Зачем ты купил мешок хлама: как Temu влияет на малый бизнес и психику казахстанцев

cover Фото: pixabay

Иностранные маркетплейсы активно продвигаются в Казахстане, заманивая клиентов уже не только скидками и подарками, но и азартными играми. Как агрессивный маркетинг с элементами геймификации влияет на отечественный бизнес и на психику покупателей, эксперты рассказали Orda.kz

Сначала всё нравится

Иностранными маркетплейсами сегодня в Казахстане никого не удивишь. Все уже успели посмеяться с описаний товаров на «Алиэкспрессе», заказать что-то с китайского Pinduoduo, переводя иероглифы через гугл-транслейт и не понимая, смеяться или плакать от отсутствия нормальной информации о товаре.

Кто-то покупал на российских маркетплейсах — нашумевшем Wildberries или Ozon, другие патриотично выбирали казахстанские Flip и магазин Kaspi.

Когда на рынок электронной коммерции пришёл новый игрок — Temu, он не стал какой-то сенсацией. Казахстанцы попробовали, посмотрели, увидели русифицированный аналог Pinduoduo, и ожиданий особых не было: мол, очередной магазин дешёвого китайского ширпотреба. Может быть, повозмущались насчёт не очень удобной доставки, когда курьер звонит покупателю не заранее, а уже стоя у двери подъезда. Пошутили по поводу смешных и нелепых названий товаров вроде «сепаратор яичных шелух» (пластиковое приспособление для раскалывания яичной скорлупы) или «универсальная пинцета из нержавеющей стали — точность и прочность для барбекю, медицины, наращивания ресниц». И пролистали бы, как очередной онлайн-магазин, где при случае можно приобрести что-то дешёвое, не ожидая высокого качества.

Скриншот приложения Temu
Скриншот приложения Temu
Но почему-то с покупателями стали происходить странные вещи. Всё чаще можно услышать о том, что человек зашёл на маркетплейс и не помнит, как сделал заказ на 50 тысяч тенге.

Зашёл купить пластиковую полку, а вышел из приложения, купив расчёску для укладки бороды, шесть подставок под телефон, набор для чистки ушей, овощерезку, не считая ещё 25 наименований предметов неясного предназначения. Площадка захватывает покупателя сразу и бесповоротно.

«В одной из соцсетей попалась реклама товара на Temu, перешла, появилась иконка как в казино — "колесо фортуны" с предложением покрутить, чтобы определить мою скидку. Покрутила — 50 %. То есть они готовы отдать мне все товары за полцены. Но это ещё не всё, перейдя по ссылке дальше, получила предложение выбрать шесть товаров бесплатно. Решила попробовать, азарт проснулся. Покупателя здесь поджидает первое ограничение: бесплатные товары можно выбрать только из предложенных позиций. Таким образом, по-видимому, они "сбрасывают" то, что залёживается на складе — какие-то крючки в ванную, мягкие игрушки, держалки для ложек и крышек кастрюль и тому подобное. Не успеваешь опомниться, как шесть товаров уже в корзине, хотя в быту без них можно было бы прекрасно обойтись. Только после этого хитрый магазин открывает возможность выбрать нужные вам товары за полцены, но и тут условие: чтобы получить свои шесть товаров бесплатно и 50-процентную скидку, необходимо сделать заказ на сумму свыше 30 тысяч тенге»,  рассказала одна из покупательниц по имени Элина.

В итоге она успела остановиться и отменила заказ. Но есть и те, кто не останавливается. Душу греют якобы бонусы, на психику действуют волшебные слова «скидка», «бесплатно».

«Мозг как будто затуманен. Шаг за шагом ты уже оплачиваешь заказ через банковское приложение. Только после этого сознание возвращается к реальности, и думаешь: а зачем мне всё это надо? Тот же самый фен можно купить в другом казахстанском маркетплейсе, за те же восемь тысяч тенге и без скидки. Цель этих предложений — любой ценой завлечь покупателя, навязать, заставить купить и заплатить. Делается это быстро, покупателю не дают опомниться и подумать, включается таймер "ваша скидка сгорает через 00.20 секунд". Вуаля, вы уже на крючке, вас одурманили, заставили потратиться и вручили сомнительный по качеству товар за деньги, которые вы бы могли потратить на что-то действительной нужное. Вместо этого вам привозят бесполезное барахло, которое или отправляется в мусорку, или захламляет квартиру»,  возмущается Элина. 

На маркетплейсе Temu, конечно, можно найти и полезные, нужные вещи по приятной цене. Но на это придётся потратить много времени, ведь на сайте нет полной информации ни о стране происхождения, ни о точных размерах и параметрах. Описание и отзывы выглядят так, будто их составил пьяный искусственный интеллект.

Как лотерея, качество товара и его состояние будет до последнего сюрпризом, приятным или нет — как повезёт.

Удар по бизнесу

Для покупателей площадка дешёвых товаров — это в любом случае выгодно. Но вот малый бизнес в Казахстане уже ощущает на себе травмы от появления маркетплейсов с низкими ценами.

Предпринимательница из Костаная Ольга Огаркова продаёт бижутерию и украшения. Причём некоторые позиции в её магазине даже дешевле аналогичных на маркетплейсах. Но благодаря тому, что некоторые интернет-площадки ведут агрессивную рекламу во всех соцсетях, люди заказывают эти же украшения онлайн.

«Люди получают товар, и на картинке одно, в реальности совершенно другое. У нас был случай, когда заказали украшения для фотосессии, но то, что пришло, было просто непригодно. И тогда люди пришли ко мне покупать те же самые украшения, узнали, что цена такая же, только у нас можно сразу и качество посмотреть, и примерить. А в интернет-магазине, тем более иностранном, этого не сделаешь»,  поделилась Ольга.

Она отметила, что заметно, как много средств вкладывает китайский маркетплейс в рекламу и продвижение. Ни один магазин в Казахстане не сможет сейчас с ним конкурировать по количеству этой агрессивной рекламы. А малому бизнесу вообще такие суммы никогда не светят. 

«Эти маркетплейсы к тому же не облагаются налогами, которые платим мы — отечественные бизнесмены. У китайского маркетплейса вся прибыль уходит в Китай»,  обратила внимание предпринимательница.

По словам Ольги Огарковой, появление таких конкурентов, как Temu — это сигнал казахстанским предпринимателям, что нужно делать упор на качество товара. Остаётся надеяться, что постепенно покупатели поймут, что за качеством и сервисом нужно идти к отечественным предпринимателям, а на китайском маркетплейсе брать какие-то дешёвые мелочи, не рассчитывая на гарантии качества и мирясь с долгой доставкой.      

Раздражает, злит, но предъявить нечего

Пока казахстанский бизнес с конкуренцией со стороны маркетплейсов справляется и не жалуется. Как отметил эксперт департамента торговли Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Даурен Ауталипов, говорить о каком-то значительном влиянии Temu и других маркетплейсов на развитие МСБ в Казахстане пока рано.

«У нас ещё нет сравнительных данных, чтобы утверждать, отрицательно влияет какой-то конкретный маркетплейс или положительно. А по поводу агрессивного продвижения — как эксперт могу сказать, что когда бизнес продвигает свои товары, работы или услуги, на начальном этапе быть агрессивным — нормально. Все известные на сегодняшний день агрегаторы, маркетплейсы всегда стремятся сделать всё быстрее, дешевле и проще для покупателя»,  считает Ауталипов.

При этом эксперт признал, что, приобретая на казахстанских маркетплейсах, потребитель получает какие-то гарантии, к примеру, возврата некачественного товара. А вот с иностранными площадками в этом плане всё сложно. 

«В случае трансграничного маркетплейса он, возможно, и предоставляет услуги по возврату некачественного товара, но механизм крайне сложный и некомфортный, и скорее всего за логистику будет платить потребитель. Приобретая на таких площадках, как Temu, покупатель должен понимать, что вернуть товар будет намного сложнее. То есть это выбор того, кто покупает, все риски придётся взять на себя»,  подчеркнул эксперт.

В то же время, по словам Даурена Ауталипова, никаких мер воздействия на маркетплейс, ведущий агрессивную рекламу, в правовом поле нет. Онлайн-магазин закон не нарушает, хотя и раздражает, и заманивает покупателей условно честными методами.

«Любая попытка надавить на иностранные маркетплейсы или как-то их ограничить будет вмешательством государства в процессы международной торговли. Это будет нарушением межгосударственных соглашений в сфере внешнеторговых операций»,  добавил Даурен Ауталипов.

Лудоман, шопоголик, нужное подчеркнуть 

Если с позиции защиты прав отечественных предпринимателей нет повода придраться к маркетплейсу с агрессивным продвижением, то с точки зрения психотерапевта есть о чём задуматься.

Скриншот приложения Temu
Скриншот приложения Temu

Геймификация, разжигание азарта в «казино со скидками», подключение яркого визуального ряда, который развлекает покупателя, — всё это бьёт по слабым местам психики. 

«Люди становятся зависимыми. Здесь и шопоголизм как зависимость, и страсть к игре. То есть это сразу два порока — покупки как способ снятия напряжения и возбуждение от элемента игры, от рулетки, раздачи подарков»,  отметила психотерапевт Елена Тен.

Можно до бесконечности твердить, что маркетплейсы работают в легальном поле, они не продают наркотические вещества, не ведут азартные игры на деньги, это просто бизнес. Но только он не проходит бесследно для людей с уязвимой психикой.

«Нам остаётся надеяться только на критическое мышление покупателей, но у людей оно не развито. Шопоголизм, безудержные покупки — попытка совладать с тревожностью или тревожно-депрессивным состоянием. Это способ, который стремительно ухудшает ситуацию. Зависимость из того же разряда, что употребление алкоголя, компульсивное переедание или зависимость от игр. Зачастую, если человек находится в болезненной привязанности к игре, к покупкам или к другим вещам, это уже патологическое состояние. Здесь уже епархия не психологов, а психиатров»,  подчеркнула психотерапевт.

По словам Елены Тен, если кто-то замечает за собой, что покупает много ненужных вещей, если на кухне уже пять овощерезок, на полке пять однотипных фенов, а в коридоре несколько нераспакованных заказов с маркетплейса покрываются пылью, это громкий «тревожный звоночек», что пора идти к специалисту.

«Начинается порочный круг, человек перестаёт нормально жить, он всё время и силы тратит на работу, чтобы заработать деньги и купить ненужные вещи, которые будут пылиться. Человек покупает ненужное, значит, уже выбрал шопоголизм и геймификацию как способ совладать со своей тревожностью, стрессом, выгоранием, каким-то дискомфортом. Значит, уже сужает себе выбор, он не ищет здоровые варианты, как можно справиться — спорт, общение, увлечения. У него остаётся только неадекватный закуп ненужных вещей»,  добавила Елена Тен.

И здесь удобный круглосуточный маркетплейс с яркими картинками и играми становится катализатором психологических проблем. Обвинить торговую площадку не в чем — бизнес и ничего личного. Но покупателям стоит помнить, что как курение начинается с одной сигареты, наркомания с одной дозы, так и шопоголизм начинается с одной корзины бесполезных товаров.

Читайте также:

Лента новостей

все новости