Жуткие дома нуждающихся североказахстанцев. Чем люди платят за почти бесплатное жильё

cover Фото Orda.kz

В селе Пресновка Жамбылского района Северо-Казахстанской области новосёлы не закатывают пышные тои, а ремонтируют свои новые дома, ещё до успев там пожить. Без дровников и заборов, без света и с открытыми септиками — так выглядит социальное жильё, построенное по госпрограмме, сообщает Orda.kz. Пока чиновники обещают устранить недочёты, зима уже на пороге.

Суббота. Утро. Выезжаем из Петропавловска. До райцентра Жамбылского района — села Пресновки — 142 км. Идёт дождь. Несмотря на выходной день, на трассе оживлённо. Легковушки обгоняют друг друга. На встречке много большегрузов.


Петерфельд. Покровка. Дубровное. Кладбинка. Новорыбинка. Сначала по республиканской, а потом по областной трассам проезжаем одну деревню за другой. Вдоль дороги много лесов, чистые поля, озёра. Возле одного из сёл видим постамент с гусеничным трактором «Сталинец-80». Памятник установили в честь освоителей целины. А ещё это символ зерносеющего региона. Правда, старый и ржавый. На таком далеко не уедешь.

Фото Orda.kz

Почти через два часа доезжаем до Пресновки. Это один из малочисленных райцентров Северо-Казахстанской области. Нас встречает въездная группа с названием села. Потом — заброшенная автостанция, АЗС и справа сельхозпредприятие, где на зимовку выставили технику, которая недавно собирала урожай с полей.

Фото Orda.kz

Дома здесь разные: старые покосившиеся, свежевыкрашенные, с резными ставнями. А в центре — ряды одинаковых строений с яркими крышами. Нам туда. Это новое жильё, которое построили для жителей из числа социально уязвимых слоёв населения.


Здесь должна была сбыться мечта Ардак Эйрих, женщины с инвалидностью по зрению, о счастливой жизни в своём доме. Ей 51 год, и у неё никогда не было никакого жилья, кроме отчего. С мужем она не живёт, а заработать деньги на покупку недвижимости не может из-за здоровья. Её пенсия по инвалидности — всего 84 тысячи тенге, и другого дохода нет. Всю жизнь Ардак прожила в соседнем селе Узынколь, но там закрылась школа, в которую ходил единственный сын, и получение жилья от государства было кстати.

«Я была в очереди 57-й. В декабре 2024 года мне позвонили из акимата, и я быстро собрала документы. Переезжать начала в апреле. Сыну нужно было идти в девятый класс. Подумали: хорошо, будем жить в райцентре. Но не всё так гладко. Дом построен некачественно. Нет отдушин. Пахнет канализацией. Линолеум был весь в гвоздях. Они мне его уже пару раз снимали. Невозможно было ходить, прям чувствовались гвозди. Подложки нет. Если ветер, то дует из окон. С пола дуло, но мы завезли землю и обсыпали вокруг дома. Москитных сеток не выдали, хотя сказали, что у них есть», рассказывает Ардак.
Фото Orda.kz

Она в доме по возможности создала уют. Перевезла мебель, но не всю. Купила нагреватель, повесила шторы, люстры. Но радоваться времени у неё нет. Приходится ходить то в акимат, то в прокуратуру. 

«Пока дают только обещания. Я не могу завезти уголь. Дрова лежат на улице, всё сырое. Сейчас главное, что мне нужно, — это дровник и чтобы что-то сделали с септиком. Он наполняется на второй день после откачки. Во дворе грязь невыносимая. Проект домов нам не показывали. Акта передачи нет. Ключи рабочие выдали и всё, а в каком он состоянии, никто не фиксировал. Если мы откажемся, мы же должны будем сдать дом», сетует женщина.
Фото Orda.kz

Крышу должны были утеплить опилками. Но посмотреть, как там всё сделано, никто не может — нет чердака. И чтобы туда попасть, нужно снимать профлист. 

А ещё в домах стоят «летние» двери, которые плохо закрываются, а морозными вечерами покрываются льдом. Веранды нет, и весь холод заходит сразу в квартиру.


Соседке Ардак, 27-летней Марии Нахматовой, пришлось самостоятельно ставить стену, чтобы хоть как-то оградить основную комнату, где любят играть её маленькие дочь и сын.

«В июне заехали в дом. Все претензии, которые были по дому, мы устранили сами. Смысла ждать и обращаться куда-то нет. С батарей отопления бежала вода, мы сами заварили. Водонагреватели и электроплиты должны были стоять, но ничего нет. А в других домах есть. Было два подрядчика. Мы в акиматы обращались — и в местный, и в областной. Нам сказали, будут суды и всё. Мы боимся зимы. Если будет сильно холодно, пойдём к родителям. Я в декрете, не работаю. Мы уже не знаем, куда обращаться», рассказывает девушка.
Фото Orda.kz

Стены в доме тонкие, с Ардак они могут поговорить, не заходя друг к другу в гости. А ещё «счастливые» новосёлы рассказывают, что каждый вечер у них отключают свет. 

«Все дома подключили к одному столбу. Провода дымятся, плавятся. Заборы должны быть, но сказали — сами ставьте. Мы сделали ремонт. Три миллиона тенге я потратила. Всё, что накопила, когда работала в Астане поваром», делится мать-одиночка.
Фото Orda.kz

Единственное — печки хорошо горят, говорят наши собеседницы. Да только тепло держится два-три часа, а потом резко становится холодно.

Фото Orda.kz

О благоустройстве придомовой территории и улицы сказать нечего. После лета здесь остались сухостой с человеческий рост и грязь. Но и это не всё. Здесь опасно не только гулять детям, но и взрослым. Электропровода висят на заборе и валяются на земле. Местами они оголённые. Септики полные. Они открыты. Так и до беды недалеко.


Соседей у Ардак и Марии пока нет. Многие дома еще пустуют. Акта передачи дома у новосёлов тоже нет. Есть только договор аренды. Каждый месяц они должны выплачивать местному акимату почти 17 тысяч тенге. А через пять лет — остаток стоимости дома. Он оценивается в 16 млн тенге! Деньги немалые, на однушку с ремонтом в центре Петропавловска точно хватит.

«Это уже с учётом льгот. Так бы было 30 тысяч. Сколько квадратов в доме, строители сами не знают, у них нет документов. Они сказали, сметы тоже нет. Пока будем жить, нам идти некуда. Купить другое жильё я не смогу»,  говорит Мария Нахматова.
Фото Orda.kz

О том, почему нуждающиеся люди получили не пригодные для жилья дома, мы поговорили по телефону с акимом Мамлютского района Азаматом Бектасовым. По его словам, в 2024 году в Пресновке для социально уязвимых слоёв населения построили 105 квартир: 50 на одного хозяина и 55 — на двух. Их строили несколько физлиц, а потом продали акимату за 1,6 млрд тенге. Все их приняли на баланс акимата в конце прошлого года. 

«Ключи практически всем выдали. Не во всех домах живут, так как есть проблемы с электричеством. Они решатся на следующей деле, потому что на трансформаторной подстанции, на которую мы рассчитывали, не хватило мощности. Мы купили новую, линии электропередачи по столбам уже протянуты. Теперь будем заводить в дома», пояснил глава района.

Азамат Бекстасов признаёт: проблемы есть, и решить их мирным путём с подрядчиком не удалось. Со строителями сейчас разбираются в суде. 

«Эти дома на двухлетней гарантии. Хотим через суд обязать подрядчика исполнить гарантийные обязательства. Проблема с септиками из-за грунтовых вод. Сама земля такая, грунтовые воды поднялись, и мы сейчас думаем над этой проблемой. Скорее всего, на следующий год обяжем подрядчиков ставить герметичные ёмкости. Талые воды мы отвели полностью. Заборы тоже поставим»,рассказал аким. 

Сметной документации на дома нет, есть только техспецификация. Благоустройство в неё не входило, поэтому на него идут деньги из районного бюджета. 

«В этом году мы провели отсыпку улиц. Уличное освещение сделаем. Мы на следующий год рассматриваем вариант установки модульной котельной для этого микрорайона», сказал Бектасов.
Фото Orda.kz

Идут расходы из бюджета и на оплату счетов за услуги электроснабжения. В домах ещё не установлены счётчики и не открыты на жильцов лицевые счета. Какая сумма в итоге выходит в месяц, не сообщается. 

Остался без ответа и вопрос, почему дома, не соответствующие техспецификации, приняли на баланс? Чтобы потом спорить с подрядчиком? При этом один гарантийный год уже пролетел, а суд только начался.

Кстати, по обращению новосёлов прокуратура провела проверку и выявила все недочёты. К ответственности уже привлекли руководителя отдела ЖКХ Нурлана Аленова. Вот только он, по словам Азамата Бектасова, уволился по собственному желанию. 

В Жамбылском районе в очереди на жильё было около 220 человек. Это и социально уязвимые, и госслужащие. 40 человек отказались от квартир в новом микрорайоне. Им нужно, чтобы в домах было центральное отопление.

Прощаемся с женщинами и едем дальше. Остановились возле сельского рынка. Людей много. Ходят от одного бутика к другому. Рядом из машины достают сумки и несут в кафе. Видимо, будет той. В Пресновке есть кафе и даже ресторан. Недавно отремонтировали Центр обслуживания населения, школу имени Кожабергена Жырау, Дом культуры, школу искусств и обновили центральную площадь. Здесь есть ледовый корт, который летом используется как футбольное поле.


Развивается и бизнес: открываются магазины, супермаркеты, кафе и гостиницы. 

Жамбылский район — часть Северо-Казахстанской области с обилием озёр и богатой историей. Горько-солёная земля западной части региона подарила стране известных писателей и акынов: Кожабергена жырау, Габита Мусрепова, Сабита Муканова, Сафуана Шаймерденова и Ивана Шухова.

Время обеда. Возвращаемся в Петропавловск. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости