Центральный стадион в Алматы станет футбольным полем? Как в Казахстане хоронят лёгкую атлетику

cover Коллаж: Orda.kz

Лёгкая атлетика — олимпийская дисциплина, где спортсмены могут забрать огромное количество медалей. На прошедших в Париже Олимпийских играх стало понятно, что кризис переживает не только бокс. Три последние олимпиады показали, что несмотря на финансовые вливания в бегунов, прыгунов и толкателей, наступил один из самых глубоких кризисов, сообщает Orda.kz. В этом материале мы расскажем, как планируют окончательно разрушить инфраструктуру атлетического спорта. 

Речь пойдёт именно о «королеве спорта» не просто так. Именно у атлетов в Казахстане есть собственная «святыня» — Центральный стадион в Алматы. Это единственный объект в стране, который соответствует мировым стандартам. Проводить соревнования и выступать на этом стадионе было почётно и приятно.

Фото: Яндекс карты
Фото: Яндекс карты

На Центральном стадионе были почти все необходимые секторы. Мест для зрителей — 30 тысяч (правда, смотреть именно лёгкую атлетику приходило гораздо меньше людей).

В 2010 году на стадионе застелили передовые на тот момент, стильные синие беговые дорожки от итальянской компании. Они пролежат всего 15 лет, потому что стадион реконструируют. Он станет огромным футбольным полем.

Фото: Google карты / Автор Uma Eyan
Фото: Google карты / Автор Uma Eyan

В управлении спортивных сооружений эту информацию подтвердили:

«Сейчас формируется бюджет и готовится проектно-сметная документация. Для определения подрядчика будет проводиться конкурс. О сроках строительства и его стоимости станет известно в 2025 году. Для тренировок и соревнований у легкоатлетов есть Республиканская база олимпийской подготовки, расположенная в Алматинской области»

О том, как примерно пройдёт реконструкция, уже начали писать телеграм-каналы.

Что для лёгкой атлетики значит лишиться Центрального стадиона?

За ответами мы обратились к Денису Рыпакову, председателю Восточно-Казахстанского областного маслихата, мастеру спорта, заслуженному тренеру и вице-президенту Федерации лёгкой атлетики РК.

Фото: Gov.kz / Денис Рыпаков
Фото: Gov.kz / Денис Рыпаков
«Это историческое место с очень удобной локацией. С 1956 года там была лёгкая атлетика. Конечно, хотелось бы оставить этот спорт на Центральном стадионе. Кроме него, нет таких стадионов, куда бы мы могли мировых атлетов пригласить: именно открытых стадионов»,
отметил Денис Рыпаков.

По мнению эксперта, основной удар отъём стадиона нанесёт массовости спорта. Детям некуда будет приходить тренироваться, смотреть на красивое, профессиональное пространство. В Алматинскую область детям неудобно будет ездить, как и профессиональным спортсменам.

Спортивный эксперт, заслуженный тренер РК по лёгкой атлетике и почётный вице-президент Азиатской ассоциации лёгкой атлетики Алексей Кондрат подробнее рассказал, что значит лишиться «сакрального места».

Фото: balkhashlib.kz / Алексей Кондрат
Фото: balkhashlib.kz / Алексей Кондрат
«Именно на Центральном стадионе тренировались и принимали участие в соревнованиях Владимир Муравьёв, Виталий Савин, Ольга Шишигина и Ольга Рыпакова, принесшие Казахстану пять золотых олимпийских медалей, именно на нём тренировались и выступали легенды казахстанского спорта, первые в Казахстане заслуженные мастера спорта СССР Гусман Косанов и Амин Туяков. Мало кто знает и помнит, что казахстанские легкоатлеты 85 раз становились чемпионами Советского Союза, некоторые не по одному разу. 23 казахстанских легкоатлета выигрывали Азиатские игры, 37 раз легкоатлеты Казахстана становились чемпионами Азии. И все они, без исключения, тренировались и соревновались на Центральном стадионе»,
подчеркнул тренер. 

Алексей Кондрат вспоминает: заговорили о реконструкции ещё в 2016 году. Тогда владелец ФК «Кайрат» Кайрат Боранбаев в интервью сообщил, что Центральный стадион планируют сделать только футбольной ареной.

После переговоров Алексей Кондрат сам успокаивал тренеров, предупреждая, что лёгкая атлетика будет жить в центре южного мегаполиса. Как оказалось, это было лишь дело времени.

«Как объявлялось на заседании рабочей группы, все расходы должны были делиться 50 на 50 между Кайратом Боранбаевым и акиматом Алматы. В рабочей группе уже обсуждались проекты, обговаривались детали, но затем её работа была свёрнута. Затем COVID-19, проблемы у Кайрата Боранбаева, и всё как-то затихло»,
 рассказал Алексей Кондрат
«Нам тогда удалось поднять этот вопрос в СМИ. Две наши олимпийские чемпионки выступили в прессе с заявлениями, что это нанесёт непоправимый удар по лёгкой атлетике. В результате была встреча с Кайратом Боранбаевым, а затем и пресс-конференция, на которой заявили, что не будут предприниматься никакие действия без согласования с Федерацией лёгкой атлетики»,
рассказал эксперт.

Заслуженный тренер поражается отношению к атлетике в Алматы. Город-миллионик ставит антирекорды по безразличию к спорту. На весь Алматы есть только одна спортивная детская юношеская школа олимпийского резерва. В то время как раньше их было гораздо больше. Именно там выковывались олимпийские чемпионы.

Президент по лёгкой атлетике в области Улытау Татьяна Дударь одна из первых подняла шум. Она уверена: отнять у атлетов их жемчужину — значит, отнять будущее у казахстанской лёгкой атлетики в целом.

Фото: Facebook / Татьяна Дударь
Фото: Facebook / Татьяна Дударь
«Отнимут стадион — не будет места, где смогут тренироваться и выступать профессионалы. Дети смогут, любители смогут, но об олимпийском уровне можно забыть. Это означает только одно: что в Алматы не будет стадиона, куда придут дети и будут заниматься», говорит Татьяна Дударь. 

По словам тренера, ощутимо это будет не на следующей олимпиаде в Лос-Анджелесе, а через восемь лет или через 12.

«В будущих олимпийских играх, возможно, не будет вообще ни одного участника от Казахстана. Вернее, будут они будут приглашены, как в малых странах, где люди не могут выполнить норматив, и приглашается в таком случае один мужчина и одна женщина», опасается Татьяна Дударь. 

Оба тренера подтвердили, что в Казахстане просто не остаётся места, где у атлетов будет точка роста. В других городах стадионы в упадке.

Новые условия: олимпийская деревня в Алматинской области

В Алматинской области построили базу Олимпийского резерва. Есть там и стадион, летний сезон 2024 года по лёгкой атлетике проводили там. Он выглядит внушительно и стильно, но этого мало.

«База олимпийской подготовки расположена уже в Алматинской области, в 25 км от Алматы, куда не ходит общественный транспорт. Вряд ли родители согласятся отправлять своих детей на тренировки на этот стадион. Тем более, что добираться необходимо по очень оживлённой и аварийной трассе»,  рассказал Алексей Кондрат.

Тратить на дорогу перед соревнованиями несколько часов означает не показать результат. Спортсмены, которым пришлось выступать за пределами города, традиционно останавливались в Алматы и справлялись своими силами: нанимали автобусы, такси. Те, у кого было запланировано несколько выступлений в разное время, просто вынуждены были сидеть на стадионе без возможности спрятаться от жары и полноценно передохнуть.

«На "Мемориале Косанова" (международные старты, которые проводили на Центральном стадионе) многие тренеры из других стран спрашивали, что случилось с Центральным стадионом, почему соревнования проводят на базе ОП? Им сильно не нравилось находиться в дороге по четыре часа в день и больше», рассказывает тренер.

Ехать четыре часа больше не придётся, на новом стадионе международные старты проводить не будут, он не подходит для этого.

«Стадион построен на таком месте, что день и ночь там ветра. Всё продувается, то есть именно роза ветров очень неудобная. Показать высокий результат на этом стадионе — это большая удача. Это если будет совсем безветренная погода. Нет души в этом стадионе, во-первых. Во-вторых — ощущение, что это всё построено тяп-ляп, на самом обрыве, и это начнет всё проваливаться, оседать, и недолго, я думаю, прослужит эта дорожка», рассказала о впечатлениях соревнований на новом стадионе Татьяна Дударь.

Почему атлетов сослали в область?

По мнению Дениса Рыпакова, растёт популярность футбола. Этот вид спорта набирает силу.

Читайте также: Футбол по-новому: с 2025 года все клубы премьер-лиги должны создать женские команды
«Футбол — простая, красивая, динамичная игра, с правилами, не сложными для понимания. В атлетике нужно разбираться, в ней 47 видов, со своими тонкостями, градациями в результате. Это сложный спорт, он требует аналитики, вовлечённости. Лёгкая атлетика — как концерт классической музыки. В футболе две основные эмоции: грусть и радость, выигрыш и проигрыш. А в лёгкой атлетике — спектр: победа, проигрыш, бег, прыжки, шест, выносливость, эстафета», говорит Денис Рыпаков.

Татьяна Дударь огорчена тем, что за счёт гибели лёгкой атлетики будет происходить развитие футбола.

«Один счёт, один вид спорта погибает за счёт другого вида. Не должно быть так», говорит Татьяна Дударь. 

Есть и другая причина. Несмотря на уверенное финансирование лёгкой атлетики, и популярность, и результативность её за последние годы уменьшилась. Количество атлетов, которые отправляются на Олимпийские игры, стремительно падает. Способность наших спортсменов выполнять нормативы удручает.

Из той самой Олимпийской деревни, стадион которой мы обсуждали выше, мы провожали олимпийскую сборную. Во время того репортажа журналисты задали вопрос главному тренеру по лёгкой атлетике Дмитрию Карпову: «Почему атлеты Казахстана всё меньше и меньше способны завоёвывать олимпийские лицензии?»

Дмитрий Карпов ответил: 

«Нормативы растут. На соревнованиях в Париже результаты, которые были должны показать спортсмены, стали очень высокими».

Выходит, что растут нормативы, растёт весь мир, выполняя их, и только казахстанские легкоатлеты стоят на месте?

Татьяна Дударь, рассуждая о том, почему лёгкая атлетика переживает кризис, когда в Казахстане взрослые люди любят бегать, хотят бегать и желают видеть себя на пьедестале, сказала следующее:

«Я не хочу никого обидеть, но стоит признать, что у нас осталось очень мало людей, которые умеют готовить членов олимпийской сборной. Кроме того, система отбора, набора и всего прочего построена у нас не совсем правильно. Когда ребёнок начинает заниматься спортом, на него часто оказывают давление в школе. Если бы в школах тем же физрукам делали доплату какую-то, что вот в твоей школе учится чемпион Казахстана или же кандидат в мастера спорта, или какие-то крутые такие регалии, они бы делали всё, чтобы люди как можно больше занимались спортом. В частности, лёгкой атлетикой»

По словам тренера, нужно действовать многопланово. Детей-чемпионов стали поощрять финансово, но нужно чтобы как можно больше юношей и девушек знали, что они могут стать лидерами. В постсоветском пространстве у тренеров осталась привычка взращивать чемпионов старыми техниками. Мир шагнул вперёд, нужен более профессиональный подход. 

«Тренер не бог, он не может определить, в какой момент человека нужно разгрузить, дать другую нагрузку. В этот момент ломается спортсмен, и идут травмы. Нужно было остановиться, но для этого должен быть врачебный контроль, который скажет: "Вот сейчас у спортсмена идёт какой-то сбой, и его нужно расслабить, иначе вы потеряете его как спортсмена". Но этого нет», сказала Татьяна Дударь. 

Денис Рыпаков считает, что должно быть больше спортсменов, которые хотят заниматься профессионально. Больше людей в составе сборной, больше тех, для кого это основное дело жизни.

«Начнём с зарплатных ставок для спортсменов. Это самое простое, что мы можем сделать: разгрузить им голову, чтобы они знали, что их труд кормит. Спортивные массажи, медицинское сопровождение. У спортсмена есть воля, он добивается на ней, но ведь он человек, мы должны знать, как работать с ним. У нас был единственный массажист, он уволился из-за нагрузки. Сколько тренеров работает в сборной, тех, кто может довести до результата, до пьедестала? Их осталось очень мало. Те, кто создавал олимпийцев, уже в возрасте. У наших тренеров нет никакой системы обучения. Какие-то курсы мельком, кустарные наработки, обрывки из интернета»,  говорит Денис Рыпаков.

Алексей Кондрат согласился с коллегами. Он считает, что как раз сейчас мы пожинаем плоды 90-х, когда массово закрывались ДЮСШ, СДЮШР, тренеры лишались работы, а потенциальные чемпионы уходили из спорта.

«С середины 90-х годов до 2016 года в Москве работал Московский региональный Центр развития, который организовывал курсы и семинары для тренеров, главных тренеров сборных, детских тренеров, спортивных медиков, специалистов лёгкой атлетики. Курсы проводились в Москве, Киеве, Вильнюсе, Праге, Минске, в городах Швейцарии. Центр брал на себя все расходы, включая перелёт и проживание. За это время в курсах и семинарах приняли участие более 1500 тренеров и специалистов из Казахстана. К сожалению, в 2016 году этот Центр был закрыт. И мы лишились доступа к новейшим разработкам и достижениям в лёгкой атлетике. Недавно одна тренер рассказывала мне, что Федерация футбола или ФК "Кайрат" приглашала иностранных специалистов с курсом лекций по теории тренировок, психологии спорта, фармакологии и так далее. Полный курс стоил 550 тысяч тенге. Немногие могут позволить себе это. Семь лет назад, когда сменилось руководство Федерации лёгкой атлетики, было много заявлений и обещаний, что наши тренеры будут проходить обучение в лучших легкоатлетических центрах США и Европы, что с нашими тренерами будут работать лучшие специалисты спортивной медицины и так далее. Увы, всё это так и осталось обещаниями», — объяснил Алексей Кондрат.

Не развиваются тренеры — не развиваются спортсмены

После олимпиады тогдашний министр туризма и спорта Ермек Маржикпаев раскритиковал Дмитрия Карпова, который не смог объяснить, почему легкоатлеты не привезли медали.

Ермека Маржикпаева сняли с должности и сделали советником премьер-министра, новым министром спорта назначили Ербола Мырзабосынова.

Какое наследство «со всеми созданными условиями» для легкоатлетов перейдёт от экс-министра к нынешнему?

Город Сатпаев, область Улытау

Татьяна Дударь тренирует детей в шахтёрском отраслевом городе имени Каныша Сатпаева. В городе есть манеж, его построили в 2006 году. Манеж футбольный, вокруг игрового поля три дорожки, круг 400 метров, но с квадратными виражами. 

Фото: Яндекс карты
Фото: Яндекс карты

Конечно, никаких серьёзных соревнований там не проводят, только городские старты. Тренироваться можно, из Сатпаева регулярно вырастали чемпионы Казахстана с разрядами КМС И МСРК.

Одна беда: зима. В холод манеж практически невозможно отопить. В самых тёплых одеждах там часто тренировались футболисты, и чтобы не забыть, что значит обуть шиповки, вылазками приходили легкоатлеты.

Шиповки — спортивная обувь с металлическими гвоздиками, которую используют для прыжков, бега и других видов лёгкой атлетики на специальном резиновом покрытии для лучшего сцепления.

Поэтому зимой атлеты идут... в баскетбольный зал тренироваться на деревянном полу босиком.

Фото: зал куда легкоатлеты уходят на зиму / предоставила Татьяна Дударь
Фото: зал, куда легкоатлеты уходят на зиму / предоставила Татьяна Дударь

С помощью имитированных виражей получается круг 80 метров. Татьяна Дударь говорит: зато у сатпаевских спортсменов очень крепкая стопа. Только как можно всерьёз подготовиться к тому такому результату, который требуют от атлетов на Олимпийских играх, в баскетбольном зале?

А сейчас манеж ещё и упал. Даже летом у легкоатлетов из Сатпаева нет возможности провести там полноценную тренировку.

Похожие примеры есть почти во все городах. Спортсменам негде тренироваться.

Вот стадион в Риддере. Алексей Губанов, спортивный журналист, который много и подробно пишет о том, что происходит в лёгкой атлетике, пришёл туда и честно признался, появилось ли у него желание заниматься там даже простой физкультурой.

А вот Алексей показывает, чем может гордиться столица. Стадион в Астане. 

Есть и другие, и они везде примерно в одном состоянии. Центральный стадион — цитадель легкоатлетов, и сейчас у них могут её отобрать, а позже может случиться так, что у лёгкой атлетики отберут будущее.

В своём посте Алесей Кондрат проанализировал результаты лёгкой атлетики:

  • В 2012 году в Лондоне легкоатлеты Казахстана выступали в 20 видах, 24 атлета.
  • В 2016 году в Рио учувствовали 24 атлета в 18 видах.
  • В 2020-м 10 атлетов, и ещё меньше видов, в которых они выступали.
И вот нынешние Олимпийские игры в Париже 2024 года — семь легкоатлетов, и из них два легионера с казахстанскими паспортами.

Королеве спорта требуется помощь, чтобы у наших спортсменов были силы выполнять олимпийские нормативы. Высокий спорт — это выражение физической и духовной силы народа. В следующем году у атлетов отберут стадион. И снова, возможно, поменяют министра. А кто будет отвечать за то, что разрушается сейчас? 

Читайте также:

Лента новостей

все новости