Топить баню и ездить на старом авто будет сложно: как новые правила помогут улучшить экологию Алматы

cover Фото Максима Золотухина

Как очистить воздух в Алматы и вообще улучшить экологию города? Вопрос если не вечный, то давний, и на него попытались ответить участники Eco Мeet Up, который прошёл в Satbayev Univercity. Там прозвучали конкретные предложения. Впрочем, насколько они конкретны, разбиралась Orda.kz.

Форум начался с выступления заместителя акима Алматы Алишера Абдыкадырова. Он сообщил, что город пересмотрел систему учёта данных по загрязнению. Если раньше считалось, что в Алматы ежегодно выбрасывается 127 тысяч тонн вредных веществ, то теперь начали учитывать пригороды и получили цифру 186 тысяч тонн.

Атмосферу города загрязняют: 

60 % автотранспорт,

27 % промышленные предприятия,

13 % сфера обслуживания.

На 1 марта 2024 года в Алматы официально зарегистрировано 610 тысяч машин, ежедневно из пригородов въезжает ещё 400 тысяч. В среднем в день по улицам передвигается порядка 800 тысяч авто. При этом из 610 тысяч городских авто треть — с классом евро 0, евро 1, евро 2. Они дают 85 % всех выбросов от автотранспорта, и именно они — главная причина смога, а не ТЭЦ, одна из которых к концу 2026 года должна начать работать на газе.

Скоро ситуация должна в корне измениться благодаря новым полномочиям, который получит Алматы. 6 апреля президент подписал пакет поправок.

«В соответствии с этими поправками у маслихата Алматы есть право на принятие городских правил защиты воздуха. Там будет предусмотрен ряд нововведений, в том числе внедрение low emission zones (зоны с низким уровнем загрязнения атмосферы). Вторым пакетом рассматривается вопрос по обеспечению работ станций техосмотра. Мы совместно с нашими партнёрами планируем перейти на автоматическую фиксацию автомобилей с превышением норм выбросов, как превышение скорости фиксируется камерами», — сказал замакима. 

Иными словами, скоро маслихат Алматы сможет утверждать отличные от республиканских правила. Раньше все законы действовали на уровне страны, и это сильно усложняло любые изменения, объясняет организатор Эко Meet Up Евгений Мухамеджанов.

Евгений Мухаметжанов, фото Orda.kz
Евгений Мухамеджанов, фото Orda.kz

Глава офиса «Зелёный Алматы» уже несколько лет занимается проблемами экологии и начал с себя — отказался от собственного автомобиля, сортирует мусор, ходит в супермаркеты с собственными пакетами и помогает бизнесу в Алматы больше думать об уроне, которые он наносит окружающей среде.

Пять лет назад при акиме Байбеке проблемы с качеством алматинского воздуха не признавали, а к активисту Павлу Плотицыну из KazAir.org, который расставил собственные датчики, приходили из полиции. Сейчас опросы горожан показывают, что воздух — главная экологическая проблема города, и новые поправки позволят её решить.

«То есть раньше на республиканском уровне запрещали каждому городу свои правила писать. Они были только типовые, я их читал, они нам не подходят так как написаны сразу для всех. Вообще нельзя писать типовые правила на всю страну. У нас, во-первых, страна слишком большая, города очень разные. И у нас ещё и агломерация очень плотная: 10 километров от города — это всё зоны рассеивания, то есть их дома дают нам сюда выбросы», — говорит Мухамеджанов. 

Поправки должны вступить в силу с июня этого года, и тогда уже городской маслихат сможет принимать правила по выбросу всех отходов — это касается как выбросов в атмосферу, так и бытовых отходов. При этом многим придётся несладко — топить баню или ездить на старом авто станет гораздо сложнее.

«Это будет очень болезненная история, потому что она коснётся в первую очередь тех, у кого мало денег. Те, кто на извозе пытается зарабатывать, первые почувствуют. Соответственно, нам сейчас надо продумать, снизить негативный эффект, чтобы социального взрыва не было. Это очень непростая задача, потому что город огромный. К нам въезжает народ на машинах, чтобы зарабатывать, потому что в области работы нет», — говорит Мухамеджанов. 

При этом другого пути, кроме ограничений, мировая практика не знает. Когда-то и Лондон, и Токио ассоциировались с окутывавшими эти города смогами. В 1952 году концентрация вредных веществ в лондонском воздухе достигла небывалого пика благодаря безветренной погоде. Дым от угольных печей и выхлопные газы авто образовали туман, последствия которого оказались ужасающими.

Смог в Лондоне в декабре 1952 года, фото из открытых источников
Смог в Лондоне в декабре 1952 года, фото из открытых источников

На третий день «великого смога» количество смертей среди младенцев, престарелых и страдающих респираторными заболеваниями достигло четырёх тысяч человек. Более 100 тысяч лондонцев заболели. Более поздние исследования показали, что общее число погибших было гораздо больше — около 12 000 человек.

Чтобы в Алматы рано или поздно не произошло подобного, необходимо перейти к самоограничениям, уверен глава «Зелёного офиса». Качество воздуха будет улучшаться только с ограничениями нас всех, говорит он, иначе не получится. Надо только придумать, как смягчить их на первых порах. При этом накопленные в Алматы знания потом пригодятся другим областям Казахстана, где тоже есть серьёзные проблемы с экологической обстановкой.

Улучшением ситуации с воздухом в Алматы теперь займётся Almaty Air Initiative — общественный фонд для борьбы со смогом в Алматы. Его возглавила Жулдыз Саулебекова, которая когда-то помогала запускать Uber в Казахстане.

«Взять, например, частный сектор. Мы знаем, что здесь тоже достаточно "серое" поле, где нет конкретных требований. В принципе любой житель частного сектора, владелец бани, ещё чего-то может топить печи, не подозревая, что это наносит ущерб: "Ну что, я просто отапливаю, что мне-то". Конечно, эти усилия будут эффективны. В наш комплекс мер входит работа с общественностью, с медиа, блогерами. Мы приглашаем всех абсолютно независимых, заинтересованных, неравнодушных людей присоединиться к проекту», — сказала Саулебекова.

Данные для исследований готова предоставить компания Sergek, которая ассоциируется только с наблюдением за дорожным движением.

Eco Meet Up, фото Orda.kz
Eco Meet Up, фото Orda.kz

На Eco Мееt Up также обсудили возможности для предпринимателей, которые помогут снизить загрязнение окружающей среды.

Европейский банк реконструкции и развития предоставляет льготные кредиты и софинансирование проектов, где задействовано оборудование с высокими экостандартами. Заместитель руководителя программы зелёного финансирования GEFF Екатерина Карцева  рассказала, как профинансировали гостиницу в городе Аягозе, где тепло и электричество получают теперь только с помощью солнечных батарей, или строительство небольшой ГЭС на реке Орта Капак.

Председатель правления нацкомпании Kazakhtourism Кайрат Садвокасов напомнил, что 10 % мировых выбросов связаны с туризмом, в том числе перемещением людей по миру. И обратил внимание на необходимость особенно выделять отели, которые соблюдают высокие экостандарты. 

Директор Центра урбанистики университета AlmaU Зарина Даулеткан рассказала о том, как важно рассказывать горожанам о воздействии грязного воздуха на организм: помогут инсталляции и наглядные примеры. А также говорить о тактическом урбанизме, когда простыми средствами меняется городской ландшафт, а после уже акимат принимает решение о серьёзной реконструкции конкретного места. 

В общем, сейчас все стараются приложить усилия, чтобы сделать Алматы чистым, здоровым и безопасным городом для комфортного проживания, но придётся и чем-то жертвовать. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости