... музыканта Романа Кима. Возможно, это один и тот же человек, но это не точно.
Галия Абенова. Судя по всему, речь идёт о художнице из Петропавловска, председателе Северо-Казахстанского областного филиала Союза художников РК Галие Абеновой. Знакомство с её социальными сетями показало, что раньше она не проявляла интереса к спортивной форме.
Остальные четыре претендента — это уже не частные лица, а компании. Три из них имеют отношение к фешен-индустрии. И начнём с наиболее загадочной.
Vervetex — компания с таким названием мало чем известна в Казахстане. А аккаунт в соцсетях есть только у одноимённой компании, судя по контактам, базирующейся в США. Но, согласно открытым данным, Vervetex возглавляет Тамирлан Омирханов. Ему же принадлежат бренды ALA TEXTILE и Nomadmood. Первый — это домашний текстиль. Второй позиционируется как бренд спецодежды, хотя, судя по представленной в Сети продукции, это скорее молодёжный бренд. Но как минимум кепки и футболки в компании Омирханова шить умеют.
Согласно открытым данным, к Vervetex и Nomadmood имеет отношение Казыбек Ермегияев — сын Талгата Ермегияева, бывшего руководителя «АСТАНА Экспо-2017», осуждённого в 2016 году на 14 лет за коррупцию.
«ЖУЗБАЙ ДИЗАЙН» — это бренд модельера из Астаны Айжан Жузбай. В 2021 году она попала в список проекта «100 новых лиц Казахстана». В 2023 баллотировалась в депутаты маслихата Астаны. Но в целом основной профиль деятельности Жузбай — это фешен-индустрия. Причём, судя по снимкам, представленным у неё в соцсетях, она любит использовать этнический стиль. Один из её вариантов улетел в Сеть как спорный — мужской костюм с двубортным плащом и ханской шапкой. Но у себя в Instagram Айжан Жузбай разместила и другие варианты дизайна олимпийской формы. Кстати, после того как голосование закончилось, полноценные коллекции от других дизайнеров увидеть не получится. А у Айжан Жузбай можно.
Marino Madi — это бренд живущего во Франции казахстанского дизайнера Мади Сыпатаева. Он уже несколько лет продвигает свой бренд в стиле «казахстанских моряков», где есть место и околоспортивной одежде. Но теперь он попробовал себя и в чисто спортивной.
BLS GROUP — единственный из шести претендентов бренд, профессионально занимающийся спортивной формой. Компания шила её и для спортивных клубов, и для региональных сборных, и сборные Казахстана в её списке тоже есть. Например, в 2017 году в форме BLS GROUP национальная сборная выступала на Азиаде, в 2018-м — участники Азиатских параигр.
Спустя несколько лет компания замахнулась и на олимпийскую сборную. Кстати, BLS GROUP единственная, кто показала уже отшитый вариант формы, а не просто эскиз.
В конкурсе на Олимпиаду в Токио участвовало 18 образцов. В том числе от Marino Madi и BLS GROUP. И проходил он в октябре 2019-го — больше чем за полгода до изначальной даты проведения. Правда, в итоге форму пошили по образцам дизайнера Салтанат Баймухамедовой, которая в конкурсе даже не участвовала.
А судьи кто?
В ту самую комиссию, что занималась отбором, который как бы был, а как бы и нет, вошли 18 человек. Возглавляет её директор дирекции развития спорта Ерлан Естек. Половина комиссии — это бывшие или действующие спортсмены: дзюдоисты Елдос Сметов и Абиба Абужакынова, борцы Азамат Даулетбеков, Нурсултан Турсынов и Жамила Бакбергенова, бегунья Ольга Рыпакова, гимнастка Анна Алябьева, боксёр Нурбек Оралбай. Сюда же можно отнести и Серика Сапиева. Он сейчас, конечно, председатель того самого комитета по делам спорта и физкультуры, но всё-таки бывший боксёр и олимпийский чемпион.
Ещё почти половина — это или чиновники, или представители официальных спортивных организаций без особого спортивного прошлого. Вот их имена:
- Ержан Аскаров — секретарь комиссии, глава отдела госзакупок дирекции развития спорта;
- Айгуль Бектенова — зампред комитета спорта и физкультуры;
- Азамат Имашев — замдиректора ДРС;
- Жаслан Бисикенов — руководитель отдела госзакупок ДРС;
- Азамат Карлыгашев — председатель Союза спортсменов Казахстана;
- Ельсияр Канагатов — директор департамента спорта НОК РК;
- Аян Кушбаев — руководитель отдела по связям с общественностью ДРС.
Ещё в комиссию вошёл спортивный журналист Аслан Каженов. А единственным представителем из категории модельеров-дизайнеров стала Ирина Харитонова — член совета по развитию творческой индустрии Минкульта, идеолог проекта Global Nomads Fashion Awards.
Будем надеяться, что они отберут действительно достойный вариант из представленных шести. А самим претендентам пожелаем удачи. В конце концов, это не только почёт, но и по миллиону тенге каждому из победителей в номинациях «Лучшая парадная форма» и «Лучшая спортивная форма». Правда, её ещё должен согласовать МОК, но думаем, там претензий не будет.
При этом стоит понимать, что это пока только рисунки или примерные образцы. Шить это всё будет отдельная компания, которая выиграет соответствующие торги. И тут главное, чтобы не получилось как в прошлом году с формой для спортсменов на Азиаде, по подозрению в махинации с которой зимой задержали прошлое руководство дирекции развития спорта.
А до самой Олимпиады в Париже, напомним, осталось 3,5 месяца. Она пройдёт с 26 июля по 11 августа.
Читайте также:
Лента новостей
- Ещё в одном регионе России запретят работать мигрантам
- Путешествие в 4000 км: житель Казани отправился в Алматы на велосипеде
- Пашинян: ОДКБ угрожает безопасности и суверенитету Армении
- «Вырвет, как пробку из шампанского!» Ремонтом дамбы возмущены жители города Тобыла
- Установить предельные цены на аренду жилья требуют депутаты
- Выступление группы «Бутырка» отменили в Костанае в день концерта
- Отдых в Таиланде подорожает
- «Отопительный сезон нынче будет таким же, как в прошлом году» — Минэнерго
- Кулибаев хочет взыскать с акимата Алматы более 30 млрд тенге
- Казахстанцам планируют платить за жалобы в полицию
- Ставки утильсбора: пойдёт ли Казахстан по стопам России
- Когда в Казахстане закончится дефицит сжиженного газа, рассказали в Минэнерго
- Почему дети продолжают ездить на электросамокатах, несмотря на принятый закон, ответила депутат
- Как будет выглядеть бюллетень на референдуме по АЭС, показали в Центризбиркоме
- Фонд прямых инвестиций «Шеврон» вложил в казахстанскую возобновляемую энергетику 19 млн долларов
- Приехавшим на север Казахстана переселенцам запретят работать в других регионах
- Казахстан выдвинул условия Кыргызстану для открытия пункта пропуска на границе
- В Казахстан завезут тигров из Голландии и России
- В Казахстане появится реестр недобросовестных участников биржевых торгов
- Добыча угля в Казахстане падает: магнаты беднеют?