Авиакатастрофа в Актау: что известно о воздушной гавани, вблизи которой упал самолёт

Неподалеку от аэропорта Актау произошла страшная трагедия: самолет, выполнявший рейс Баку — Грозный, потерпел крушение. На борту находились 69 человек. Редакция Orda.kz рассказывает, что собой представляет воздушная гавань этого приморского города Казахстана.
Аэропорт Актау действует с 1983 года и способен принимать самолёты всех типов. В 1996 году он стал акционерным обществом, а в 2007 году его управление передали турецкой компании. В 2009 году аэропорт был расширен, построен новый терминал, который обслуживает до 450 пассажиров в час. Полоса, реконструированная в 2011 году, позволяет принимать любые воздушные суда. Однако в 2015 году взлётно-посадочную полосу аэропорта несколько раз закрывали на ремонт, в том числе из-за того, что она не справилась с аномальной жарой.
Россия против Турции
В начале 2020 года в СМИ появилась информация, что российский холдинг «Аэропорты регионов», входящий в группу компаний «Ренова» олигарха Виктора Вексельберга, рассматривает возможность покупки международного аэропорта Актау. Это стратегический объект в прикаспийском регионе Казахстана, находящийся под управлением турецкой компании ATM Grup. Бизнесмен планировал усилить свое влияние в Центральной Азии и решил начать с Казахстана.
Однако руководство аэропорта опровергло эту информацию. Председатель правления АО «Международный аэропорт Актау» Киледжи Селчук и финансовый директор Ержан Сарсенбаев заявили, что с 2007 года аэропорт находится в доверительном управлении турецкой компании ATM Grup на основании договора, заключённого акиматом Мангистауской области сроком на 28 лет. Договор остаётся в силе и никаких намерений о его расторжении или продаже объекта не высказывалось.
Информация о возможной продаже была опровергнута как со стороны аэропорта, так и со стороны учредителей и акимата.
Нарушения прав граждан
В 2022 году аэропорт Актау обвинили в нарушении конституционных прав граждан из-за досмотра людей, которые не планируют лететь. Антимонопольное ведомство Мангистауской области заявило, что требование проходить рентген и сдавать личные вещи при входе в аэропорт противоречит нормам законодательства.
По правилам досмотру подлежат только пассажиры, их багаж и экипаж самолётов. Однако в Актау проверяют также провожающих, встречающих и маломобильных граждан, даже при отсутствии террористической угрозы. Антимонопольное ведомство отметило, что такие меры допустимы лишь в случае повышенной террористической опасности, так как аэропорт является стратегическим объектом.
Завышение цен на парковку и неправильное хранение авиатоплива
В 2024 году антимонопольный департамент Мангистауской области начал расследование в отношении международного аэропорта Актау по нескольким основаниям. Одной из ключевых причин стало повышение стоимости парковки на территории аэропорта. Цена за пребывание машин более 15 минут увеличилась до 500 тенге, что вызвало недовольство водителей и скопление транспорта у въезда в аэропорт. Антимонопольщики отметили, что передача парковки в аренду частному лицу была проведена без конкурса, что нарушает принципы свободной конкуренции.
Дополнительно выявлены нарушения в сфере хранения авиационного топлива. Вместо самостоятельного обеспечения этой услуги, предусмотренного законодательством, аэропорт передал резервуары в аренду авиакомпаниям по завышенной стоимости, что создаёт монопольные условия на рынке. Антимонопольное ведомство заявило, что такие действия противоречат правилам наземного обслуживания.
Представители аэропорта не согласились с претензиями и обратились в суд, чтобы признать проверку незаконной. Однако Верховный суд оставил жалобу без удовлетворения, и расследование возобновили. Если нарушения подтвердятся, ведомство намерено принять меры, включая изменение условий договоров или их расторжение.
Капитальный ремонт и дальнейший рост
В сентябре 2024 года в международном аэропорту Актау начался капитальный ремонт взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек и перрона. Работы включают обновление аэродромных покрытий, установку мачт освещения, модернизацию светосигнальной системы и создание пункта сбора стоков от обработки самолетов противообледенительной жидкостью.
Первый этап ремонта завершился в октябре 2024 года, второй запланирован на весну-осень 2025 года. Во время ремонта аэропорт работал по изменённому графику: в определённые дни рейсы обслуживали круглосуточно, в другие — только ночью. Пассажирам рекомендовали уточнять расписание рейсов у авиакомпаний.
В акимате отметили, что реконструкция позволит принимать воздушные суда различных типов без ограничений.
Также 24 декабря, накануне авиакатастрофы, стало известно, что в аэропорту Актау планируется создание центра технического обслуживания и ремонта самолётов, который будет обслуживать гражданские и военные воздушные суда Казахстана, России и стран Центральной Азии. Строительством займутся турецкие компании YDA, Turkish Technic и ASFAT.
По словам министра транспорта Марата Карабаева, реализация этого проекта увеличит грузоперевозочную мощность аэропорта до 200 тысяч тонн в год, а годовой оборот достигнет 520 миллиардов тенге.
Аэропорт Актау рассматривается как перспективный мультимодальный авиационный хаб благодаря доступности для всех видов транспорта и близости к Европе — всего три часа полёта.
Orda.kz внимательно следит за ситуацией и обновляет информацию. На данный момент известно, что вблизи аэропорта Актау потерпел крушение самолёт Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines с 69 людьми на борту. По подтверждённым данным, выжили 28 человек, среди них двое детей, они находятся в тяжёлом состоянии. Причины катастрофы расследуются, предварительно причиной названо столкновение с птицей. На месте работают спасатели, правительственная комиссия и представители Казахстана и Азербайджана.
Напомним, что через два дня исполнится пять лет с момента трагической авиакатастрофы самолёта Bek Air, произошедшей в декабре 2019 года. Тогда трагедия унесла жизни 12 человек, включая командира экипажа. Причинами катастрофы назвали обледенение крыльев, ошибки экипажа и отсутствие чётких стандартов безопасности в компании. После инцидента деятельность Bek Air приостановили, а в 2023 году авиакомпания была официально ликвидирована.
Родственники погибших и пострадавшие продолжают выражать сомнения в справедливости расследования, указывая на халатность как со стороны руководства Bek Air, так и со стороны надзорных органов. Подробнее об этой трагедии и её последствиях можно прочитать в специальном материале Orda.kz.
Читайте также:
Лента новостей
- Роскошно жить не запретишь: как будут работать налоги для богатых в Казахстане
- Казахстан теряет регионы? Миграция съедает север и центр страны
- Девушек в никабах задержали за флаг Казахстана с арабскими надписями в Атырау
- Население растёт неравномерно: сколько людей будет в Казахстане к 2050 году
- Убийцам владельца похоронного агентства и его семьи ужесточили приговор в Петропавловске
- Летом в Алматы появятся прокатные электровелосипеды
- Подозреваемого в убийстве павлодарского бизнесмена нашли в Сибири
- Бектенов расстроил депутатов: сменить пол по ОСМС в Казахстане нельзя
- Нарушения на три миллиарда: что творилось в КФФ при Барменкулове, рассказали в Генпрокуратуре
- Бардак в футбольном клубе «Атырау»: новый менеджер успел обидеться на чиновников
- В ЗКО жители находят фрагменты уже пятого беспилотника
- Казахстан готов увеличить экспорт в Армению на сотни миллионов долларов
- «Это мой сын»: в Павлодаре курьер спас ребёнка от нападения
- Бюджетная кормушка закрыта: сколько иностранных игроков лишатся госфинансирования в Казахстане
- Рекорды по коррупции: вице-министр откровенно рассказал о ситуации в казахстанском спорте
- Детской порнографией торговали в Туркестанской области
- О «прорывном» мирном договоре между Арменией и Азербайджаном объявили в Астане
- Теперь без магазинов: что стало с бывшим ТЦ Promenade Динары Кулибаевой
- Минспорта: массовой натурализации легионеров в казахстанском спорте не будет
- В спорте стало много радикалов: что с этим сделают власти Казахстана