Адвокаты обвиняемых по делу Лизы Пылаевой попросили перевести 44 тома дела и допросить 36 свидетелей
Фото press.kz
В Алматы суд продолжает рассматривать дело о гибели шестилетней Лизы Пылаевой. Тело девочки обнаружили во дворе одного из частных домов ещё в 2019 году. На скамье подсудимых — трое обвиняемых: тётя Лизы Ольга Шмакова, бабушка Леонарда Рыжакова и садовник Уктаб Махмудов.
Дело рассматривают по п. 14 ч. 2 ст. 99 («Убийство»), ч. 2 ст. 420 («Заведомо ложные показания, заключения эксперта, специалиста или неправильный перевод»), ст. 432 («Укрывательство преступления») УК РК. Orda.kz представляет репортаж из зала суда.
Очередное заседание состоялось 12 апреля. Во время формальной процедуры по уточнению анкетных данных судья Бахытжан Бакирбаев сделал замечание Уктабу Махмудову. Он при ответе на вопрос о дате рождения перешёл на узбекский язык.
«Я знаю, что вы хорошо знаете русский язык. Лучше меня знаете. Вы столько лет проживаете в Казахстане, хотите сказать, что вы русский язык не понимаете? В дальнейшем вам будет предоставлен переводчик. Мы же сейчас вас не допрашиваем, а уточняем основные данные. Зачем притворяться?» — спросил судья.
Адвокат садовника Елена Жигалёнок возразила судье, обратившись к своему подзащитному: «Вы специально изучали русский язык на каких-то курсах?» Махмудов отрицательно покачал головой.
Далее началась череда ходатайств со стороны защиты. Сначала адвокаты попытались отстранить от участия в суде бабушку Лизы — Аллу Пылаеву — в качестве представителя пострадавших. Основанием послужило то, что в ночь гибели внучки Аллу Пылаеву привлекли как понятую при осмотре места происшествия.
Бабушка Лизы удивилась:
«Это была ночь. Частный дом. Там не было других людей. У меня спросили: "Вы видите кровь? Вы видите, мы её снимаем?" Кроме того, я не представитель потерпевших, я потерпевшая. У меня убили внучку. Была внучка и нет внучки. А сейчас меня ещё хотят исключить из дела. Удобно».
Судья не нашёл оснований для удовлетворения этого ходатайства.
«Пылаева является бабушкой. Она потерпевшей признана законно и обоснованно. Статья, на которую вы ссылаетесь, относится только к представителям, а она признана потерпевшей по делу, поэтому не может быть отстранена», — заявил Бакирбаев.
Тогда сторона защиты перешла к языковому вопросу.
«Языком судопроизводства выбран русский. Махмудов окончил среднюю школу на узбекском языке. Самостоятельно смог выучить русский и казахский достаточный только для бытового общения. Поскольку уголовное дело содержит 57 томов, а только 13 томов содержат в себе документы с переводом на узбекский язык, то ему нужно изучить дело. 44 тома не переведены на его родной язык. Есть такие документы, которые непосредственно касаются Махмудова, в том числе протоколы допроса. Он не может убедиться, что его слова записаны правильно. Не буду просить дать время, чтобы опять нас не обвинили в затягивании процесса, но прошу обеспечить право подзащитного», — заявила Елена Жигалёнок.
Ходатайство о переводе всех томов дела на узбекский язык суд не удовлетворил. Бакирбаев уточнил, что подсудимому перевели те части, которые требовалось. Об этом же сказал и прокурор. По словам Малика Ашенова, такое ходатайство уже рассматривалось, и в постановлении указано, что все необходимые документы, подлежащие вручению, были переведены.
Также адвокаты попросили отменить одно из постановлений. Согласно материалам уголовного дела, потерпевшей признана сама погибшая — Елизавета Пылаева.
«Потерпевшим по уголовным делам может быть признано только живое лицо. В связи с этим мы считаем, что это невозможно. Прошу отменить это постановление».
«Это же не воспрепятствует продолжению процесса?» — уточнил судья.
Адвокаты ходатайствовали и о допросе свидетелей — они попросили привлечь к процессу ещё 36 человек. Этот вопрос суд пообещал рассмотреть позже.
Прокурор вновь зачитал обвинительный акт, в течение 18 минут он с подробностями описывал обстоятельства гибели девочки и перечислял полученные ею травмы.
После основных формальностей судья был вынужден объявить перерыв в связи с отсутствием переводчика на узбекский язык для садовника. Специалист был вынужден выехать за пределы области из-за смерти близкого родственника. Рассмотрение дела опять отложили.
Следующее судебное заседание состоится 18 апреля в 15:00.
Автор: Мария Кравцова
Читайте также:
Лента новостей
- Дело о лишении адвоката Мурата Адама лицензии: сторона защиты заявила отвод судье
- Минэнерго: КТК работает на одном причале
- Первая смена в школах Астаны уходит на дистанционку
- В Астане и Алматы определили места для крещенских купаний
- Чемодан брала, деньги не брала — Бекзат Кемелова заявила, что не грабила Бишимбаевых
- Солдат-срочник выстрелил себе в ногу в Алматинской области
- Вечерние авиарейсы из Алматы задерживаются из-за тумана
- Экс-президенту Южной Кореи грозит смертная казнь
- 13-летний баскетболист умер во время игры в Атырау
- Досаев вернулся в совет директоров нацхолдинга «Байтерек»
- Произошёл взрыв: «КазМунайГаз» оценивает ущерб от атаки дрона на танкер своей «дочки»
- Смертельная травма: подросток из Тараза получил реальный срок после школьной драки
- Танкеры с нефтью из Казахстана попали под атаку беспилотников в Чёрном море
- Суд по резонансному делу о пытках восьмилетнего ребёнка стартовал в Караганде
- Венесуэла: силовой перелом, конец иллюзий и что всё это значит для Казахстана
- «Он её преследовал»: семья погибшей студентки из Шымкента требует жёсткого приговора
- Астана и Алматы потянули вверх рынок недвижимости всей страны
- Сеть лабораторий INVIVO «душила» своих франчайзи
- Единственную клинику для женщин хотят лишить помещения: что происходит с медициной в Семее
- Казахстанец засудил «Казахмыс» за полученную инвалидность



