Чего не хватает Казахстану, чтобы стать центром эко и этнотуризма

cover фото Orda.kz

В Алматы прошёл шестой по счёту международный гостиничный форум. Эксперты из Казахстана и более десятка стран поделились идеями и видением развития туристической отрасли и информацией о том, чего не хватает стране, чтобы стать значимой точкой на туристической карте. Корреспондент Orda.kz узнал, почему соседний Кыргызстан делает больше шагов к передовым стандартам.

Развивать бизнес, но думать об экологии и местном населении

Темой форума стали "Устойчивые отели как основа туристического бренда". Тот самый пресловутый ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) – принципы работы, основанные на бережном отношении к экологии, социальной политике и корпоративном управлении, по которым сейчас работает цивилизованный мир. Однако в Казахстане не то что отельеры, но даже крупные компании, как утверждает сертифицированный эксперт по ESG Айжан Хамитова, об этом не слышали.

"Бизнес должен быть ответственным, как в нефтяной отрасли или угольной промышленности. Радует, что отельеры и рестораторы тоже об этом думают. Мы должны работать и с персоналом, и с клиентами, которым надо менять мышление", – сказала эксперт. 

Большая проблема и с нехваткой квалифицированных кадров для гостиничной отрасли. Об этом заявил президент университета AlmaU Асылбек Кожахметов.

"В Казахстане происходят не очень хорошие вещи – разрыв между селом и городом увеличивается как в образовании, так и в культуре. Поэтому на севере Казахстана мы решили построить колледж, где обучают сервису", - заявил Кожахметов.  
VI Международный гостиничный форум, фото Orda.kz
VI Международный гостиничный форум, фото Orda.kz

Его выпускники будут работать в открывающихся туристических зонах в Северо-Казахстанской области, чтобы не было надобности ехать на заработки в столицу. Ещё одна важная составляющая – обучение местного населения, которое пока не понимает, что такое гостевые дома. Также мало кто понимает важность сертификации и современных стандартов экологичности отелей. Тут пример можно брать с Грузии, где всё больше внедряют стандарты ESG. 

"Мы отошли от формата пластика, но вторую стеклянную бутылку из-за бюджета мы не можем себе позволить. Мы предлагаем гостям пользоваться кулером на каждом этаже. То есть он может выйти и сам набрать воду в бутылку. Это работает очень хорошо. Мы также установили детекторы света, что позволило сэкономить нам до 40 процентов расходов на коммунальные платежи. Мы также поставили таймеры для воды, чтобы через какое-то время она отключалась," – рассказывает менеджер отелей из Грузии Мирага Сеидов.

Также для развития туристического потенциала нужны готовая инфраструктура в виде дорог до достопримечательностей, бытовых удобств, Интернета. Причём первые бизнесмены не построят. Также необходима безопасность, хотя с этим в Казахстане особых проблем нет. В Алматы головная боль турфирм, которые привозят иностранцев – таксисты, особенно в аэропорту. Они по-прежнему пристают к пассажирам и берут с туристов баснословные суммы за поездку до гостиницы. В итоге первое впечатление о стране стразу портится. 

При этом в Казахстане на сегодняшний день присутствуют международные гостиничные сети - и это признак того, что в страну можно инвестировать. Orda.kz выслушала мнение иностранных экспертов о том, чего же на их взгляд не хватает нашей стране, чтобы развивать экологический и этнический туризм. 

Чего не хватает 

Гендиректор международного гостиничного оператора Димитрис Влачопанос полагает, что надо сделать упор на обучении людей, которые будут работать с туристами, чтобы те получали качественный продукт. А также консолидировать усилия всех заинтересованных сторон.

"Международные гостиничные сети уже в Казахстане. Они в принципе все похожи друг на друга. Необходимо крепкое сотрудничество между органами власти, местными сообществами и отельерами – вот это важно. Обязательно задействовать местный бизнес. Без любого из этих звеньев будут пробуксовки", – полагает эксперт. 

Анула Галевска, консультант по устойчивому развитию, считает, что казахстанцам надо перестать стесняться и заново выдумывать себя.

"Во многие отелях не чувствуется экологичность и этника, а они могли бы быть. Это именно то, что называется "экономикой впечатлений". Мне кажется, что этого в Казахстане много. Но люди не знают, как это правильно упаковать, иногда не видят ценность в том, что уже есть. Золотые люстры и обои не притягивают туриста. Надо лучше понимать, за чем приезжает турист. Даже жители Алматы и Астаны, когда едут в регионы – должны понимать за чем они туда едут. Надо ценить свою идентичность и правильно показывать это туристам", – говорит Галевска. 

Она также отметила, что бывает и в Кыргызстане, и там заинтересованность в устойчивом развитии курортов выше, чем у нас (возможно, потому что земля там не так богата недрами). Там обучили 2 тыс. специалистов по сертификации ESG.

"В Кыргызстане государство активно сотрудничает с международными проектами и бизнесом на развитие устойчивого туризма. В Казахстане проекты спорадические – их проводят либо ассоциации туризма, либо в каких-то отдельных локациях. Не хватает стратегии развития устойчивого туризма. Есть отдельные инициативы, но широкого сотрудничества в Казахстане нет," – отметила спикер форума. 

Она также сообщила, что приехала в Алматы с конференции отельеров в Эстонии, где назвали ТОП-100 Green destination – это конкурс на устойчивые практики в сфере туризма, и туда попали проекты из Казахстана и Кыргызстана. Чтобы победить, необходимо соответствовать ряду критериев. В кыргызском Караколе велась работа с гидами, чтобы они придумали экскурсии и тем самым продлили туристический сезон, а значит и увеличили свой заработок. 

VI Международный гостиничный форум, фото Orda.kz
консультант по устойчивости Анула Галевска, фото Orda.kz


 В национальном парке Катон Карагай на востоке Казахстана международные эксперты выделили комплексный подход фонда устойчивого развития сельских территорий. Благодаря ему, наряду с новыми местами отдыха строятся оснащённые современной техникой и методиками школы для сельских детей. Ведётся работа с районными фермерами и предпринимателями, чтобы не возить продукты издалека, а поддерживать местных, что является одним из ключевых принципов устойчивого развития.

Кристоф Шлейссинг, управляющий международной компанией TOR’RE Hospitality Management, уверен, что стране необходимо выработать свой узнаваемый туристический бренд. Он уверен, что мировой опыт пригодится, но можно придумывать и свои собственные подходы к привлечению туристов, например, к их ночлегу. 

"Необязательно следовать американским стандартам. Почему вам бы свои собственные стандарты не разработать? При этом необходима связь поколений, связь с прошлым, связь с вашей историей. Важно совместить культурное наследие с современными стандартами. Надо помнить, что ваша локальность, колорит уже и есть ваш бренд. Надо, чтобы каждый гость, который приезжает к вам, унёс вкус вашей страны, почувствовал гостеприимство", - заявил Шлейссинг. 

При этом принципы и экологические стандарты ESG опережают требования существующих в стране законов и правил для работы, строительства и эксплуатации. Они позволят оказывать и минимальное воздействие на окружающую среду. Если внедрять их в новых проектах, то есть надежда на то, что уникальная природа Казахстана достанется потомкам в состоянии не хуже, чем сейчас.

Кроме того, сейчас многие туристы обращают пристальное внимание на то как, с каким посылом и принципами сделано место размещения. Они могут попросту отказаться селиться в месте, если поймут, что оно причиняет вред окружающей среде и проживающим там людям.

Читайте также:


Лента новостей

все новости