За выборами в Новом Казахстане будут пристально следить, но не наблюдатели, а государство

cover Источник фото: pixabay.com

На портале «Открытые НПА» прошло обсуждение поправок к закону «О выборах». Orda.kz выслушала позиции общественников и Минюста, который настаивает на изменениях.

Обсуждение продлилось 20 дней – с 8 по 28 июля. К концу срока проект набрал восемь с лишним тысяч просмотров и полсотни комментариев, в основном негативных.

Основные изменения в законе:

 Запрещается наблюдать за выборами и быть членом избирательной комиссии гражданам, которых выдвинули НПО (неправительственные организации – Прим. ред.) с иностранным финансированием;

 ЦИК республики получает новые полномочия по аккредитации наблюдателей и наблюдателей от НПО, а правила аккредитации разрабатывает самостоятельно;

 Вводится требование о наличии в уставе НПО вида деятельности, связанного с наблюдением за выборами или правами участников избирательного процесса;

– НПО, подавшее на аккредитацию в ЦИК для наблюдения за выборами, автоматически соглашается на раскрытие информации, составляющей банковскую и иную охраняемую законом тайну.

Orda.kz запросила у Минюста разъяснения по ключевым пунктам, но ответ пришёл в августе и по традиции такой же размытый, как формулировки в поправках к закону.

Авторы уверяют, что все делается во благо, а именно «для приведения выборного законодательства в соответствии с общей логикой системы правового регулирования электоральных процессов». Аккредитация призвана «определить статус наблюдателя, его права и полномочия». Однако казахстанские общественники придерживаются совсем другого мнения. Orda.kz поговорила с правозащитником Романом Реймером. Его неприятно поразили все вышеуказанные пункты, а также некоторые дополнения к выборному процессе в целом.

Так, Минюст предлагает сделать процесс госзакупок для ЦИК вне конкурса.

«Они мотивируют это тем, что слишком долго идёт процесс согласования работ и услуг. Не такие, мол, у нас большие сроки. И тут им хочется ответить: может, надо перестать делать выборы внеочередными, а делать очередные всегда?» – вопрошает Реймер.

По мнению Реймера, это пример двойных стандартов. С одной стороны, государство хочет лезть в карман и изучать содержимое НПО, с другой – хотят скрыть собственные расходы.

В Минюсте ссылаются на мировой опыт – декларации ООН, институты аккредитации наблюдателей Болгарии, Кыргызстана, Грузии и Норвегии. Уверяют, что поправки «призваны лишь повысить ответственность и профессионализм наблюдателей» и соответствуют всем конституционным нормам. Правозащитник уверен, что всё наоборот – законопроект направлен на ограничение независимого наблюдения в республике.

«На прошедших за последние годы выборах государство использовало ковидные ограничения, чтобы не пускать НПО на участки, постановление ЦИК от 4 декабря 2020 года, пытались ограничить фото- и видеофиксацию. Мы видим, что власти просто пытаются от нас избавиться любыми способами. Я на 100% уверен, что бы они там ни говорили про иностранное влияние, госбезопасность – это всё ерунда», – говорит Реймер.

По его мнению, есть ещё один весьма странный пункт, который касается напрямую журналистов:

«В день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования при подсчёте голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать не более трёх представителей от средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции».

Минюст считает, что большое количество журналистов создавало сложности на выборах, а эта поправка«позволит организовать качественное и профессиональное освещение избирательного процесса». Во время последнего референдума по закону требовалось одно редакционное задание на один избирательный участок, и корреспонденты Orda.kz строго выполняли это требование. Какие сложности возникают при скоплении журналистов – не совсем понятно.

Роман Реймер также не понимает смысла нововведений и напоминает о том, что наблюдатели и пресса по существующему закону не имеют ни малейшей возможности вмешиваться в избирательный процесс.

«Наблюдатели, в отличие от политических партий, не декларируют политические цели, к власти не идут, они следят только за механикой процесса. Влиять на выборы они не могут», – уверен эксперт.

При ограничении участия НПО с иностранным финансированием к наблюдателям, прибывшим из-за рубежа, у Минюста, претензий нет. Они могут прибывать делегациями и следить за казахстанскими выборами. Из этого следует вывод, что главная задача законопроекта – ограничить именно внутреннее наблюдение.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости