Что делать с КТК размышляют политологи и аналитики  

cover Фото: КТК

Очередная остановка КТК (транзит казахстанской нефти) со стороны российской власти вновь будоражит казахстанцев.

На этот раз каспийский трубопроводный консорциум будет простаивать 30 суток, так решил районный суд Новороссийска. Основанием стала проверка, в ходе которой якобы выявили экологические нарушения на производственных объектах КТК. Проверка была еще 6 мая, протокол составили спустя месяц – в июне. И еще через месяц суд вынес решение об остановке. В компании, конечно, заявили, что обжалуют решение. Но к чему это приведет пока не ясно. В правительстве сейчас обсуждают эти моменты и ищут пути решения. А пока политологи и аналитики размышляют, как казахстанская нефть до такого «докатилась».

«Ответка по-пацански»

«Не успело наше истеричное инфополе отойти от предыдущей остановки КТК, как российские власти, ссылаясь на экологические проблемы и решение суда, снова остановили транзит казахстанской нефти. В этот раз на 30 дней. Все понимают, что причина – исключительно формальная, и иск Ространснадзора здесь не при чём. Кремль решил перейти от информационного давления к реальному, чтобы склонить нас изменить позицию по принципиальным для них, прежде всего, экономическим, вопросам», - пишет в своем канале публицист и политический аналитик Никита Шаталов.

По его словам, такие действия только вредят стратегическому партнёрству двух стран. И Казахстан будет вынужден отстраиваться от России теперь «не только в мировоззренческих вопросах, но и искать новые инфраструктурные решения – для получения импорта, для отправки углеводородов на экспорт».

«Сейчас есть направление Баку-Тбилиси-Джейхан, есть китайская ветка для транзита нефти, есть отдаленный, но реальный проект трубопровода с подключением к действующей инфраструктуре, которая идет из Туркмении в Нью Дели (финансисты оценивают её в 4-6 млрд долларов, что на фоне такого давления – сущий пустяк).

Вспоминается, как некоторые “активисты” называли ПМЭФ театром и договорным матчем. Мол, Назарбаев договорился с Путиным, чтобы у Токаева была возможность заработать очки перед электоратом и на мировой арене. Где эти видные эксперты теперь и что они скажут на то, что наш транзит нефти тормозят в ответ на наши действия? Помимо ПМЭФ, нам могут предъявить нежелание импортировать технологии (например, дроны), открывать счета компаниям с санкционным шлейфом или открытое заявление, что Казахстан будет разрывать договоры, если ситуация, как с судном “Жибек жолы” повторится», - считает Шаталов.

Он считает, что КТК это “ответка”, сделанная очень грубо и “по-пацански”.

«Я думаю, что Кремль просто все свои обиды вместил в это перекрытие трубопровода. Дело не только в ПМЭФ, уже был и новый инфоповод – Токаев в разговоре с президентом Европейского Совета сказал о том, что Казахстан может давать больше нефти, если будет кризис. А кризис может быть только один – Россия без ущерба для себя, но радикально для ЕС, сократит поставки углеводоров и тем самым взвинтит цены.

Другой вопрос, что мы готовимся к подобным ответкам. Зарубежное турне Токаева уже даёт результаты – иранские власти дали нам скидку на железнодорожные перевозки в 44%, а туркмены снизили их в 3 раза. Кооперация всегда работает лучше, чем вот такие выпады», - пишет аналитик.

​​«Экологическая спецоперация»

Экономист и бизнесмен с опытом международной торговли Алмас Чукин на своей странице в Facebook поделился, что вначале ему казалось, что поломки КТК это объективные случайности.

«Мне всё казалось, что это объективные случайности. Сначала шланги запутались в марте-апреле на трубопроводе КТК до Новороссийска, потом экологический штраф на миллиарды рублей. Потом мины времён Второй мировой войны надо было найти и обезвредить. Но теперь вице-премьер РФ Виктория Абрамченко озаботилась экологией в порту Новороссийска и комиссия выявила несколько ДОКУМЕНТАРНЫХ НАРУШЕНИЙ Плана на случай разлива нефти. То есть, ничего ещё не разлилось, но по плану не всё выполнено. И комиссия дала время до 30 ноября исправить недочёты. Но Ространснадзор обратился в суд, и прямо в ходе заседания потребовал остановить работу КТК на 90 дней! И суд, в качестве НАКАЗАНИЯ вынес решение остановить ВСЮ деятельность трубопровода на 30 дней! Это прямые потери Казахстана и экспортёров на 300-500 млн долларов», - пишет Чукин.

По его словам, крайне опасно потерять на месяц доходы от экспорта. Но тут может сказать еще и простой всей системы.

«Нефть сама не бежит из-под земли, её оттуда надо качать. Если не качать, то она останавливается на больших глубинах и это непростой процесс. На Каспии вообще страшно представить – глубины, температуры, содержание серы и прочей химии. Но там у Шеврона и других – новые технологии и новое оборудование. Им было тяжело снизить производство в апреле, но они справились. Непонятно, как они справятся с полной остановкой. Возможно, неделю другую будут работать на склады, а дальше?

Губительно это будет для старых месторождений, которые в основном у КМГ. Там не очень хорошая нефть с парафинами, и не самое новое оборудование. Говорят, что эта нефть если встанет, то завязнет и такую скважину будет очень тяжело "поднять" заново. Привет, Андрей...», - считает экономист.

Он предлагает несколько решений проблемы. В первую очередь, обратить внимание на трубопровод Атасу-Алашанколь. По словам Чукина, в своё время Казахстан выбрал более дешёвый маршрут через РФ, поэтому не было нефти на загрузку в Китай. Но теперь из-за «угрозы экономической безопасности страны, надо приостановить контракт с РФ и повернуть хотя бы 10 млн тонн нашей нефти на Китай».

«Очень быстро мощность этой трубы за счёт дополнительных компрессоров можно довести до 20 млн тонн. Спасибо китайцам, построили нам трубу, и спасибо Казтрансойлу, что вошли туда на 50%.  Второе – ограничить перевозки из РФ на Китай через наши ж/д, возможностей нет, и мобилизовать всё, можно на перевозку по ж/д нефти на Восток, в Узбекистан, в Кыргызстан на их НПЗ.

И два более сложных решения. У нас есть три порта на Каспии – Актау, Курык и CatRo, запустить или оборудовать все на перевозку в Баку. Трубопровод до Турции работает на 50% и до 20 млн тонн ещё может принять. Но надо и в Баку делать расширение мощностей по приёму», - предлагает Чукин.

Помимо этого, он считает, что стоит выйти на США и «попросить разрешения в виде исключения из санкций на строительство трубопровода Казахстан-Туркменистан-Иран на Персидский залив или по суше через Иран на Турцию до моря».

Чукин говорит, что ему жаль КТК, жаль Новороссийск, который, возможно, станет «сухим» портом, и жаль Казахстан, который потеряет налоги и оптимизм инвесторов.

«Но мы выберемся, пусть будет чуть тяжело, но как говаривал прежний лидер – "ресурсы есть". Два-три года и будет три новых маршрута на Восток, Юго-Запад и Юг. А там глядишь с Ирана санкции снимут, так мы и ж/д до Залива запустим. А РФ придётся в объезд через Хабаровск к большому союзнику добираться. Но экология прежде всего. Пусть страдают люди, но барабулька и камбала не должна страдать. И не надо класть яйца в одну трубу», - считает экономист.

«Казахстан не слез с сырьевой иглы»

Политолог Досым Сатпаев тоже высказался о решении российского суда приостановить работу КТК на месяц:

«То, что за 30 лет независимости Казахстан так и не слез с сырьевой иглы, а почти 80%  нефтяного экспорта страны было поставлено в зависимость от воли и желания соседнего государства - является угрозой национальным интересам страны И кризисные ситуации всегда показывают, что рвёт там, где тонко.

Россия уже начала энергетическое давление на Казахстан, мешая нашему нефтяном экспорту. Когда-то она это делала по отношению к Украине в газовой сфере, используя её зависимость от российской газовой политики.

И вряд ли случайным является то, что это давление началось после того, как Казахстан сначала решил переименовать свою нефть, чтобы её не путали с российской, затем публично отказался признать ДНР и ЛНР, а потом заявил о том, что "...готов использовать свой потенциал для стабилизации мирового и европейского рынков углеводородов" и "призвал Евросоюз к сотрудничеству по развитию новых трансконтинентальных транспортных маршрутов"», - пишет он.

Сатпаев считает, что Казахстан все-таки «должен начать формировать мобилизационную антикризисную  модель экономики, так как нас еще ждёт немало неприятных сюрпризов».

«Ведь мы надолго оказались зажаты, с одной стороны, российским желанием затянуть всех своих партнеров по ЕАЭС и ОДКБ в свое "геополитическое"  и "экономическое" одиночество и, с другой стороны, рисками вторичных санкций со стороны Запада.

Но выпадение России из глобальной системы транспортных связей мы должны  использовать как возможность для ускорения диверсификации транспортно-логистических маршрутов по нескольким направлениям.

- Транскаспийский международный транспортный маршрут и его сопряжение с транспортно-логистической программой ЕС «Глобальные ворота», а также с маршрутом "One belt. One road"

- Трансафганский маршрут с участием Узбекистана (пока в планах)

- Казахстан-Туркменистан-Иран

- Китай-Кыргызстан-Китай (пока в планах)», - делится мнением Сатпаев.

Вместе с тем, Сатпаев считает, что энергетическое давление со стороны России «это тот самый пендель, который, наконец, должен ускорить процесс снижения нашей зависимости от экспорта сырья и расширения его переработки внутри Казахстана для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, чтобы снизить зависимость от любого трубопроводного шантажа со стороны кого-либо».

Он припомнил, что у Казахстана с Россией есть еще одна зона взаимодействия – водные ресурсы. И поэтому считает, что нашей стране «нужен не только свой «план в третьем ящике комода» на случай появления новых «черных лебедей», но и свои Мольтке, которые могли бы его разработать и правильно реализовать»».


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости