Мы научим вас гостей встречать: как в Алматы собрались привлекать больше туристов

cover Фото: Orda.kz

22 сентября акимат Алматы отчитался: за первые полгода город посетили более 260 тысяч иностранных туристов. По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 72%. До конца года ожидается почти столько же – в акимате по крайней мере надеются, что их будет полмиллиона. 

Но кого в Алматы ждут, а можно сказать, даже заманивают в первую очередь? Orda.kz поинтересовалась об этом у тех, кто отвечает в южной столице за туризм. 

От Китая до Англии

Буквально пару дней назад туристический информационный центр  Visit Almaty презентовал собственный ребрендинг. Теперь это бюро по туризму Алматы, и оно не просто отвечает за информирование посетителей, а продвигает город. Во всяком случае так новый принцип описала руководитель бюро Камила Лукпанова. 

По её словам, для продвижения Алматы уже выбрали 10 приоритетных стран. Причём в большинстве своём это не только ближнее зарубежье.

«Мы ориентировались на время полёта прямых рейсов до Алматы в пределах 3-4 часов. Это – Россия, Индия, ОАЭ, Китай. Тем более с КНР недавно установили безвизовый режим. Дальше идут страны, до которых лететь 5-6 часов. Это, в первую очередь, Европа – Великобритания, Германия, Франция», – рассказывает Лукпанова. 

С тем, что именно будут продвигать, тоже определились. Таких направленией пять: горы, гастрономия, городская культура, мультикультурность и восточный вайб. 

Камила Лукпанова. Фото: Orda.kz

Хотя, по словам Лукпановой, горы иностранцы и так посещают. Причём европейцы, у которых, казалось бы, под боком Альпы. 

«Мы провели опрос 600 иностранных туристов. И частым ответом, о причинах приезда в Алматы и вообще в Казахстан, была нетронутая природа. Такой вид горного туризма мы собираемся продвигать. От горнолыжной темы, конечно, никто не отказывается. Но Шымбулак и так принимает уже намного больше гостей, чем может», – говорит директор бюро.
Сноубордистка на Шымбулаке. Фото: Orda.kz 

 Особенно выделяют россиян. По словам Лукпановой, сейчас сложно разделить, кто из приехавших россиян турист, а кто релокант. И, по сути, последних нужно вычесть из цифры, озвученной акиматом. 

Хотя туристы из РФ, конечно, никуда не делись. Они как были, так и остаются в топе. Мало того, они привнесли в Алматы не самый привычный для города вид туризма. 

«Мы шутим, что из России уже пора организовывать шоп-туры, потому что после того, как оттуда ушли многие известные бренды, россияне едут за ними в Казахстан и в Алматы в том числе», – рассказывает Камила Лукпанова. 

Язык гостеприимства 

Туристов из Европы, ОАЭ, Индии и Китая ждут, но к достойной встрече нужно ещё подготовиться. Потому что пока ко многим моментам туристического сервиса в Алматы есть вопросы. Начиная с того, что в городе не хватает гостиниц. 

Ещё один важный момент – языковой. Алматы – город двуязычный, но среднестатистический китаец, араб или европеец ни казахского, ни русского языков не знают. Им нужен английский. А с ним-то как раз проблемы. Например, информация об Алматы на английском есть. Но нередко написана с ошибками. Грешат этим даже указатели. И вообще, англоязычной информации о Казахстане не хватает. На это указывали и те самые 600 опрошенных туристов.  

Фото: Orda.kz 

 Камила Лукпанова говорит, что  эта ситуация поправима. 

«Мы сейчас уже практически закончили работу над дизайн-кодом города. В нём будут в том числе и указатели. И точно без ошибок. Кроме этого, мы запускаем курс английского языка на 1 000 человек, куда, в первую очередь, планируем привлечь пограничников, людей из сферы услуг, даже таксистов», – говорит Лукпанова.

Англоговорящие таксисты в Алматы, конечно, вызывают скептическую улыбку, но вдруг дело выгорит.

А ещё в бюро по туризму собираются учить гостеприимству. Опять-таки, в первую очередь, представителей сферы услуг. Камила Лукпанова говорит, что опыт такой в принципе есть. Например,  она довольна пограничниками в аэропорту и говорит, что они стали «клёвыми».

Анна Шелепова, автор и создатель аудиогидов в формате аудиоспектаклей, рассказывает, что периодически сталкивается с небольшими проблемами во время их организаций. И создают их как раз-таки горожане. Например, один из созданных её командой маршрутов предполагает подъём по приставной лестнице. И её иногда воруют. Исчезает реквизит и на маршруте, который проходит по горной тропе на Медеу.

«У нас есть интерактив, где мы развешиваем на дереве бутафорские яблоки. И они регулярно пропадают. На другой точке мы поим гостей чаем. И у нас воровали столик. Но я отношусь к этому спокойно. Это тоже часть городской жизни», – говорит Шелепова. 
Бутафорские яблоки, которые регулярно пропадают. Фото: Orda.kz

 Философское отношение – это, конечно, хорошо. Но именно такой городской жизни хотелось бы поменьше. 

С пакетом в горы

Посещение гор и в первую очередь нацпарков в бюро по туризму хотят сделать ещё более цивилизованным. Надеются привить культуру чистоты при их посещении. По словам Камилы Лукпановой, сейчас обсуждается вариант, который уже применяют в других странах: выдавать посетителям национальных парков пакеты, чтобы они могли сложить в них мусор. 

Фото: Orda.kz

Тема мусора в национальных парках, как рассказала директор бюро, вообще стоит очень остро. Например, на Кольсайских озёрах. Со слов Лукпановой, проблема с мусором там сейчас такая, что фактически стала №1, затмив собой даже имеющиеся недочёты в инфраструктуре. 

Обещают не забыть и про мусор на городских улицах. Директор бюро по туризму рассказала, что в 2024 году планируется поставить по городу больше контейнеров для раздельного сбора мусора. Как минимум у восьми офисов Visit Almaty. 

«Но вообще это направление не столько наше, сколько управления экологии. Хотя на совещениях про это говорят», – сказала Камила Лукпанова. 

Главное, чтобы это были не просто разговоры. В конце концов, экология сейчас тоже в тренде и иностранный турист может захотеть не только указатель на знакомом ему языке, но и как минимум сетку для пластикового мусора. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости