«Ақ боз үй»: большая история, «маленькое» кино
![cover](/uploads/sites/2/2023/04/20-1440x810.jpg)
В отечественном прокате идёт исторический фильм режиссёра Бегарса Елубая «Ақ боз үй» («Одинокая юрта»). Показывают его в кинотеатрах, в основном, на окраинах, по одному сеансу в день, но эта картина заслуживает внимания. Снята она по одноимённому роману Смагула Елубая (отца режиссёра), адаптировал книгу под киноформат сам Елубай-старший.
«Ақ боз үй» – это история уважаемого в общине человека, главы рода, казахского бия Пахраддина (его сыграл актёр Кайрат Кемалов), пережившего тяжёлые испытания после прихода коммунистов к власти. События разворачиваются в начале 30-х годов прошлого века. Весь скот и прочие запасы продуктов новая власть по указу секретаря Казахского крайкома ВКП(б) Филиппа Голощёкина конфисковала в рамках коллективизации. Многих несогласных, включая зятя Пахраддина, либо расстреляли, либо бросили в тюрьмы. Начинается массовый голод.
Пахраддин, его супруга Сырга (в этой роли актриса Кулжамила Белжанова), а также их овдовевшая дочь Хансулу с ребёнком уговаривают других аульчан покинуть родные места на Западе Казахстана и откочевать южнее, в город Кунград (ныне – территория Узбекистана) через туркменские пески. Там, по слухам, есть хоть какая-то еда – здесь же её не найдёшь даже за деньги.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2023/04/2-2.jpg)
Герои, с болью в сердце покинув могилы близких и свои дома, отправляются в нелёгкий путь. Из пропитания вскоре остаётся лишь небольшая горстка зерна, которую Сырга с точностью хирурга делит на маленькие порции – чтобы каждому досталось. В пути от пережитых несчастий впадает в безумие одна из женщин, а остальные путники становятся свидетелями страшных событий. В какой-то момент Пахраддин, человек преклонного возраста, начинает чувствовать немощь, и они с супругой решают отдать дочери и внуку оставшиеся еду и деньги, а сами остаются в степи, обещая родным, что догонят» их…
Фильм «Ақ боз үй» в кинематографическом плане снят довольно неуклюже и порой даже топорно. Зрителя постоянно ослепляет яркий плоский свет в кадре, лишённый глубины и многомерности. Пустынно-степной ландшафт выдан слишком резко и примитивно, без попытки создать хоть какую-то визуальную атмосферу. Операторская работа также грешит чрезмерной упрощённостью, иногда создающей впечатление, будто это любительская съемка. Бросаются в глаза частые неоправданно длинные и затянутые сцены без драматургической на то необходимости. Почти на протяжении всего фильма зрителя оглушает чрезмерно громкий звук, в целом, вкупе с трагической музыкой и чересчур пафосным голосом рассказчика – всё это совершенно лишне на фоне происходящих на экране и без того тяжёлых сцен.
Возможно, без надрывных песнопений и закадровых вздохов зрителю было бы легче эмоционально погрузиться в атмосферу картины.
Однако даже сквозь дебри неуклюжей киноадаптации видна мощная, вырастающая своими корнями из народной боли, драматургия исходного романа. Наверное, для многих и многих жителей Казахстана это трагически знакомая, похожая на собственную, семейную, история. Притом, что актёрские работы довольно театральные, опять-таки, благодаря сильной истории, в какой-то момент миришься с этим, и все равно начинаешь сопереживать персонажам.
Вынесенный в заголовок и книги, и фильма символический образ – той самой «одинокой юрты» – настолько мощный и трагичный, что не может не потрясать.
В какой-то момент скитаний в пустыне наполовину обезумевшему от голода и горя Пахраддину чудится «ақ боз үй», и он кричит «Ой, смотрите, это же наш дом! Вот наш родной дом, наша юрта!». А потом оказывается, что на самом деле нет никакой юрты, нет дома, просто мираж, иллюзия.
И в этот момент забываешь обо всех визуальных и технических оплошностях.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2023/04/22-1.jpg)
Приходит катарсическое, бьющее наотмашь осознание, что это общая трагедия казахского народа – изгнанные из своих домов, вынужденные бросить родовые земли, могилы предков люди, отправившиеся куда глаза глядят. Этот архетипично-трагичный, бескрайний, страшный путь, травма потерянных корней, гнезда, крыши над головой – историческая национальная травма, которая на каком-то не всегда осознаваемом уровне до сих пор преследует. Именно этим берёт фильм при всех своих кинематографических минусах. Посыл – возврат утерянной памяти, возможность наконец-то снять «шлем манкурта» – настолько силён, что перекрывает всё остальное. И в этом его, если не художественная, то моральная ценность.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2023/04/10.jpg)
Лента новостей
- Сборная Казахстана с флагом страны на Олимпийских играх в Париже
- Челябинская область: прорыв плотины, затопило несколько сёл
- «Переводчик смеётся, обвиняемый протестует»: Айтбек Амангельды возмущён судом над Айтеновым
- В Париже началась церемония открытия XXXIII летних Олимпийских игр
- Арест и выдворение: иностранца задержали в Астане за домогательства к женщине
- Суд в Алматы вынес приговор избившему детей в лифте
- Олимпиада в Париже: волна преступлений захлестнула город
- Рэпер Снуп Догг пронёс олимпийский огонь перед открытием Олимпиады
- «Не сможем простить его»: родные погибших супругов, которых сбил полицейский
- Подрядчик сорвал сроки, но продолжает получать миллионы от акимата Алматинской области
- Казахстан хочет принять международные нормы по минимальной зарплате
- Леса в двух регионах отдали совместной казахстанско-китайской компании
- Шуточный срок: как казахстанцы отреагировали на арест комика Александра Меркуля
- Котельная в сельской школе горела в Жамбылской области
- «Я обнимал её, а она дубасила» — что Айтенов сказал в суде
- «В Шымкенте похитили девушку, полиция отказалась заводить дело» — Дина Смаилова
- Комфортные школы: что правда, а что миф?
- Зампрокурора Алматы Нурлан Ауганбаев вернулся на работу
- Бывшей супруге Марата Айтенова вынесли предупреждение
- «Здесь просто отмывают деньги!»: жители улицы недалеко от Акорды устали от многолетнего ремонта