Законный налёт: алматинцы годами требуют от цементного завода прекратить засыпать их дома пылью

cover Фото: Ислам Абдукапаров, Orda.kz

В нижней части Алматы в принципе отвратительный воздух из-за постоянного смога. Но есть там места, где в качестве добавки к смогу идут ещё и выбросы с соседних предприятий. Одно из них — улица Бокейханова, где жители уже много лет воюют с цементным заводом, но победить его не могут, даже выигрывая суды. О том, как им живётся в такой обстановке, рассказывает Orda.kz.

Воздух, земля, цемент и асфальт

Лет 60 назад нынешняя территория улицы Бокейханова была тихой окраиной Алма-Аты, за которой начинались поля. Но столица росла, и в 1960-х позади частных домов начали расти предприятия. В том числе за теми домами, где сейчас живёт семья Гатиных, Любовь и Алексей, и Лариса Юсупова. 

Лариса Юсупова, Алексей Гатин и Любовь Гатина. Фото: Игорь Улитин, Orda.kz
«Наш дом построили в 1956 году. В моём детстве здесь никаких заводов не было. Я на заборе сидел, фазанов стрелял»,  вспоминает Алексей Гатин. 

Среди тех заводов, что появились рядом с частными домами, был и цементный. Согласно ответу от акимата Жетысуского района, который получила Любовь Гатина, землю под него выделили в 1967 году. Но, как говорят местные жители, объёмы производства у завода были не сравнимые с нынешними, оттого и дискомфорта он доставлял меньше. 

Серьёзные проблемы начались в конце 1990-х. К тому моменту цемзавод перешёл в частные руки, объёмы производства на нём выросли, и там стали происходить регулярные выбросы цементной пыли. Местные жители писали жалобы в органы власти, те проводили проверки. Их итогом были и подтверждение плохого качества воздуха, и прочие нарушения. Однако завод всё равно продолжал работать. Но в итоге прежний владелец обанкротился. 

В 2013 году предприятие перешло ТОО «Үркер АШ», и с того момента началось то самое противостояние, которое продолжается до сих пор. 

«Они свои силосы (башни для сухого цемента — прим. авт.) поставили за два или три дня. Сейчас у них по 12, по 17 вагонов приходит каждый день. Отгружают в любое время. Могут в два-три часа ночи, могут в семь утра. То, что шуметь у нас можно в строго отведённое время, их не волнует!»возмущается Алексей Гатин.
 Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Жители улицы Бокейханова рассказывают и о цементной пыли, которая летит с территории завода на их участки. 

«Да, это происходит не каждый день, но очень часто. Например, вчера никаких выбросов не было. А сегодня утром уже был, снова всё летело на наши участки. У нас видео с этими выбросами полно! Мы однажды вызвали полицейских, они приехали к нам, чтобы зафиксировать выброс, вздохнули и говорят: „У нас даже на губах цемент чувствуется“», рассказывает Лариса Юсупова. 

Сразу оговоримся, что журналисты Orda.kz побывали на Бокейханова в конце сентября, а следующие недели ждали ответа от представителей власти и самого ТОО «Үркер АШ». За пару дней до нашего приезда в Алматы прошёл сильный дождь. Но даже после него следы цемента на участках действительно были видны невооружённым глазом. Налёт лежал на карнизах окон, на скамейках, на листьях деревьев. 

 Фото: Игорь Улитин, Orda.kz
«Мы протирали здесь всё недели две назад, но видите, какой за это время снова слой появился», показывает Любовь Гатина оконный карниз.  

Поделились с нами жители и видеокадрами выбросов с завода «Үркер АШ», которые они снимали и весной, и летом, и осенью. Вот один из них, снятый в день нашего приезда. 

Чтобы проверить качество воздуха, мы попросили у фонда Almaty Air Initiative переносной датчик. Он показывал среднее качество, в целом характерное для Алматы. Но напомним, что были мы на Бокейханова после дождя, к тому же в первой половине дня. 

Лариса Юсупова по этому поводу высказалась так:

«У вас показывает среднее качество, а для нас это отличное!»

Оседает цементная пыль, конечно же, и на землю. То, как это влияет на окружающую среду, Лариса Юсупова показала на примере эксперимента, который провела летом этого года.

«Вот два одинаковых цветка. Один рос в горшке в покупной почве, а второй я высадила просто в землю. И вот результат», 
показывает Лариса.
 Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

На железнодорожных путях, которые отделяют дома от завода, просто не видно шпал, потому что они все под толстым слоем цемента. Хотя это уже скорее бетон. 

 Фото: Игорь Улитин, Orda.kz
«Иногда они сбивают его, и он лежит кучами здесь же, около линии», — показывает Алексей Гатин.
 Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Кроме цементной пыли, жители улицы Бокейханова пожаловались ещё и на запах битума с двух асфальтовых заводов, которые находятся в нескольких сотнях метров от их домов.

«Этот воздух какой-то тяжёлый. Он как будто ложится в подвал и трудно выветривается. А если его вдохнуть, то от него начинает тошнить», говорит Любовь Гатина.

Мы прогулялись по улице Бокейханова и пообщались с теми, кто живёт подальше от цемзавода, — на чётной стороне. И спросили, доставляют ли им проблемы выбросы цемента и запах битума. Цемент, по словам жителей нечётной стороны, им проблем не доставляет. Хотя, судя по посеревшему виду зданий, можно предположить, что дело тоже не только в дорожной пыли. А вот по поводу асфальтовых заводов весьма красноречивым был ответ одной из девушек:

«А что, здесь всегда асфальтом воняет».

Пыль в рамках законодательства

Все эти 12 лет жители улицы Бокейханова добиваются создания санитарно-защитной зоны между заводами и их домами. 

«Если кто-то скажет, что мы живём в промзоне, то нет — это жилая зона. И по закону до нашего дома должна быть санитарно-защитная зона не менее 300 метров. У нас сразу за забором железная дорога. Она не может быть частью СЗЗ. А за ней сразу — забор завода. То есть санитарно-защитной зоны нет вообще», разводит руками Любовь Гатина.

Забегая вперёд, скажем, что в ответе управления экологии Алматы слова Любови Гатиной подтверждаются: 

«Ближайшие жилые дома от ТОО „Уркер Аш“ расположены на юго-западе от территории предприятия на расстоянии 45 м. Нормативная же санитарно-защитная зона — 300 м».

Впрочем, Гатины и Юсупова настаивают, что измерять нужно не до домов, а до их участков. А от забора завода до забора частных участков — от силы 15 метров. 

При этом ещё в 2013 году суд обязал комитет государственного санэпиднадзора проконтролировать разграничение той самой зоны. На сторону жителей улицы Бокейханова встал даже Верховный суд. 

 

«Это подразумевает, что должны быть не просто столбики, а это должно быть указано на картах города. Но санэпиднадзор не выполнил это решение! Они грудью стоят за предприятие и платят пеню по три с лишним миллиона в год из кармана государства», возмущается Любовь Гатина.

При этом на заборе завода висит табличка «Санитарно-защитная зона», но, по словам жителей, в этом случае она просто ничего не означает.

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

А ещё несколько судов проиграло непосредственно ТОО «Үркер АШ». В 2022 году Жетысуский районный суд обязал уже само ТОО определить границы санитарной зоны. В том же году СМЭС лишил его разрешения на эмиссию в окружающую среду. Алматинский горсуд это решение отменил, но Верховный суд снова встал на сторону истцов.

В 2024 году Минэкологии отказало в признании экологической экспертизы для «Үркер АШ» из-за неустранённых нарушений. 

В том же году СМАС Алматы оштрафовал компанию на 2,5 миллиона тенге по статье «Нарушение нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду» и запретил деятельность на три года. Но... так как ТОО «Үркер АШ» это решение пытается опротестовать, то по закону вплоть до решения третьей инстанции оно может работать. И работает.

 

Выше мы уже упомянули, что обращались за ответами по поводу состояния воздуха и почвы в окрестностях цемзавода в официальные органы и в само ТОО «Үркер АШ». От ТОО ответа мы так и не дождались. 

В департаменте санэпидемконтроля Алматы нам ответили, что проблем с состоянием воздуха они не заметили, хотя проверяли его и ежеквартально, и дополнительно, после заявок жителей.

«По протоколам ежеквартальных и дополнительных исследований атмосферного воздуха в селитебной территории, представленные Национальному центру экспертизы города Алматы, превышение содержания вредных веществ в атмосферном воздухе по предельно допустимым разовым и среднесуточным концентрациям не выявлено», говорится в официальном ответе ДСЭК Алматы. 

Лариса Юсупова описывает, как у них проводилась проверка качества воздуха специалистами ДСЭК:

«Они приезжали после дождя, когда у нас, конечно, всё будет чисто. Мы же сколько просили поставить у нас датчик, который бы мог постоянно отслеживать состояние воздуха здесь. Нам его так и не поставили. Хотя раньше у нашей соседки такой датчик стоял, и он ужасные цифры показывал».

Зато именно тем, что ничего вредного представители ДСЭК не нашли, они обосновали вот такой ответ, который им дали в минувшем сентябре: 

«Согласно п. 9 санитарных правил для действующих объектов ввиду исторически сложившейся застройки допускается уменьшение размеров СЗЗ в соответствии с п. 26 настоящих санитарных правил без установления предварительных (расчётных) размеров СЗЗ».

Если вы ничего не поняли, мы попросили ChatGPT перевести это с чиновничьего на человеческий:

«Для уже существующих объектов, где застройка сложилась исторически и нет возможности соблюсти стандартные санитарные расстояния, разрешается уменьшить размеры санитарно-защитной зоны. Это можно сделать без предварительных расчётов — просто по специальному пункту этих же санитарных правил».

Тем самым датчиком, судя по всему, была газоаналитическая станция онлайн-мониторинга загрязнения атмосферного воздуха Alm-012, которая упомянута в ответе управления экологии Алматы. Она стояла там в 2022 году и показала, что: 

«На посту Alm-12 среднее содержание РМ 2.5 (мелкие взвешенные частицы — прим. авт.) в промежутке от 19:00 до 02:00 превышают среднесуточные ПДК от 1,2 до 3,4 раза».

Что касается почвы, то её, согласно ответу ДСЭК Алматы, вообще не проверяли: 

«Исследования на предмет загрязнения почвы на территории ТОО „Үркер АШ“ и на прилегающей к нему территориях не проводились. Согласно правилам во исполнение приказа МЗ РК № 193/2020 от 13.11.2020 г. СЭМ почвы проводится в зонах санитарной охраны водозаборных сооружений и в зонах рекреации».
Фото: Ислам Абдукапаров, Orda.kz

И вообще, согласно новому Экологическому кодексу работать ТОО «Үркер АШ» может по декларации, которая носит уведомительный характер. То, что они работают именно по ней, подтвердил руководитель департамента экологии Алматы Динмухамед Лесбеков, отвечая на вопрос журналиста Orda.kz.

Так что, получается, цементная пыль летит на людей в рамках действующего законодательства.

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости