Государственный центр поддержки национального кино по-прежнему пытается убедить нас в том, что в Казахстане живут самые спортивные люди в мире, и вслед за байопиком боксёра-депутата, вдохновляющей историей лыжника-паралимпийца, на экраны выходит история… бегунов-уголовников – «Alga» («На старте»).

Что за фильм? Лирическая трагикомедия о том, как два брата вместо комфортабельной камеры казахстанской тюрьмы оказались в ужасающих условиях элитного спортивного клуба.

Кто в ролях? Жандос «Гопник твоей мечты» Айбасов, Ербол «Братишка, она разобьёт твоё сердце» Семкулов, Карина «Вечно тусуется со спортиками» Кудекова и Ерик «Физрук» Жолжаксынов.

О чём? Аскар и Бека, выросшие без родителей братья из аула, – идеологические наследники Робина Гуда, промышляющие разбоем. Задача у пацанов простая – угнать фуру с чипсами и конфетами и раздать содержимое местным детям, чтобы поддерживать необходимый уровень сахара в юных организмах.

Очередной такой налёт заканчивается задержанием братьев, и вот когда логическая цепочка «хулиган – грабитель – зек» должна замкнуться, парни удачно попадаются на глаза сердобольному тренеру, который решает обратить позорный недуг пацанов в подвиг.

Так начинается стандартная для казахстанского кино история «побега из аула» к спортивным достижениям. Проблема в том, что, если младший брат видел в спорте шанс на нормальное будущее, то старший быть атлетом не особо хотел.

Кому и зачем смотреть? Чётким пацанам с района и девчонкам, которые любят спортивных мальчиков за тридцать.

В этом, собственно, актёрский подвиг исполнителей главных ролей – перешагнувшие 30-летний рубеж Жандос Айбасов и Ербол Семкулов вполне убедительно изображают персонажей лет на 10-12 моложе.

Ключевая же проблема картины заключается в том, что она до самого финала так и не может определиться с жанром. Несмотря на то, что бег вроде как напрямую связан со скоростью и выносливостью, никто не понимает, как из этого вида спорта можно выжать экшн. Оказалось, никак.

Поэтому если вы ждёте духоподъёмный финал в стиле «Рокки», «Ford против Ferrari» или вышедшего недавно «Паралимпийца», то здесь его не будет. Просто негде разгуляться.

Вообще, наиболее добротно в фильме смотрится его первая часть. Режиссёр Ернар Нургалиев и авторы сценария прописали двух симпатичных, но неотёсанных дикарей – их отлично отыгрывают Айбасов и Семкулов. Есть неплохой внутренний конфликт, который в итоге мог бы вылиться в драму о семейных ценностях и братских отношениях. В частности, отмечу очаровательную сцену стирки носков, наполненную трогательным юмором, и диалоги, строящиеся на непереводимой игре слов и междометиях. И до определённого момента пугали лишь реплики Ерика Жолжаксынова, которые, видимо, были прописаны генератором штампов спортивного кино.

«Алға – На старте»: очередной побег из аула

А вот во второй половине было принято волевое решение: дать душераздирающую драму! После чего всё, собственно, и посыпалось. Третий акт получился настолько скомканным, что его можно просто не заметить. Кроме того, кульминационной сцене катастрофически не хватает масштаба. Чего ради часовое нагнетание драмы вдруг свелось к банальным «догонялкам» главного героя и абсолютно нейтрального персонажа, которому, кажется, поленились прописать характер.

«Алға – На старте» – кино до определённого момента симпатичное, и его в большей степени спасают актёры, но не история.

Поделиться: