Заговор жаворонков: что говорят специалисты о едином часовом поясе в Казахстане

cover Коллаж: Orda.kz

Рабочая группа, обсуждающая петицию об отмене единого часового пояса, должна была собраться 28 июня. Но в итоге не только не собралась, а перенесла следующее заседание на неопределённый срок. Однако противники и сторонники единого времени не сидят сложа руки. Например, член рабочей группы из числа противников, психолог Евгений Ян, пообщался по этому поводу со специалистами из США и России. Он любезно поделился записями интервью с Orda.kz, которая готова представить краткий обзор на эти беседы.

А чтобы нас не обвинили в субъективности, сразу напомним, что мнение сторонников единого часового пояса, в том числе самого известного из них, Болата Нурхожаева, мы публиковали ещё в ноябре прошлого года, когда речь о возможном переходе на единый пояс только-только зашла. 

Я была бы злым подростком

Первый эксперт, с которым пообщался Евгений Ян, — это ведущая американская исследовательница в области сна, профессор психиатрии Мэри Карскейдон. Как говорит Ян, Карскейдон в том числе консультирует правительство США по вопросам начала учебного года.

По мнению Мэри Карскейдон, из-за единого часового пояса многие казахстанцы сейчас пребывают в состоянии джетлага — переходного состояния при смене часовых поясов. По её словам, это происходит потому, что их биоритмы не совпадают с ритмами дня и ночи. 

Профессор указывает на верность термина «полночь» — что это середина темного времени. Но отмечает, что в современном мире мало кто живёт в ритме, полностью совпадающем с природным временем. 

«Какой смысл имеет рабочий день, начинающийся в девять утра, если солнце уже светит пять-шесть часов. А с другой стороны, закат наступает в три-четыре часа дня, когда рабочий день ещё не закончился. В то же время есть люди, которые работают на фермах, и у них рабочий день начинается не в девять утра, а когда просыпаются животные», — говорит Мэри Карскейдон.
Мэри Карскейдон. Скриншот с видео

Учёная признаёт, что есть часть людей, которые просыпаются рано, и для них ранний же рассвет может быть удобен. Но она считает, что это не более одного процента населения. Большинство же людей, по мнению Карскейдон, не смогут приспособится к нынешнему графику. Она называет это испытанием для организма. 

«Я думаю, подросткам будет сложнее всего в зоне раннего рассвета. Потому что в их возрасте циркадные ритмы сдвигаются в более поздний период. Им гораздо сложнее просыпаться рано и засыпать рано. И, как следствие, подростки подвержены ещё большему воздействию состояния джетлага. Это сказывается на длительности их сна, на эмоциональном состоянии, на успехах в школе. Если бы я была подростком в таких условиях, то была бы очень злым подростком», — говорит Мэри Карскейдон.
Казахстанские подростки. Фото: Министерство просвещения

Также, по мнению учёной, сбой циркадных ритмов может привести к воспалительным процессам, болезням почек, сахарному диабету и другим проблемам со здоровьем:

«Я не думаю, что правительство Казахстана хотело бы видеть такие последствия у своего населения».

Говорит профессор и о географическом факторе единого часового пояса. Но не о различии между западом и востоком, а между севером и югом. Учёная отмечает, что в северных широтах зимой ночь наступает раньше. По её мнению, единый часовой пояс может усугубить эту ситуацию. 

Мэри Карскейдон сравнивает США и Казахстан. Она указывает, что в Штатах четыре часовых пояса, и называет это хорошей практикой. 

«Три часовых зоны для вашей страны было бы оптимально. Уж точно лучше, чем одна. Возможно, сейчас самое время сказать: "Кажется, мы ошиблись и нам следует вернуться к разумным часовым поясам"», — говорит учёная.

А как же совы? 

Эксперт № 2 — это доктор медицинских наук, бывший президент Российского общества сомнологов Роман Бузунов. 

По мнению Бузунова, время в восточных регионах Казахстана стоило бы сдвинуть на час, а, может быть, и на два. Потому что сейчас, когда солнце встаёт в три-четыре часа утра, а окна не занавешены шторами, срабатывает просто биологический механизм: солнечный свет даже через веки попадает на сетчатку глаза, и человек просыпается раньше, чем хотелось бы.

«Проблема ведь ещё и в том, что темнеет рано. В Москве сейчас похожая проблема — светает около 3:30, а темнеет около 21:30. И у всех шторы-блэкаут. Получается, что утром мы отгораживаемся от солнца, а вечером нам этого солнца уже не хватает. А, как известно, это приводит к проблемам с витамином D. Более того, если не хватает солнечного света, то в тёмное время года развивается сезонная депрессия», — говорит Роман Бузунов.
Роман Бузунов. Фото: buzunov.ru

По мнению эксперта, если сдвинуть время рассвета на те самые один-два часа, то в этом случае они будут больше совпадать с астрономическими часами, чем сейчас. 

«Хорошо бы вставать с рассветом. Но давайте рассвет сделаем в шесть утра, а не в три», — говорит сомнолог.

Он подчёркивает, что речь идёт про лето, потому что зимой и так солнце встаёт поздно.

19:30 в Алматы в конце мая 2024. Фото: Игорь Улитин

Сомнолог шутит, что в Казахстане сейчас действует «заговор жаворонков», потому что в восточных регионах время подходит для тех, кто рано встаёт.

«А как же "совы"? У них реально утренние биологические часы немного отстают», — говорит доктор.

При этом к самой концепции, которая рекомендует ложиться с закатом, а вставать с рассветом, он относится скептически. Опять-таки по географическим причинам.

«На экваторе солнце в 6:00 встаёт, а в 18:00 садится — там что, люди по 12 часов спят? В Питере есть белые ночи, а есть тёмные дни — там что, в спячку впадать? А в Мурманске вообще полярный день и полярная ночь — как там людям тогда жить?» — задаётся вопросом Роман Бузунов.

Поделить на четыре

Мы не могли не пообщаться и с отечественным экспертом. Orda.kz поговорила с сомнологом из Алматы Виктором Ханом. По словам врача, его тоже приглашали в рабочую группу по отмене единого часового пояса, но он отказался. 

По мнению доктора, последний перевод часов, объединивший пояса по всей стране, особого влияния на казахстанцев не оказал. И особого наплыва людей с жалобами на нарушение сна он как практикующий сомнолог не наблюдает. 

При этом Виктор Хан и к сторонникам единого часового пояса не относится. Он считает, что даже два часовых пояса, как это было до 1 марта 2024, для Казахстана мало. 

«Если бы речь шла о переходе на четыре часовых пояса, которые должны быть в Казахстане, тогда в обсуждении был бы смысл», — говорит сомнолог.
Виктор Хан. Фото: Instagram Виктора Хана

Виктор Хан отмечает, что вообще-то от единого часового пояса UTC+5 в Казахстане страдают не только восточные регионы, но и самые западные, чьё время в идеале должно быть по поясу UTC+4. Как в граничащих с РК Астраханской, Самарской и Саратовской областях России. 

«Сейчас у нас на востоке рано светает летом, а на западе поздно светает зимой. Да, вопрос с ранними рассветами можно решить шторами-блэкаут. Но если человек не хочет покупать шторы? А на западе школьники зимой идут в школу в темноте. И в этом тем более нет ничего хорошего», — объясняет Виктор Хан.
19:30 в Уральске в конце мая 2024. Фото: Orda.kz

Идеальным же вариантом Виктор Хан называет не только деление Казахстана на четыре часовых пояса, но и возврат переходов на зимнее и летнее время. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости