Частный капитал в образовании: как бизнес меняет будущее Центральной Азии

cover Фото: Pixabay.com

Качественное образование всегда требует немалых финансовых затрат и зачастую обеспечивается за счёт государственного бюджета. В то же время, по данным Всемирного банка, государственные расходы на образование в мире постепенно сокращаются — 2010 г. (14,3 % от всех расходов), 2015 г. (13,5 %), 2020 г. (12,6 %). Параллельно с сокращением госрасходов на образование растёт значимость частного капитала в этой сфере. Orda.kz разбиралась, как вклад бизнеса меняет подход в образовании. 

В частных учреждениях гибче выстроен образовательный процесс, здесь можно выбрать методику преподавания, исходя из потребностей или склонностей ребенка. Именно поэтому родители и дети всё чаще делают выбор в их пользу.

Однако иногда баланс между бизнес-интересами и образовательными процессами отсутствует. Тогда частные школы в погоне за максимальной прибылью снижают качество своих услуг. Эксперты отмечают, что такая тенденция прослеживается в развивающихся странах. В развитых же странах частный капитал заботят вопросы системного характера — воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей и принципов, ориентация на решение глобальных мировых процессов, конкурентоспособность во имя мира и прогресса и другие актуальные задачи человечества.

Европейских или американских инвесторов отличает системность, выражающаяся в глубокой проработке процесса обучения для достижения поставленных целей. Для этого нередко формируются специальные фонды и принимаются долгосрочные стратегии.

В странах Центральной Азии также действуют частные детские сады, школы и университеты. При этом в некоторых странах государство стимулирует предпринимателей открывать детские сады через субсидирование затрат для решения проблемы обеспечения детей дошкольным образованием.

Кыргызстан

В стране функционирует более 200 частных образовательных учреждений, включая детские сады, школы и вузы. Финансирование в сфере образования осуществляется через три основные источника: государственное, частное и внешнее финансирование, которое включает средства от международных организаций. Примером служит коалиция доноров «Школы-2030», поддерживающая проекты в области образования. 

Узбекистан

Узбекистан активно реализует политику государственно-частного партнёрства в дошкольном образовании, благодаря чему было открыто свыше двух тысяч детских садов. Государственный фонд поддержки предпринимательства оказывает финансовую помощь этим учреждениям. Для улучшения школьного образования в стране планируется создать проектный офис, направленный на совершенствование системы образования.

Таджикистан

В Таджикистане существует проблема перегруженности школ, особенно в сельской местности. Из-за нехватки школ дети часто обучаются в три смены. Развитие частного сектора образования и увеличение количества частных школ может помочь в решении этой проблемы, улучшая качество образования и повышая конкуренцию в сфере образовательных услуг.

Туркменистан

В Туркменистане практически отсутствуют частные образовательные учреждения, хотя законодательство допускает их деятельность. Единственной частной школой в стране является Ашхабадская международная школа, действующая при поддержке правительства США. Из-за строгих ограничений в сфере образования многие дети остаются без доступа к дошкольному обучению, что требует значительных реформ.

Казахстан

В Казахстане ситуация в сфере образования также подвержена влиянию демографических и других факторов, требующих участия частного капитала в решении проблем образования. Эксперты говорят, что у нас в стране уже наблюдается постепенный переход к осознанному вкладу в образование. 

Среди казахстанских частных образовательных учреждений немало тех, которые выполняют благотворительную функцию, или функцию содействия развитию общества. Они работают в качестве not for profit. При такой концепции люди, которые управляют, к примеру вузом, не получают доход от его деятельности. Вся прибыль, которая генерируется, направляется на развитие вуза.

В этом плане показательна практика Казахстанско-Британского технического университета, на развитие которого за последнее время было направлено 11 млрд тенге. Вузом управляет общественный фонд NNEF, который основан Динарой Кулибаевой при поддержке её супруга Тимура Кулибаева, который активно содействует развитию образовательных проектов и инициатив фонда.

Сегодня это одна из немногих образовательных организаций в Казахстане, реализующая концепцию непрерывного образования Long Life Learning. Обучение здесь начинается с двухлетнего возраста и продолжается вплоть преклонных лет. 

С 1998 года фонд занимается формированием собственного образовательного кластера, на базе которого и реализуется концепция непрерывного образования. Сегодня в это кластер входят: три детских сада «Мирас» в Астане, Алматы и Атырау; две международные школы «Мирас» в Астане и Алматы, Международная школа Алматы, специализированный лицей «Арыстан»; Альянс ВУЗов науки и технологий: Международный университет информационных технологий (IITU), AstanaIT University (AITU), Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ), Алматинский университет энергетики и связи им. Гумарбека Даукеева (АУЭС), Университет международного бизнеса им. Кенжегали Сагадиева (UIB); социальный проект: SOS Детские деревни Казахстана.

При создании Назарбаев Интеллектуальных Школ (НИШ) использовался опыт, накопленный в школах «Мирас». В систему НИШ были интегрированы передовые международные практики. 

В целом можно сказать, что Казахстан значительно приблизился к мировым стандартам в области организации образования. Во многом благодаря вкладу частного капитала внедрены успешные модели в этой сфере. Они уже дают результаты в виде первенства обучающейся молодежи Казахстана на международных образовательных площадках.

Читайте также: 

Дома-призраки: как в Казахстане мошенники предлагают отдых в несуществующих глэмпингах

Казахстанцам придётся сдавать биометрию при въезде в Россию

Лента новостей

все новости