Жмых и тёмный рынок бумаг: Антикор выслушал претензии предпринимателей Казахстана

cover

На встрече обсудили проблемы, связанные с железнодорожными и автомобильными грузоперевозками

В самом начале встречи представитель алматинского Департамента Антикоррупционной службы Канат Салимбаев рассказал, что главной целью встречи стало обсуждение коррупционных рисков КТЖ.

«Мы все понимаем, что есть много вопросов и нареканий при перевозке. Многие участники жалуются на коррупцию», - заявил руководитель Департамента антикоррупционной службы Канат Салимбаев.

КТЖ, КТТ и простаивающий жмых

Жмых, о котором шла речь на встрече, побочный продукт производства растительного масла. Его, помимо прочего, используют в качестве корма на птицефабриках. Формула вырисовывается простая - полученный жмых следует поставлять на птицефабрики. Как утверждают предприниматели, маслопроизводящим заводам было бы достаточно в районе 370 вагонов для перевозки продукта. Но КТЖ, а точнее их дочернее предприятие "КазТемирТранс", неспособно предоставить такое количество транспорта.

«Сами птицеводы направили официальные письма в адрес НПП «Атамекен», КТЖ и другим профильным министерствам о том, что маслопроизводители не могут доставить жмых и шрот на птицефабрики. Причём страдают и птицефабрики, и комбикормовые заводы, и сами масложировые предприятия», - рассказал председатель правления национальной ассоциации переработчиков маслячных культур Ядыкар Ибрагимов.

Проблема разрослась до того, что появился риск закрытия некоторых предприятий. Шрот накапливается, склады ограничены, а вывезти его не получается. Птицефабрикам же вероятно придётся изменить рацион, что скажется на стоимости мяса курицы. Таким образом, от нехватки вагонов страдает сразу несколько отраслей предпринимательства.

Представители КТЖ чрезмерно эмоционально защищались от претензий предпринимателей. Сначала припомнили, как год назад никто не хотел пользоваться их вагонами, потому что российские были дешевле. Потом и вовсе заявили, что в первую очередь они такая же компания и во главу угла ставят прибыль.

«Мы также, как и вы, хотим заработать. На транзите мы зарабатываем куда большие деньги, чем внутри Казахстана. Хотите ездить? Пожалуйста, есть частный парк вагонов!» - заявил заместитель директора Алматинского филиала ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Айбек Куанышбек.

В итоге предприниматели и КТЖ ни к какому позитивному решению не пришли, но решили, что нехватка вагонов - это всё же проблема. Все документальные подтверждения отказов предприниматели передали представителям Антикора. Те обещали разобраться, в чём на самом деле причина отказа предоставить вагоны.

Чёрный рынок разрешений на перевозки

Следующая проблема, с которой столкнулись предприниматели, нехватка бланков разрешений на международные автомобильные перевозки. Утверждалось, что некоторые лица запрашивают такие разрешения в количестве, превышающем их потребности. Таким образом, они искусственно создают дефицит документов, а затем сбывают их на чёрном рынке. В том числе объявления о продаже бланков можно найти в социальных сетях и мессенджерах.

В прошлом эта проблема уже вставала достаточно остро. В 2021 году Комитет транспорта совместно с отраслевыми ассоциациями разработали новые алгоритмы распределения этих бланков. Однако предприимчивые злоумышленники приспособились к принятым мерам и придумали, как их обходить. Они регистрируют сразу несколько ИП в одном регионе и с каждого получают минимальное количество бланков, которые затем перепродают. Стоимость одного бланка у перекупов может достигать 1000 долларов, при официальной их стоимости в 1 МРП (3 063 тенге).

«В связи с нехваткой бланков возникает риск приостановки международных перевозок до конца 2022 года. При этом в рамках переговоров между Министерством инфраструктурного развития, МИДом и компетентными органами иностранных государств, последние отказали в дополнительном обмене бланками. Они ссылаются на сложную геополитическую ситуацию», - отметила представитель Союза международных автомобильных перевозок Тамаша Максутовна.

Именно борьба с этими «предпринимателями» и стала основной темой встречи. Сотрудники Союза предложили ещё больше ужесточить требования к предпринимателям, получающим разрешения на перевозки. Например, отслеживать соотношение количества транспорта, принадлежащего компании и трудоустроенных компаний. Если водителей мало, а транспорта много, то это повод задуматься о том, не торгует ли компания разрешениями.

Однако это вызвало критику со стороны самих предпринимателей, заявивших, что небольшое количество водителей вовсе не показатель мошенничества. Некоторые фирмы не заключают трудовых договоров с водителями, а работают через договоры ГПХ. В итоге вышло так, что любые попытки разоблачить недобросовестных предпринимателей, торгующих документами, в первую очередь, будут бить по добросовестным грузоперевозчикам.

Никаких окончательных решений действительно не было принято, но организаторы встречи пообещали разобраться с претензиями предпринимателей и собрать повторную встречу через 2-3 месяца.

Лента новостей

все новости